Электроэнергетика перезагрузка
Далеко не все нововведения, внедренные в ходе реформы РАО "ЕЭС", оказались на 100% эффективными. Тем не менее рынок постепенно саморегулировался, цивилизовывался, а поставщики электроэнергии добровольно шли на уступки потребителям. И это несмотря на то, что коренным образом правила игры многократно менялись. "Внесение изменений в изменения от такой-то даты к изменениям от иной даты и т.д., и т.д., и т.д." - примерно так выглядит типичное отраслевое положение в электроэнергетике. Причем объем места под пояснения, что чего изменяет, может составлять пару-тройку страниц, и только потом идет собственно суть трансформаций.
Два товара
На отечественном корпоративном рынке электроэнергетики конечный потребитель платит за два вида товара - непосредственно за электричество и за мощность. Существует такой термин, как число часов использования мощности (ЧЧИ). Как известно, в зависимости от времени суток энергосистема загружена по-разному, в ней есть как пики использования мощности, так и часы, когда она недогружена. Пики в основном связаны с жизнедеятельностью населения: утром все встают и включают электроприборы, вечером приходят с работы, готовят еду, а потом смотрят телевизоры.
Промышленность на эти пики влияет не так значительно, все предприятия имеют заранее рассчитанный график потребления электричества, причем система ЧЧИ позволяет им экономить средства. Например, ночью мощность дешевая, так как система недогружена, значит, имеет смысл наиболее энергоемкие процессы перенести на это время суток. Наоборот, в пиковые часы мощность наиболее дорогая, соответственно пользоваться ей нужно рационально. Иными словами, сложившаяся система подталкивает промышленность к проведению мероприятий по повышению энергоэффективности, о необходимости чего не раз заявляли чиновники. Собственно, данный процесс уже давно идет, заводы и фабрики стараются потреблять электричество в наиболее выгодные для себя часы. "Для тех потребителей, которые могут достаточно точно планировать свой объем потребления, экономически целесообразна установка почасовых приборов учета. При наличии тарифного меню с использованием дифференцирования по ЧЧИ такие потребители могут рассчитываться с их гарантирующими поставщиками по часам, как на оптовом рынке, - рассказывает генеральный директор ООО "Гарант Энерго" Владимир Щучкин. - При внедрении на подобных предприятиях системы энергетического менеджмента потребитель может экономить по 20-30% относительно тех предприятий, которые не планируют и работают только в дневное время, когда электроэнергия наиболее дорогая".
Штрафов.net
При всех плюсах систему ЧЧИ понимали далеко не все. В большей степени это касалось среднего и малого бизнеса (СМБ), представители которого не уставали удивляться, почему им приходят довольно солидные счета за энергию. При этом никакой работы по энергоэффективности в данном секторе экономики, как известно, не ведется. Со стороны СМБ пошло активное лоббирование "повышения прозрачности" рынка электроэнергии, а также введения более простых механизмов расчетов вместо ЧЧИ.
Еще несколько лет назад ГП осознали порочность данной практики, пошли навстречу своим клиентам, и сегодня никто никого ни за что не штрафует. Потребитель оплачивает ровно тот объем энергии, который он истратил, и не более того. И в действующей в отрасли нормативной базе гарантированные поставщики не имеют права штрафовать потребителей как за перебор выбранной энергии, так и за недобор. "Бесспорно, были попытки со стороны ряда недобросовестных энергосбытовых компаний вменить потребителям некие несуществующие штрафы, однако эти попытки на корню пресекались антимонопольными органами, - поясняет руководитель группы по проектам в энергетике юридической компании Vegas Lex Евгений Родин. - В соответствии с действующей редакцией Правил розничных рынков электрической энергии включение в договоры энергоснабжения пунктов о штрафных санкциях или каких-либо дополнительных платежей за перебор или недобор электроэнергии потребителями возможно только по обоюдному согласию потребителя и поставщика. При этом понуждение потребителя включить соответствующие положения о штрафных санкциях в договор нередко расценивается как навязывание заведомо невыгодных условий. Любой подобный факт - это предмет для антимонопольного разбирательства с возможностью оштрафовать ГП на некоторый процент от его оборота. А это уже совсем немаленькая сумма".
Опубликованное 4 ноября постановление правительства № 877 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке" решило часть проблем. Во-первых, с 1 декабря 2011 г. были законодательно отменены штрафы за переборы и недоборы электроэнергии. Во-вторых, ГП предписано раскрывать на своих официальных сайтах всю информацию, то есть проблему с прозрачностью сняли. Но одновременно с этим появились новые проблемы. И с ними компании столкнутся начиная с 1 апреля 2012 г.
До весны
Отбираемая мощность станет тарифицироваться ГП с 1 апреля по некоему усредненному показателю, на который потребитель не имеет никакого влияния. На первый взгляд идея вроде бы здравая. Не нужно постоянно учитывать ЧЧИ для каждого субъекта хозяйствования, отпадает необходимость в сложных счетчиках (которые еще и стоят весьма приличных денег), в громоздких компьютерных программах по обработке этой статистики. Прозрачность системы расчетов вроде бы значительно повышается, от сложного переходим к простому и понятному.
Но это только на первый взгляд. На самом же деле появляется масса проблем, могущих поставить отрасль на грань катастрофы. Прежде всего срывается вся программа повышения энергоэффективности, за которую ратует правительство и на развитие которой был направлен федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". Если потребляемую мощность считать по некоему единому среднему показателю, то какой смысл бороться за ее рациональное использование? Соответственно пики потребления станут еще более высокими, что грозит энергосистеме существенными перебоями и "веерными" отключениями. "Потребители, затратившие средства и установившие почасовые приборы учета с ровным графиком нагрузки, и потребители, включающие электрические приборы в пиковый час нагрузки гарантирующего поставщика, с 1 апреля 2012 г. оплачивают мощность по одной средней цене, - рассуждает директор ООО "Энергоконтроль" Михаил Тимофеев. - Нет смысла в энергоэффективности просто потому, что для всех покупателей гарантирующего поставщика начиная именно с 1 апреля 2012 г. будет формироваться средняя цена на мощность. Более того, пропадает смысл в установлении самих приборов учета, что напрямую противоречит политике в области энергоэффективности".
Однако на этом проблемы не заканчиваются. Проводя мероприятия по энергоэффективности, предприятия экономят свои средства с целью минимизировать платежи за электроэнергию, которая, как известно, уже весьма недешева и составляет на многих производствах существенную часть себестоимости продукции. И вот эти мероприятия становятся невозможными, тарифы продолжают расти, а вместе с ними увеличиваются и расходы на энергию. Результатом этого станет рост неплатежей, причем весьма значительный. Уже сегодня задолженность клиентов всех ГП России составляет более 150 млрд руб., а в кратчайшие сроки - где-то за год - она может вырасти еще на 20-30%. "По оценкам Минэнерго и НП "Совет рынка", общая задолженность предприятий розничного рынка составляет не менее 150 млрд руб. Большая часть этой задолженности ложится на предприятия ЖКХ, и перспективы ее оперативного погашения весьма неоднозначны. При этом задолженность гарантированных поставщиков перед сетевыми компаниями составляет не менее 20 млрд руб., - рассказал один из представителей РСПП. - Явно, что эта разница закрывается за счет привлечения кредитных ресурсов гарантированными поставщиками и за счет их собственной прибыли. Полное исключение из инфраструктуры расчетов на рынке гарантирующих поставщиков приведет к немедленному коллапсу всех финансовых расчетов на рынке. Фактически это означает, что после череды банкротств компаний всю систему рынка придется отстраивать с нуля".
Цепная реакция
В результате долги перед всеми ГП существенно вырастут. Что дальше? Пойдет цепная реакция. ГП не смогут рассчитаться с электростанциями, у электростанций также не будет денег. Они, в свою очередь, не смогут закупить газ, мазут или уголь для своей работы, средств на текущий ремонт и обновление оборудования тоже не будет. Без тепла и света могут остаться многие регионы, что станет настоящей катастрофой для страны. "Электроэнергетика - это некая цепочка создания надежного энергоснабжения потребителей. Это некое движение бизнес-процесса, в течение которого происходит купля-продажа электроэнергии, закупка топлива, поддержание работоспособного электрооборудования (и сетевого, и генерирующего), - поясняет директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. - Гарантированные поставщики - начальное звено этой цепи, организующее процесс сбора и перераспределения денежных средств потребителей генерирующим и сетевым компаниям. Они имеют определенный порядок оплаты электрической энергии. Когда нет полной оплаты со стороны розничных потребителей за электроэнергию, они выбирают, где и кому также можно не платить". По его словам, кризисная ситуация 2009 г. показала, что не платят тем субъектам отрасли, которым проще не платить и где последствия неплатежей будут минимальными. Сегодня самые высокие санкции за неплатежи на оптовом рынке электроэнергии, поэтому генераторам оплачивают в большей степени, чем сетевым компаниям. "Любой разрыв в цепочке надежного электроснабжения в конечном итоге приводит к недофинансированию и чреват возникновением и развитием аварийной ситуации в отдельном регионе или в целом по стране", - подчеркивает Сергей Пикин.
Только этим теоретический апокалиптический сценарий не ограничивается. Не секрет, что многие электростанции принадлежат промышленным холдингам, которые не могут существовать без электроэнергии. Вспомним, например, цветную металлургию. Останавливать производственный процесс там невозможно, поэтому вся мощность электростанций станет уходить на заводы. Население, естественно, останется без электричества. Решить проблему силовыми методами вряд ли удастся, ведь электричество нужно не только металлургам, но и нефтяникам, и газовикам. В общем, социальная политика (то есть перенаправление ставших дефицитными мощностей населению) может обернуться колоссальными потерями для госбюджета.
Основа сегодняшнего государственного бюджета - это налоговые поступления от продажи нефти и газа, а также различных металлов за рубежом и внутри страны. Прошедший кризис показал, что любое снижение промышленного производства, особенно в этих отраслях, приводит к существенной дыре в бюджете, которую невозможно закрыть даже за несколько лет. Единственный рецепт в таком случае - это внешние заимствования, но при сложной финансовой обстановке в Европе и США они оказываются под большим вопросом.
Время есть
Пока что говорить о неких непоправимых последствиях для энергетики и для экономики России в целом не приходится. Ведь одновременно с 877-м постановлением правительства премьер-министр Владимир Путин подписал и распоряжение выработать до 20 марта 2012 г. новые правила тарификации в электроэнергетике. Только если этого не будет сделано, 1 апреля 2012 г. вступят в силу основные положения документа от 4 ноября 2011 г.
Можно сказать, что отрасли дали время подумать и приняли "отсроченный" документ. Очевидно, что коллапса экономики власти не допустят, наоборот, все усилия Кремля и Белого дома сосредоточены на укреплении отечественной экономики и на преодолении последствий кризиса.