Экзотика в бензобаке: может ли биотопливо «залить» дефицит бензина в стране
Геополитика бьет по российским АЗС: дефицит бензина приводит к росту цен, на что болезненно реагируют автолюбители. В апреле этого года правительство поручило Минэнерго, Минпромторгу и ФАС проанализировать, почему так изменились ценники на заправках. Накануне Минэнерго даже закрыло статистику по выпуску топлива в стране. В РФ уже сформировалась хроническая нехватка некоторых видов бензина, в том числе его видов с высокооктановым числом (в первую очередь это марки АИ-98 и АИ-100). Решением проблемы может стать биотопливо, для производства которого сырья у нас в избытке. Только вот слишком это экзотично и не хватает регуляторики.
Например, один из самых распространенных видов биотоплива — биоэтанол — в России в промышленных масштабах не производят, хотя его можно делать из низкосортной пшеницы или кукурузы, недостатка которой у аграриев нет. В то же время биоэтанол способен заменить многие виды высокооктановых присадок к бензину и помочь справиться с их временным дефицитом. Этиловый спирт или непосредственно добавляют в топливо, или делают из него высококачественный бензиновый компонент — этил-трет-бутиловый эфир.
По словам профессора Губкинского университета Михаила Ершова, дефицит бензина и присадок в РФ обострился из-за отсутствия иностранных деталей для ремонта НПЗ (их сложно купить из-за санкций), а также из-за ударов беспилотников по нефтеперерабатывающей инфраструктуре. Кроме того, отрицательную роль сыграл фактор низкого уровня конкуренции на рынке высокооктановых добавок.
Этанолу пророчат большое будущее как новому, экологичному поколению горючего. Research and Markets прогнозирует, что в ближайшие годы рынок биоэтанола будет расти на 8,12% в год и достигнет 13,9 млрд долларов к 2027-му. По оценкам Алексея Аблаева, президента Российской биотопливной ассоциации, мировой рынок биоэтанола сегодня составляет 80 млн тонн, 49 млн из них приходится на США. «В США биоэтанол уже занимает 10% в литре бензина, в Бразилии — 2,5%», — говорит он.
Эта популярность объясняется в том числе тем, что бензин с добавками биоэтанола нетоксичен и имеет более высокие технические характеристики, чем традиционный, утверждает Михаил Ершов.
Бензин с запахом хлеба
Многие заводы в России производят пищевой этиловый спирт. Их вполне можно перевести на выпуск биоэтанола, если на рынке появится высокая потребность в таком компоненте бензина, считает Ершов.
Производство биоэтанола в РФ с нуля еще никто не начинал, хотя оно может стать эффективным решением и для аграриев, которые периодически страдают от затоваренности рынка и падения цен. Если направлять излишки урожая на выпуск этанола, общая экономика хозяйств станет более устойчивой, уверен Аблаев. По мнению эксперта, это главная причина для выпуска биоэтанола в России. К примеру, на него может идти самое низкокачественное дешевое зерно. Однако этот процесс осложняется двумя моментами.
Во-первых, так как биоэтанол — это этиловый спирт, немного отличный по своим характеристикам от пищевого, его производитель должен действовать по правилам хранения, которые устанавливаются Росалкогольрегулированием. Новым заводам, даже если они будут нацелены только на производство топлива, придется получать лицензию и быть подконтрольными этому ведомству, чего они делать не хотят.
Вторая проблема чисто техническая. Биоэтанол растворяется в воде, по этой причине его сложно перевозить и хранить, используя существующую топливную инфраструктуру, где нет возможности предотвратить попадания воды. Поэтому производить спирт разумно только рядом с местом производства конечного топлива.
Экзотика в бензобаке
По мнению председателя совета директоров ГК «Титан» Михаила Сутягинского, заводы по глубокой переработке зерна могут выбрать в качестве базового продукта именно биоэтанол. Для его производства требуется низкосортное зерно, а остальное можно пускать на выработку пищевого крахмала, глютена, высокопротеиновых кормовых добавок и другой востребованной продукции, в том числе малотоннажной химии.
В РФ уже появляются технологии, которые сделают возможными масштабные проекты по переработке зерновых и других аграрных культур в биотопливо. Например, омская ГК «Титан» разработала подобный проект. По расчетам специалистов компании, для производства 400 тонн конечного продукта — ЭТБЭ — требуется порядка 180 тыс. тонн этанола. Чтобы получить такое количество этанола, нужно переработать примерно 700 тыс. тонн пшеницы.
В «Титане» считают, что биоэтанол станет востребованным на российских НПЗ. По словам Сутягинского, мощности выпуска этанола в базовом проекте «Титана» могут обеспечить возможность производить 8–13 млн тонн экобензина. Это, по его оценкам, позволит экономить до 500 млн кубометров природного газа и 1,5 млн тонн нефти в год.
Причем, используя биоэтанол, российские нефтяные компании смогут конкурировать на экспортных рынках с экобензинами (Евро-6). Стимулирование применения био-ЭТБЭ отвечает достижению национальных целей развития страны в части экологии, что позволит сократить вредные выбросы от автотранспорта в атмосферу на 40–60%, уверен Сутягинский.
По мнению бизнесмена, проект можно начать реализовывать и на сегодняшний день все предпосылки к этому есть, нужно только внести изменения в законодательную базу, которые позволят использовать ЭТБЭ для производства экобензинов.
Эксперт топливного рынка Сергей Юшков перспективным считает скорее экспорт биоэтанола, который востребован на мировом рынке, особенно в тех странах, где есть ограничения на использование невозобновляемых источников топлива. По его мнению, российские НПЗ пока не заинтересованы в биотопливе, так как оно не может конкурировать по цене с классическим и слишком экзотично для отечественного рынка. Экспорт биоэтанола в Европу действительно возможен, ведь туда запрещены поставки только нефтепродуктов и топлива из РФ, при этом о биотопливе речи не идет.
Однако Алексей Аблаев напоминает, что, даже если удастся попасть на европейские рынки, нужно быть готовым к высоким перепадам цен и конкуренции — как минимум треть года продукт придется продавать в убыток.