Top.Mail.Ru
архив

Эльфов разводят в Подмосковье

В Москве создается опытная зона цифрового телевидения. Оборудование для него будут выпускать в Зеленограде. Российские производители в ближайшем будущем ждут бума цифрового ТВ и полагают, что именно отечественная техника имеет шанс заполнить большую часть формирующегося рынка. Западные конкуренты смотрят на проект с недоверием и считают производственные планы преждевременными.

 

Средневековая демонология утверждает, что эльфа, начавшего музицировать, невозможно остановить, иначе как сломав скрипку. Знала ли об этом компания «Ратеос», давшая своему продукту название «Эльф»? «Ратеос» разработала первую российскую приставку (set-top box) для приема сигналов цифрового эфирного телевидения. Тюнер «Эльф» будет работать в стандарте DVB-T и сможет подключаться к обычному аналоговому телевизору. Стандарт приставки PAL-SECAM. «Эльф» сможет обеспечить не только телевизионную картинку, но и подключение компьютера, цифровых видео- и фотокамеры. Собираться российский тюнер будет в Зеленограде, а стоить – около $300.

 

Китайцы нам помогут

Аппарат разработан по заданию компании «Телеком», которая является научным и техническим координатором программы создания отечественных средств для цифрового телевещания. В разработку «Эльфа», по словам генерального директора компании «Ратеос» Михаила Басюка, было вложено $500 тыс. «Ратеос» уже выпустила пробную партию тюнеров, и сейчас они проходят сертификацию. А в декабре новая продукция должна появиться на рынке.

В следующем году компания намерена выпустить 60 тыс. приставок. А через пять лет, полагает Басюк, объем рынка составит до 2,5 млн цифровых тюнеров в год.

Вице-президент АО «Телеком» Калью Кукк более осторожен в оценках. Он считает, что объем российского рынка в следующем году составит лишь 6 тыс. приставок, но уже в 2004 году эта цифра вырастет до 200 тыс., а в 2005-м ожидается крутой скачок до 2,5 млн.

В течение нескольких лет, по мнению Кукка, объем рынка абонентских устройств превысит $10 млрд. «В то же время кроме приставок начнутся продажи гибридных аналого-цифровых телевизоров. Такая техника сейчас разрабатывается заводом им. Козицкого в Санкт-Петербурге. К 2010-му в России предполагается продать 40 млн цифровых устройств. Причем до 70% этого объема составит техника российского производства», – утверждает Кукк.

Сейчас «Ратеос» оборудовала в Зеленограде производственную линию по сборке приставок. Линия обошлась в $800 тыс. На ней будут выпущены первые 5 – 10 тыс. приставок. Производство будет расширяться, для чего «Ратеос» планирует привлечь еще $5 млн – $7 млн. Инвесторами выступят коммерческие структуры, однако Басюк не счел возможным указать, какие именно. Если этих мощностей будет недостаточно, «Ратеос» будет привлекать своих тайваньских и китайских партнеров.

 

Говорит и показывает цифра

Цифровое телевидение имеет много преимуществ перед аналоговым. Изображение более качественное, сигнал без ущерба для качества можно принимать на подвижных объектах. Переход на цифру позволит сэкономить частотный ресурс: на одной цифровой частоте можно передавать пять программ. Цифровой телевизионный сигнал может передаваться в кодированном виде, и, значит, цифровые сети могут использоваться компаниями, предоставляющими услуги платного телевидения. Самая же главная особенность цифрового телевещания – его интерактивность (об экспериментах в области интерактивного телевидения «Ко» писал в № 22 (118) от 12 июня 2000 года).

Рынок цифрового вещания в России только формируется. Сейчас в РФ есть две опытные зоны эфирного цифрового вещания – в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. В первой вещание ведет компания «Цифровое телерадиовещание», во второй – «Телемедиум». В обоих проектах приняла участие компания «Телеком». Третья опытная зона создается в Москве – здесь лицензию на вещание получила компания «Цифровое телерадиовещание». Уже в ближайшее время она намерена начать вещание на 32-м телевизионном канале.

Кроме того, цифровое вещание ведут компании, предоставляющие услуги платного телевидения, использующие для передачи сигнала спутниковые и кабельные сети. Они станут главными конкурентами компаний, занимающихся эфирным цифровым телевидением. Рынок пока невелик. Один из лидеров компания «НТВ +» имеет всего 120 тыс. абонентов в России. Общее число людей, пользующихся услугами платного (и цифрового, и аналогового) телевидения по Москве, составляет более 100 тыс. человек.

 

«А чё это вы здесь делаете?»

Конкуренты весьма скептически относятся к заявлениям компаний «Ратеос» и «Телеком». Борис Карлов, управляющий директор фонда TPG Aurora (совладельца компании «Версател», предоставляющей услуги платного телевидения), говорит: «Тюнеры DVB-T за $300 по сравнению с оборудованием для спутникового вещания – это дорого. Вообще стандарт DVB-T сложный и дорогой». Другой существенный недостаток эфирного цифрового вещания, по его мнению – это сильная зависимость от географии: приемник должен находиться в зоне прямой видимости передатчика. Михаил Басюк возражает: «Мы проводили испытания наших тюнеров, установленных на автомобилях. Находились ли они в зоне прямой видимости передатчика или «в тени», на качество картинки не влияло».

Карлов считает, что рынок цифрового ТВ в России перспективен и что места на нем хватит многим операторам. А по мнению менеджера UniversalCommunication (дистрибутор оборудования для цифрового телевидения марок Humax и Echo-star) Игоря Комарова, разговоры о рынке эфирного цифрового телевидения вообще преждевременны: «Сегодня в России нет сети цифрового эфирного телевидения, а значит, и говорить об этом рынке нельзя».

Так же скептически настроен Комаров и в отношении производственных планов Михаила Басюка. «Если сеть появится только в будущем году, то о каких-либо перспективах можно будет говорить только через два года. Планы выпустить 60 тыс. приставок в следующем году сильно завышены. Невозможно продать такое количество оборудования для стандарта, которого еще нет на рынке. По мере развития цифрового эфирного телевидения на российский рынок поступит большое количество зарубежной техники, и российское оборудование вряд ли сможет с ним конкурировать. В мире чипы для цифровых приемников выпускают всего три компании – Philips, IBM и C-Kube. Остальные только производят сборку. Российская техника за $300 не будет конкурентоспособной. Российским компаниям неплохо было бы для начала научиться выпускать простейшие цифровые приемники для спутникового телевидения», – считает Комаров.

Более оптимистичен руководитель департамента цифровых сетей Philips в России Александр Очеретин. Он уверен, что направление цифрового телевидения у нас очень перспективно. Названные Басюком цифры могут оказаться вполне реальными. А вот сами тюнеры, по утверждению Александра Очеретина, скорее всего, будут «клонами» зарубежных систем. Очеретин не исключает, что продукция «Ратеос» окажется вполне конкурентоспособной. Однако для этого российским производителям придется вести более агрессивную ценовую политику. «Именно для агрессивной ценовой политики и нужно открывать предприятие в России. Продукция, произведенная у нас, должна быть не менее чем на 25% дешевле западной», – утверждает Очеретин. Сама Philips пока не намерена принимать участие в программе создания московской опытной сети.

Еще по теме