Top.Mail.Ru
архив

Элитная порода

В 1993 году сектор изучения элиты Института социологии Российской академии наук зафиксировал состав и происхождение группы предпринимателей, сформировавших бизнес-элиту эпохи правления Бориса Ельцина. На основе экспертных опросов социологи отобрали 119 наиболее влиятельных и преуспевающих бизнесменов. В большинстве своем (60%) те имели за плечами опыт работы в органах власти СССР. Среди крупных предпринимателей, не имевших номенклатурного бэкграунда, почти 55% являлись членами семей советских ответственных работников. Получалось, что основная борьба, развернувшаяся в начале 1990-х за контроль над экономическими ресурсами, шла внутри этой группы «бывших».

 

Вполне предсказуемо сложилась и отраслевая специализация российской бизнес-элиты 1990-х годов: 88,2% новых банкиров в прошлом являлись работниками государственных банков СССР. В производственном секторе крепкие советские хозяйственники составляли 86,9%. В целом из 119 наиболее влиятельных бизнесменов первой половины 1990-х годов 67 создали собственный бизнес путем прямого использования своего служебного положения в СССР.

В 2002 году СИЭ ИС РАН составила новый список наиболее влиятельных предпринимателей – на этот раз из 167 человек. За десять лет состав элиты сменился на 85%. Олигархи 1990-х в большинстве своем (52%) остались в бизнесе, но утратили влияние и значительную часть состояния; некоторые из них (20%) ушли на пенсию, эмигрировали, попали в тюрьму, были убиты или умерли своей смертью.

Численность финансистов в бизнес-элите сократилась с 44 до 34 человек, зато заметно прибавилось экономических чиновников (с 4 до 13 человек). Абсолютное большинство в этой группе теперь принадлежит промышленникам: их число возросло с 17 до 64 человек. Такие изменения элитологи связывают в первую очередь с ослаблением московских банков после августовского дефолта. Инициатива перешла к производственным структурам, причем наряду с московскими ФПГ начали стремительно развиваться и региональные.

Самый важный вывод исследования заключается в том, что современная бизнес-элита все еще сохраняет довольно тесную связь с советской системой: 48 бизнесменов из нового списка в прошлом занимали номенклатурные должности. Общее число представителей бизнес-элиты старше 50 лет выросло с 18 до 52 человек.

Нынешнее соотношение москвичей и провинциалов в бизнес-элите – 25% к 75% (в 1993 году 38% и 62%). Выходцы из регионов продолжают медленно, но верно вытеснять московских бизнесменов из коридоров власти. По известным причинам также выросла и доля богатых и влиятельных петербуржцев: сейчас 1/10 цвета российского бизнеса – земляки президента.

Что же касается путей в современную олигархию, то их по сути три: собственно бизнесменов в этой группе только 27%; около 25% представителей элиты до момента вхождения в олигархию были директорами предприятий; весомую долю также составляют вышедшие в отставку члены правительств 1990-х годов. Первым «перелет на запасной аэродром» в бизнесе совершил в 1992 году Петр Авен, ставший после отставки с поста министра внешнеэкономических связей в правительстве Гайдара президентом Альфа-банка. Позже такие «перелеты» стали нормой, и к настоящему моменту 26% представителей бизнес-элиты в недавнем прошлом являлись чиновниками госаппарата или работниками государственных банков.

В 2000-х годах двухсторонняя миграция между политической и деловой элитами приобрела массовый характер. Исследователи отмечают, что с приходом Путина представительство бизнеса во власти по сравнению с эпохой правления Ельцина возросло более чем в два раза.

Еще по теме

архив
Цвет звезд
Будучи зрителем – прости, Господи! – простоватым, я глух к мощным децибелам катарсиса. Это выше моих физических возможностей – просидеть, например, четыре часа в театре (пусть даже с антрактом), чтобы все это время прислушиваться к раскатам древнегреческого рока, окропляя программку слезами горькими, как разлука Одиссея с Пенелопой, а в финале пролиться очистительным плачем по своей грешной жизни. Пусть режиссер будет сто пятьдесят раз гений, а актеры будут завывать совершенно натуральными голосами, но за четыре часа внимание мое расстраивается и идет себе гулять налево: вот зрительница через ряд комкает платочек, вон на балконе две коротко – под Шарон Стоун – стриженые блондинки сидят, наверное, держа друг дружку за руки. Портьера пыльная, лепнина пышная, тоска, в общем, или, как писал Даль, мление скуки.
Цвет звезд