Экспресс-доходы
Доходность новых пассажирских проектов ОАО «РЖД» наверняка может стать предметом зависти многих бизнесменов. На прошедшей неделе представители компании объявили, что рентабельность экспресса «Спутник», пущенного в середине февраля между Москвой и Мытищами, составила 34%. Вполне сопоставимо с доходами, например производителей красной икры. Еще больше в «РЖД» заработали на экспрессе Павелецкий вокзал – аэропорт Домодедово. Его рентабельность за первые десять месяцев 2004 года составила 134%. Представители компании «Ист Лайн», управляющей аэропортом, связывают успех ветки с ростом пассажиропотока в самом Домодедове. Из аэропорта улетают около 9 млн человек в год, и примерно четверть из них добираются на экспрессе. Однако в «РЖД» успех проекта связывают в первую очередь с организацией обслуживания маршрута. Платят за проезд абсолютно все. Относительно высокая платежеспособность пассажиров аэропорта (по сравнению с клиентами остальных электричек) позволили «РЖД» вдвое поднять цены на билет до Домодедова. С момента запуска проекта в августе 2002 года цена поднялась с 50 руб. до 100 руб.
Ставка на экспресс «Спутник», связавший Москву и Мытищи, также была сделана не зря. Спрос на транспортные услуги на этом направлении всегда был высоким. Еще до запуска «Спутника» глава московского метрополитена Дмитрий Гаев, рассуждая о дальнейшем развитии веток метро, заметил, что их никогда не будут продлевать до Мытищ, поскольку в этом случае метрополитен «захлебнется».
Возможно, из-за гарантий высокого спроса запуск экспресса пока не повлиял на бизнес других игроков рынка пригородных перевозок – маршрутные такси. По словам начальника управления пассажирских перевозок «Автолайна» Павла Аленичева, их компания не почувствовала существенного оттока пассажиров с началом работы «Спутника». «Клиенты у железной дороги и маршрутных такси разные. После пуска экспресса количество домов вокруг железнодорожной станции Мытищи не увеличилось, остальным жителям города до нее все равно необходимо ехать на автобусе. Им нередко проще добираться до Москвы на маршрутке, которая останавливается недалеко от их дома», – говорит Аленичев.
Другим важным условием успеха стало то, что оплата услуг, как и в случае с домодедовским проектом, гарантирована. Чтобы отсечь «зайцев», все станции, на которых экспресс делает остановку, были оборудованы специальными турникетами. По данным «РЖД», из перевезенных почти полумиллиона пассажиров, 61% заплатили за билет полностью, 8% – половину стоимости, и 31% воспользовались правом на бесплатный льготный проезд. «Спутник» между Москвой и Мытищами обошелся «РЖД» почти в 3 млрд руб., и даже несмотря на то, что в первый год своего существования он стал рентабельным, затраты окупятся не раньше, чем через десять лет.
В «РЖД» не скрывают, что новые проекты позволят продемонстрировать потенциальным инвесторам привлекательность пассажирских перевозок. Пока частные компании предпочитают вкладываться в грузовые перевозки. Однако им вряд ли удастся получить от «РЖД» столь доходные маршруты. Самые прибыльные участки монополист оставит за собой и будет дальше развивать экспресс-перевозку на направлениях с гарантированным спросом и платежеспособными пассажирами.