Эксперты увидели в Rivian признаки пузыря
За пять дней после выхода на биржу автопроизводитель Rivian обогнал по капитализации своего крупнейшего европейского конкурента — Volkswagen. Рыночная стоимость Rivian приблизилась к $150 млрд, при этом компания еще не запустила массовое производство и имеет нулевую выручку. Опрошенные «Компанией» эксперты считают, что автопроизводитель на сегодня явно переоценен, но через пару лет станет понятно, оправдал ли Rivian ожидания.
В ходе торгов акции Rivian на NASDAQ выросли на 20%, достигнув на пике $179,4. Показатель на почти на 121% выше цены, по которой компания разместила свои бумаги в ходе IPO ($78). При этом диапазон дважды пересматривали, первоначальный составлял от $57 до $62. Объем размещения достиг $11,9 млрд, что сделало IPO Rivian крупнейшим со времен размещения Facebook в 2013 году и шестым по объему за всю историю, перечисляет Bloomberg. Последний инвестиционный раунд прошел по оценке $27,6 млрд.
Это позволило капитализации компании превысить $150 млрд, что выше рыночной стоимости Volkswagen ($137 млрд). Последней также принадлежат бренды Porsche, Audi и Lamborghini, производит выпускает около 10 млн автомобилей в год и получает около €250 млрд годовой выручки.
Однако Rivian пока не может похвастаться массовым производством и хоть какой-то выручкой: первые автомобили компания начала поставлять только в сентябре 2021 года. При этом у компании довольно длинная история и имеется в наличии заказ на 100 тыс. развозных электрогрузовиков от Amazon (основной заказчик и крупнейший акционер), а также техподдержка от Ford (еще один крупный инвестор).
Тем не менее риски образования пузыря есть, заявил «Компании» независимый экономический эксперт Антон Шабанов. «Сейчас в моменте заметна переоценка, капитализация не подтверждена ни продажами, ни финансовыми показателями», — заявил он. По словам Шабанова, инвесторы верят в развитие Rivian, но оправдаются ли их ожидания — «покажет только будущее».
«Инвесторы доверяют не столько самой компании, сколько сектору электромобилей, который крайне популярен последние два года. Поэтому адекватные разработки по нормальным ценам инвесторы приветствуют и вкладывают в них свои деньги», — объяснил эксперт.
Риски видит и финансовый аналитик Сергей Дроздов. «Это биржевая спекуляция. Фундаментально рост капитализации никак не обоснован, поэтому со временем пузырь может лопнуть», — сказал он в беседе с «Компанией». Дроздов отметил, что сам бы не стал приобретать бумаги компании. «Через какое-то время рынок пересчитает стоимость Rivian. Но такое поведение фондового рынка — не редкость». По словам аналитика, среди верящих в компанию инвесторов, «только спекулянты».
По фундаментальным показателям компания выглядит переоцененной, но надо иметь в виду, что такая высокая оценка учитывает ожидания на следующие 5 лет, если не все 10 лет, считает аналитик ФГ «ФИНАМ» Ксения Лапшина. Она отметила, что только через два-три года можно судить о том, оправдал ли автопроизводитель ожидания инвесторов. «Но стоит рынку пошатнутся, и акции Rivian могут оказаться в числе тех, которые будут продавать в первую очередь», — добавила аналитик в разговоре с «Компанией». По статистике, ажиотаж вокруг новых акций спадает уже через несколько месяцев после IPO, также нередко можно увидеть резкую просадку после lock-up, когда институциональные акционеры получают право продавать свои акции.
Конкурент Илона Маска
СМИ называют Rivian главным конкурентом Tesla Илона Маска. В мире не так много компаний, которые довели электрокар до серийного производства, у некоторых из них есть реальные шансы выйти на крупносерийный выпуск. При этом по-настоящему близки к Tesla только Rivian и Lucid Motors, которая также публична и уже запустила производство.
Есть вероятность, что Rivian и Lucid, которая стоит около $60 млрд, составят будущую «большую тройку» электромобилестроения (как детройтские Chrysler, GM и Ford). Однако в историях Rivian и Tesla есть большие различия: когда Tesla стала публичной в 2010 году, она раскрыла доходы в $93 млн, а ее убытки оказались ниже $1 млрд за первое полугодие (именно о таком размере убытка объявил Rivian), писал Bloomberg. Первоначальная рыночная капитализация Tesla составляла $2 млрд и не достигала $90 млрд до 2020 года.
Оценку Rivian также подняла триллионная капитализация Tesla, пишет The Wall Street Journal. Более того, Rivian опередил именитого конкурента, начав серийное производство R1V до того, Tesla запустила свой Cybertruck.
Кто придумал Rivian
Rivian в 2009 году основал Арджей Скариндж из Массачусетского технологического института. Его отец имеет докторскую степень по машиностроению и собственный бизнес, работающий на оборонную промышленность США. Именно семья и друзья предоставили Скаринджу первое финансирование, хотя в 2008 году начался финансовый кризис, упал спрос на автомобили, а General Motors и Chrysler стали банкротами. Стартап получил название Rivian — анаграмма округа Индиан-Ривер, где он вырос.
Первые инвестиции он привлек от Мохаммеда Абдулы Латифа Джамиля, наследника семейного бизнеса – Abdul Latif Jameel Company ($5 млн), еще $3,5 млн — от штата Флорида, где тогда находилась ее штаб-квартира.
В первое время компания почти ничем не отличалась от других электромобильных стартапов. Изначально Rivian хотел создать спортивный электромобиль, но после начал проектировать пикапы и кроссоверы. Компания привлекла внимание инвесторов в 2009-м — в тот год Amazon сначала инвестировал в Rivian, а после заказал 100 тысяч электрогрузовиков.
Сейчас у компании всего одна сборочная площадка в США — бывший завод Mitsubishi в Нормале (штат Иллинойс). В сентябре с конвейера спустили первый люксовый пикап R1T — на него уже есть примерно 50 тысяч заказов, первая тысяча должна отправиться потребителям до конца года. В декабре Rivian начнет производить кроссовер R1S.