Энронгейт

Крах Enron Corp. станет, возможно, поворотным моментом в истории американской экономики. Не только потому, что энергетический гигант являлся одним из ее столпов, входя в число самых крупных транснациональных компаний США (а следовательно, и всего остального света), но и в особенности потому, что, падая, Enron может увлечь за собой и нынешнюю администрацию Соединенных Штатов.

Если крах Enron описывать в военно-морских терминах, то его можно сравнить с затоплением флагманского авианосца. Если искать сравнения в области географии, то это все равно как если бы небольшое государство внезапно оказалось поглощено морской пучиной. Банкротство крупнейшей корпорации стало катастрофой не только для тех тысяч и тысяч служащих, которые потеряли работу и пенсии.

Гораздо хуже то, что сейчас уже совершенно точно установлено: руководство Enron задолго до краха знало о более чем плачевном положении корпорации. Однако вместо того, чтобы поставить об этом в известность акционеров, руководители компании сознательно фальсифицировали показатели своего баланса и, продолжая продавать акции Enron на бирже, тайно сбывали принадлежащие им акции компании. Пока компания шла ко дну, топ-менеджеры Enron, по предварительным подсчетам, положили себе в карман около $1,2 млрд.

Вообще-то, если что-либо подобное позволит себе уличный лавочник, то его можно арестовать за воровство. К великому сожалению – в первую очередь, для обобранных до нитки служащих компании, – Enron Corp. числила в своем штате многих высокопоставленных чиновников нынешней администрации, прямо или косвенно оплачивая их услуги.

Кроме того, корпорация была известна как один из самых крупных финансистов избирательных кампаний как демократической партии (в меньшей степени), так и республиканцев (в гораздо больших масштабах). Компания проявила завидную проницательность и предусмотрительность, приняв решение о финансировании на прошлых президентских выборах тандема Буш-Чейни. В их избирательную кампанию Enron вложила почти миллион долларов. Само собой разумеется, что услуги такого рода не бывают безвозмездными. И действительно, выясняется – это еще один интересный аспект дела, – что вице-президент Чейни встречался семь раз с руководством Enron в самый разгар ее банкротства. О чем шла речь на этих встречах, до сих пор неизвестно. Понятно, что Чейни не спешит делиться информацией.

Тем не менее интерес к содержанию этих встреч настолько велик, что GAO (General Accounting Office – аналог российской Счетной палаты) формально возбудила дело, чтобы заставить вице-президента США прервать «обет молчания» и рассказать о сути своих переговоров с группой сиятельных жуликов из руководства Enron Corp.

Вот она, американская демократия, в действии! Вице-президента можно вызвать повесткой в суд, который принудит его поведать о своем возможно некорректном поведении во время пребывания на высоком государственном посту. И может статься, что ему предъявят обвинение! Что ж, это был бы скандал, сравнимый с Уотергейтом, который привел к отставке тогдашнего президента Ричарда Никсона. В данном случае можно говорить об Энронгейте.

Но все дело в том, что в это же самое время верховный суд Соединенных Штатов постановил: финансирование политической партии или какого-либо кандидата, использование денег для изменения политических решений (другими словами, подкуп выборных представителей) приравниваются к свободе слова и свободе выражения мысли. Таким образом, деньги превращаются в интеллектуальную силу. Теперь использовать их, чтобы «делать» политику не только морально, но и правомерно. А посему, Дик Чейни может не беспокоиться: никакого Энронгейта не будет. Американская демократия уже стала плутократией (в переводе с древнегреческого: власть богатых).

Только миллиардеры могут претендовать на высшие государственные должности, поскольку только они в состоянии позволить себе расходы на избирательные кампании. Г-н Блумберг, новый мэр Нью-Йорка, яркий тому пример. Г-да Буш и Чейни стали в этом деле первопроходцами. Но всех их опередил в Италии синьор Берлускони. Кстати, Италия, несмотря на свои скромные размеры, всегда предвосхищает развитие событий. Например, она стала первой страной в мире, которая изобрела и испробовала на себе фашизм.