Электрическая тяга

13.10.200300:00

Во время недавних перебоев с электроэнергией, от которых пострадала едва ли не половина Америки, компьютеры Нью-Йоркской фондовой биржи работали без помех. Причина тому – системы бесперебойного питания от Emerson. Столетие назад едва ли кто-то мог предположить, что оборудование Emerson будет обеспечивать энергетическую безопасность одной из главных бирж мира.

 

История компании Emerson началась в 1890 году, когда выходцы из Шотландии братья Чарльз и Александр Местоны основали фирму Emerson Electric Manufacturing Co. Более века назад они увидели огромный потенциал в едва зарождавшемся электрическом бизнесе. Примерно в те же годы были основаны Compagnie Generale d’Electricite (1898) и The General Electric Company (1886).

 

На деньги судьи

 

Местоны занялись созданием надежного электромотора и получением патента на его конструкцию. Своих денег у братьев не хватало, поэтому в качестве главного инвестора проекта был привлечен бывший военный и юрист Джон Уизли Эмерсон. По его имени была названа компания, и он стал ее первым президентом.

Джон Эмерсон был человеком, не обделенным талантами. Он родился в 1830 году в городке Айронтон, штат Миссури, служил офицером в армии США, окончил юридическую школу Мичиганского университета и в возрасте 27 лет вернулся домой, где стал работать судьей.

Впервые к истории Эмерсон прикоснулся в августе 1861 года, когда бригадный генерал северян Улисс С. Грант основал свой штаб в Айронтоне. На склоне лет Джон напишет ряд статей для журнала Midland Monthly. В них он подробно поведает о карьерном пути Гранта, а также о планах захвата долины Миссисипи, которые генерал вынашивал во время пребывания в Айронтоне.

Проработав 30 лет в Айронтоне, в 1887-м Эмерсон получил назначение в Сент-Луис. Там-то он и повстречал братьев Местонов, убедивших его вложить деньги в весьма рискованное по тем временам предприятие. Джон риска не побоялся. История показала, что он был прав.

Новорожденная фирма стала настойчиво продвигать свои электромоторы, для чего ей пришлось фактически создавать новые рынки. Приоритетным направлением стала область бытовых приборов. В 1892 году на американских прилавках появились первые электрические вентиляторы производства Emerson. Благодаря этим нехитрым устройствам фирма в первые годы ХХ века приобрела общеамериканскую известность.

 

Войны и мир

 

Первая мировая война мало повиляла на деятельность Emerson. Бизнес компании лежал в стороне от рынка вооружений – с сегодняшних позиций это кажется удивительным, но в 1914 году создатели военной техники не слишком нуждались в электромоторах. В годы войны Emerson продолжала производить вентиляторы для американцев, не слишком обеспокоенных трагедией Старого Света. Крушение трех монархий – Российской, Австро-Венгерской и Османской – не сказалось на состоянии американского потребительского рынка, и компания искала новые сферы применения своих электромоторов – к вентиляторам добавились швейные машинки, зубные дрели и даже музыкальные инструменты.

В 1920-е годы компания, быстро развиваясь, продолжала электрифицировать быт американцев. Основным импульсом к тому стали новые возможности электричества. Оказалось, что электрический мотор может быть применим едва ли не в любой сфере человеческой деятельности. На потребительском рынке с успехом расходились все те приборы, которые разрабатывались инженерами-новаторами – насосы, пилы, лебедки и т.д. Компания поставляла электромоторы для этих приборов, но все же основным товаром фирмы оставались вентиляторы. Emerson в тот период еще не была компанией- брэндом, ее электромоторы находились внутри устройств, сделанных другими компаниями, однако это вполне устраивало фирму, которая из маленькой семейной мастерской переросла в предприятие среднего бизнеса.

Идиллию разрушила Великая депрессия. Рынок труда рухнул в одночасье. Американцы просто потеряли возможность покупать электрические приборы. Emerson оказалась на грани банкротства. Вывести фирму из бедственного положения смогло появление новых продуктов. Инженеры компании придумали герметичный            электромотор для холодильников. Американские рестораторы, переживавшие кризис не менее тяжело, чем предприниматели в других отраслях, как ни старались экономить, от приобретения холодильных устройств отказаться не могли. В свою очередь, домохозяйки быстро сообразили, что холодильник – вещь необходимая. Это также способствовало росту продаж. Таким образом, Emerson пережила Великую депрессию благодаря холодильникам.

К началу второй мировой войны Emerson прочно стояла на ногах. Она начала постепенно переключаться с производства исключительно электродвигателей для бытовой техники на изготовление промышленного электрического оборудования. В этом качестве Emerson в годы войны получила крупные заказы оборонного ведомства США, в частности, выпускала оборудование для тяжелых бомбардировщиков B-24. Эти «летающие крепости» использовались на различных театрах военных действий, патрулировали акваторию Атлантического океана. Их главная задача здесь состояла в борьбе с немецкими надводными и подводными кораблями. Оборудованные радарами, самолеты выслеживали немецкие суда, а затем уничтожали их. Emerson выпускала турели – устройства для поворота авиационных пушек – и к концу войны неожиданно для себя стала крупнейшим в мире изготовителем авиационных турелей.

 

Не вентилятором единым

 

После войны, когда необходимость в турелях отпала, Emerson пришлось решать сразу несколько проблем. Первая из них была связана с фактором ярко выраженной сезонности продаж главного товара компании – вентиляторов. Несмотря на расширение ассортимента, вентиляторы продолжали быть для Emerson товаром номер один, но перспектива вести бизнес только в жаркое время года не устраивала менеджеров. Другая вставшая перед Emerson проблема – обострившаяся конкуренция на рынке электромоторов, где позиции компании теснили другие крупные производители, к примеру, General Electric.

В начале 1950-х глава Emerson В. Р. Персонс занялся переоснащением и децентрализацией производственной базы компании.

Emerson поглотила несколько компаний и в результате проникла в новые для себя отрасли: производство контрольно-измерительных приборов для промышленности и энергетики, изготовление компрессоров и электрооборудования для автомобилей. При этом Персонс остался привержен давней стратегии Emerson – производить комплектующие, а не конечный продукт.

За неполные 20 лет, с 1954-й по 1973-й, Персонс добился немалых успехов. Число фабрик компании увеличилось с 2 до 82, а штат с 4000 до 31 000 человек. Продажи Emerson, в свою очередь, увеличились с нескольких миллионов до миллиарда долларов в год.

 

Время шлифовать камни

 

Преемником Персонса в 1973 году стал Чарльз Найт. Если первый президент обеспечил компании быстрый количественный рост, то на долю второго выпало «наведение порядка» в разросшемся бизнесе. Найт принял от Персонса большую, но рыхлую компанию. Быстрый рост привел к тому, что новые подразделения не успевали интегрироваться в единое целое. В 1973 году Emerson представляла собой скорее «ассоциацию бизнесов», чем корпоративный организм.

Свою деятельность в качестве главы компании методичный и последовательный Найт начал с обновления управленческой практики. Он стал «шлифовать» менеджмент, в том числе начал проводить ежегодные конференции и семинары, на которых рассматривались вопросы планирования и оценивались итоги отчетного периода. Со временем пунктуальный, дотошный, дисциплинированный стиль Emerson стал образцом для подражания. В 2000 году журнал Business Week назовет Чарльза Найта в числе 25 лучших менеджеров корпоративной Америки.

Бизнесмен продолжал расширять поле деятельности компании. В 1970 – 1980-е Emerson сделала несколько приобретений, благодаря которым проникла в новые для себя сферы деятельности: коммунальную электроэнергетику, компьютерные технологии, управление бизнес-процессами.

В 1982 году Найт вывел компанию на биржу, а в 1984-м решился на смену корпоративной стратегии. В течение 94 лет компания специализировалась преимущественно на производстве комплектующих – она изготовляла электрооборудование, которое становилось составной частью готовой продукции других компаний. Отныне Emerson решила производить собственную готовую продукцию с максимально возможной добавленной стоимостью – причем продукцию, соответствующую самым высоким стандартам качества. Поэтому вторая половина 1980-х и частично 1990-е годы прошли для Emerson под знаком совершенствования технологических процессов.

Кроме того, Найт решил покончить с территориальной ограниченностью бизнеса. Всю свою историю Emerson была американской компанией, которая действовала преимущественно на рынке США. Ее глава решил превратить Emerson в мировой брэнд. Он стал пробиваться на растущие рынки Европы и Азии, выстраивая систему прямых продаж за пределами США. Несмотря на конкуренцию со стороны GE, Rolls-Royce, Siemens, Emerson медленно, но верно шла к намеченной цели. В 2002 году продажи за пределами США составили 42% общего объема бизнеса компании ($5,8 млрд в денежном выражении).

 

Новые увлечения

 

Покидая свой пост в октябре 2000 года, Чарльз Найт говорил, что нацелил компанию на дальнейшее развитие и что развитие это будет зависеть от того, насколько компания сможет воспользоваться доступными ей технологическими и людскими ресурсами.

Сменивший Найта на посту главы компании Дэвид Фарр не стал отходить от установок, выработанных предшественником. Приступая к руководству бизнесом, он заявил, что продолжит курс на инвестиции в будущее. В понимании менеджеров Emerson дальнейшее развитие компании связывается со строительством энергетической инфраструктуры в развивающихся странах и стремительным технологическим совершенствованием.

В рамках этого курса Emerson недавно инвестировала $2,5 млрд в компании, работающие на развивающемся рынке энергосетей.

Одно из последних «увлечений» Emerson связано с телекоммуникациями. В течение 1990-х компания производила оборудование для энергетического обеспечения операторов связи. Этот рынок настолько заинтересовал компанию, что в 2000 году она решила выделить его в самостоятельное подразделение – Emerson Telecommunications Products.

Сейчас на это подразделение приходится $1 млрд продаж ежегодно.