Top.Mail.Ru
архив

Эпоха без героев

На информационные технологии в России расходуется  около $4,5 млрд в год, что составляет 1,2 – 1,5% ВВП. В США доля ИТ составляет около 4%. Разница более чем в 2,5% – это отсутствующие в России инвестиции в научные разработки. Отечественные компьютерщики занимаются исключительно обслуживанием экономики. Они не обладают ресурсами для создания собственных ноу-хау и выхода с ними на глобальный рынок.

 

Российские ИТ-компании в 2003 году накапливали силы. Благодаря высоким ценам на энергоносители заказчики увеличили свои бюджеты на информатизацию. Объем продаж в корпоративном секторе по-прежнему больше, чем объем продаж в розничных сетях. При этом темпы роста продаж компьютерной техники и услуг в регионах выше, чем в столице. В связи с переходом от закупок техники к приобретению «решений» (предприятие-заказчик таким образом инвестирует в современные технологии управления) выросла потребность в консалтинге.

Аналитик РБК Александр Чачава выделяет две основные тенденции российского рынка ИТ. Позитивная тенденция заключается в том, что наукоемкие сегменты рынка ИТ (разработка ПО, консалтинг и т.д.) растут быстрее дистрибуторских. «В то же время темпы легализации и выхода из тени на рынке ИТ недостаточны для дальнейшего ускорения роста рынка», – утверждает Чачава.

Блок материалов о компьютерном рынке продолжает цикл публикаций «Ко» «Кто есть кто». Предыдущие выпуски цикла были посвящены автомобильному и потребительским рынкам.

 

Крупные начинают и выигрывают

 

В открытой базе данных file.ru, размещенной в Интернете, зарегистрировано около 10 000 компаний, работающих в разных сегментах – производства компьютеров и программного обеспечения, дистрибуции, интеграции, консультационных услуг и др. Среднее количество сотрудников в таких компаниях от нескольких десятков до 100 человек. «Гигантов», в которых трудится более тысячи работников, – единицы.

По данным исследовательской компании IDC, объем ИТ-рынка в России в 2002 году составил $4,5 млрд. По прогнозам IDC, к 2007 году он достигнет $8,5 млрд. Однако такой рост не означает автоматического удвоения бюджета каждого предприятия. Скорее всего, произойдет сильное расслоение рынка, вся «добавка» достанется крупным компаниям. Только они смогут «масштабировать» себя, справиться с ростом заказов и при этом не потерять качество выполняемых работ. Вероятно, поэтому топ-менеджеры лидеров рынка в этом году сосредоточили свои усилия на освоении корпоративного управления и снижении внутренних издержек.

Рынки системной интеграции и дистрибуции занимают свыше 80% рынка ИТ в России. При этом, по данным РБК, совокупный оборот 15 крупнейших системных интеграторов и 10 дистрибуторов составляет более $2,1 млрд. Эти же компании показывают наибольшую динамику развития.

 

Осторожные и адаптивные

 

Российская отрасль информационных технологий еще не дала миру Кулибиных, в ней нет пока таких масштабных фигур, как Билл Гейтс, создавший Microsoft, или Ларри Элисон – «отец» Oracle. Надежды, которые существовали в обществе еще пять лет назад на появление отечественных «гуру», исчезли. ИТ-индустрия почти ничего не взяла из технических наработок, созданных в советском прошлом. Существовавшие идеи так и остались на уровне математических моделей, не воплотившись в «металле». Мечтателей, рассказывающих об уникальных разработках в оборонке, уже забыли. А предприниматели, которые делали ставку на создание российских продуктов, либо проиграли, либо вынуждены были уйти в узкие ниши, где отсутствует конкуренция с западными производителями. Оказалось, что от лидеров требуется не только видение «светлого будущего», но и финансовый успех, выраженный в строках «доходы» и «расходы» бухгалтерского баланса.

Главными чертами успешных руководителей отечественных ИТ-предприятий в 1990-е годы стали осторожность и адаптивность к изменениям. После кризисов 1996-го и 1998-го выжили только те, кто быстрее других перестраивал свой бизнес. Под «обломками» 1998-го осталось всего лишь несколько крупных компаний. Остальные уже через два года восстановили объемы бизнеса.

Средний возраст руководителей компаний в компьютерной индустрии составляет 40 – 45 лет. Они активны, предприимчивы, спокойно относятся к возникающим проблемам и нередко рассматривают их как вызовы, через преодоление которых идет развитие. Борьба с негативной окружающей средой стала для них нормой и источником внутренней силы. Несмотря на то что многие из них имеют бизнесы в недвижимости, сфере питания, розничной торговле и даже стоматологии, основные свои силы и время они отдают развитию компьютерного рынка.

Большинство этих руководителей – бывшие инженеры или научные сотрудники. Деньги никогда не являлись для них самоцелью. Большую ценность имели признание со стороны общества, статус, уважение внутри своего круга, другие нематериальные цели. По большому счету они работают ради самореализации и в ближайшее время не собираются становиться рантье. Наиболее активным из них уже тесно в пределах страны, и они присматриваются к глобальным рынкам.

Их амбициозность имеет плюсы и минусы для будущего развития рынка. Плюсы в том, что многие из руководителей не оставили идею превратить ИТ-отрасль из исключительно сервисного направления в самостоятельную и конкурентоспособную индустрию. Слова «открытие» и «патент» для них не пустой звук. А создание инновационных продуктов до сих пор выглядит привлекательно, поскольку успешный вывод разработок на международные рынки может принести крупные доходы. Негативная же сторона в том, что амбиции тормозят развитие рынка. Владельцы компьютерных компаний относятся к ним как к делу всей своей жизни, а не как к предприятиям, которые имеют стоимость и могут продаваться и покупаться на открытом рынке. Они не готовы расставаться со своими «детьми», которых вырастили буквально из «семечка». Именно поэтому на рынке доминируют малые и средние предприятия.

Еще по теме