Электрическая охота

Атака мелких иностранных акционеров РАО "ЕЭС", поддержанная Федеральной комиссией по ценным бумагам, увенчалась успехом. Несмотря на успокаивающие заявления, Анатолий Чубайс фактически отказался от единоличного управления компанией, которой он номинально руководит.

Напомним суть дела. РАО "ЕЭС" испытывает острую нужду в инвестициях. Износ оборудования компании составляет сегодня более 55%. Четвертая часть электроэнергии вырабатывается турбинами, возраст которых превышает 60 лет.

Для модернизации и переоборудования энергетической монополии необходимо более $2 млрд, которых нет ни у самой компании, ни у ее главного акционера - государства. Чтобы выйти из этого тупика руководство РАО "ЕЭС" разработало программу реструктуризации компании, согласно которой весь бизнес будет разделен на составляющие - сетевую, генерирующую и сбытовую. На основе генерирующих мощностей и региональных АО-энерго будет создано несколько десятков компаний, акции которых будут реализованы на рынке.

Большинство западных инвесторов, которым принадлежит свыше 30% всех акций компании обратились в ФКЦБ с протестом против такой реструктуризации. По их мнению, план плохо прописан, "является непрозрачным" и создает риск вывода активов из РАО без соответствующей компенсации миноритарным акционерам.

Публичное представление плана реструктуризации вызвало резкое снижение стоимости РАО "ЕЭС". Всего за два месяца капитализация компании уменьшилась почти на треть. Инвесторы взбунтовались. Член совета директоров компании Борис Федоров, представляющий интересы западных акционеров, заговорил о созыве внеочередного собрания акционеров.

И вот здесь началось самое интересное. Чубайс быстро пошел на попятную, очень скоро согласившись со многими требованиями западных акционеров. По большому счету отступать ему было некуда. Контрольный пакет, который номинально принадлежит государству, фактически подконтролен президентской администрации. Александр Волошин (который, кстати, является председателем совета директоров РАО) и близкие к нему Роман Абрамович и Александр Мамут числятся среди старых недоброжелателей Чубайса. Собственно, в этом нет ничего удивительного, поскольку питерская либеральная команда, возглавляемая главой РАО "ЕЭС", осталась последней альтернативной Кремлю командой в российских властных структурах. По уставу РАО, утвержденному еще Борисом Ельциным, снять президента компании можно только при условии обладания более чем 75% акций. До сих пор это казалось невозможным, поскольку иностранные инвесторы всеми силами поддерживали Чубайса. Однако теперь ситуация изменилась: Кремль и западные инвесторы совместными усилиями могут запросто выкинуть Чубайса из его кресла.

Совпадений, свидетельствующих, что администрация была по меньшей мере не против атаки на РАО, достаточно много. Характерно, например, что в числе ее активных участников оказались глава ФКЦБ Игорь Костиков и Борис Федоров - люди, считающиеся близкими к кремлевскому окружению.

Однако вряд ли Волошину удалось бы столь быстро поставить на место главного энергетика страны, если бы ему не помог… сам Чубайс. Желание стать настоящим олигархом, похоже, перевесило в бывшем чиновнике все доводы разума и даже элементарную осторожность. Всего через несколько месяцев после прихода в РАО среди правительственных либералов поползли мрачные слухи: Чубайс-де опять ошибся с кадрами, за его спиной делается такое… Трудно сказать, насколько эта информация соответствует действительности, но факт остается фактом - за последние полгода компанию покинули сразу несколько высокопоставленных менеджеров, имеющих очень достойную репутацию. При этом уходят как профессиональные энергетики (например, Александр Ремизов), так и старые питерские соратники (Анатолий Зелинский). Несмотря на многократные предупреждения коллег и друзей ("Дерипаска нам не товарищ"), Анатолий Чубайс развернул программу масштабного объединения активов с "Сибирским алюминием", которая тоже, увы, завершилась лишь чередой громких скандалов и взаимных обвинений.

Мало того, Чубайс допустил непростительный промах, начав глобальную программу реструктуризации в условиях неопределенности в отношениях с Кремлем. Программа, затрагивающая столь масштабные интересы, наверняка бы вызвала бурю протестов и в более спокойные времена. Теперь же план энергетической реформы, разработанный под руководством Чубайса, будет очень удобной мишенью для критики.

Чубайс уже не раз демонстрировал завидные бойцовские качества в схватках с Хасбулатовым, Коржаковым, Сосковцом, Березовским и Примаковым. Проблема заключается в том, что на этот раз особой войны и не было. Президентская администрация попросту дождалась своего шанса, использовав все промахи главного энергетика. Результат очевиден: реальные возможности Чубайса сильно уменьшились - из мобильных ферзей он переведен в недвижимые "короли". Выражаясь бюрократическим жаргоном, главу РАО "подвесили", продемонстрировав, что набрать искомые 75% голосов не так уж и сложно. При этом для отставки Чубайса администрация может выбрать и более удачное время - например, снять его за плохую подготовку к зиме. Хорошей она точно не будет, поскольку, во-первых, не может быть таковой в принципе, а во-вторых, по-прежнему не урегулирована проблема поставок газа на электростанции (Рем Вяхирев наверняка тоже не упустит шанса досадить старому недругу).

Ослабление позиций Чубайса серьезно меняет расклад сил во властных коридорах. По сути теперь осталась только одна реальная властная группировка, контролирующая практически все экономико-финансовое пространство. На повестке новый вопрос - как долго продержится кремлевская группа. Ее интересы слишком велики и обширны, чтобы долго продолжать единую последовательную политику. Уже сегодня, например, очевидно расхождение позиций Волошина и Березовского. Менее заметны, но, по слухам, уже назревают конфликты старой, и новой кремлевских команд. Впереди - распад их интересов. Нечто похожее в российской истории уже было: в 1997 году "семибанкирщина" развалилась, не просуществовав и года. Проблема только в том, что Чубайсу придется следить за этим процессом в непривычной для себя роли рядового зрителя. Анатолий Борисович теперь на своей шкуре знает: олигархами не назначают. Ими становятся.