Эпоха удаленки: контроль и слежка против результата
Режим самоизоляции показал многим российским компаниям их слабые места: сумбурность процессов, технологическую и ценностную отсталость. Руководители хотят понимать, как контролировать и измерять результат работы сотрудников, если они отсутствуют в офисе.
Офис будущего
Пандемия коронавируса ускорила исход людей из офисов: мониторы с десятками и сотнями трансляций пришли на смену многолюдным конференц-залам и переговорным комнатам. А со временем все станет почти как в «Звездных войнах»: в пространстве будет появляться голограмма подчиненного, посредством которой тот общается с руководителем.
Мы наблюдаем этот процесс в своей компании: наши сотрудники начали переходить на удаленку два года назад. Многим из них по-прежнему необходимо общение лицом к лицу — и они решают эту проблему с помощью видеосвязи.
Один из наших разработчиков транслировал в офис картинку из своего «домашнего офиса». Поначалу эта идея казалась бредом, но быстро продемонстрировала свою состоятельность. Так же с московской командой взаимодействовали наши удаленные разработчики в Минске. В кабинетах в двух столицах стояли плазмы, которые транслировали интерьер офиса, ребята могли постоянно взаимодействовать. Они просто подходили к экрану и общались, проводили групповые стендапы. Случалось даже, что сотрудник «из монитора» начинал давать советы, когда мы в офисе обсуждали разработки.
Опытным путем мы выяснили, что помимо картинки очень важно качество звука.
Чего хотят сотрудники после изоляции
- 49 % сотрудников выступили за корпоративный фитнес;
- 48 % хотели бы за счет работодателя изучать иностранные языки;
- 41 % хотели бы получить от работодателя возмещение за дорогу до офиса и обратно (речь о корпоративном такси, так как в условиях эпидемии люди боятся ездить на работу на общественном транспорте);
- 35 % хотели бы отменить дресс-код.
- 76 % сотрудников после снятия режима самоизоляции хотели бы периодически работать из дома;
- 50 % хотят сами выбирать время начала рабочего дня.
В опросе приняли участие 1847 линейных сотрудников и 1536 руководителей и владельцев малого и среднего бизнеса.
Источник: Мегаплан
Удаленка не для всех
«Уйти в монитор» могут не все сотрудники. Личный контакт нужен, например, маркетологам, которые координируют свои усилия с отделом продаж. Быть одной командой в офисе сотрудникам с большим количеством личных контактов внутри компании значительно проще.
Руководители хотят чаще видеть на работе ключевых сотрудников, коммуникация с которыми ведет к выработке идей. Не зря же в игре «Что? Где? Когда?» знатоки в команде проводят мозговой штурм.
При выборе модели функционирования необходимо учитывать и чисто психологический нюанс: некоторые сотрудники плохо ладят между собой, — и переписка им просто противопоказана. Они обязательно поймут друг друга неправильно. Кроме того, у людей могут быть и личные обстоятельства, препятствующие работе удаленно: дома дети, соседи с вечным ремонтом…
Если говорить о «Мегаплане», то как минимум до осени (а то и до конца года) мы не планируем возвращаться в офис (в том числе по соображениям экономии). Наш офис в Москве занимал 540 кв. м, и мы от него отказались. В Минске в офисе площадью 60 кв. м мы оставили шкафы с архивами.
В Москве от нуля мы сможем вернуться к 100–150 кв. м с двумя переговорными и 20 рабочими столами с незакрепленными местами. За счет уменьшения площади мы арендуем более комфортный офис с удобным расположением.
Тотальный контроль, закон и обман
Контроль за работой сотрудников вне офиса выходит на первый план. Считается, что человека стимулирует даже потенциальная возможность контроля. Так, в одной тюрьме провели эксперимент: заключенным сообщили, что за ними наблюдают скрытые камеры. Оборудование установлено в ста камерах, а на пульт наблюдателя одновременно выводится изображение только из пяти, о чем всем известно. Несмотря на это, все заключенные вели себя лучше и реже совершали правонарушения.
Конечно, коллеги не заключенные. Тотальный или частичный контроль команды — это этический вопрос, который каждый руководитель решает для себя сам.
С юридической точки зрения контролировать работу в компании с помощью специальных программ видеонаблюдения или геолокации можно, если оборудование, на котором установлена программа, принадлежит работодателю. Сотрудника о работе таких программ или видеонаблюдении нужно уведомить под роспись.
Трудовой кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает методы контроля.
Из статьи 21. Основные права и обязанности работника
Работник имеет право на:
— полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Из статьи 22. Основные права и обязанности работодателя
Работодатель имеет право:
— требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.
Работодатель обязан:
— обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Ст. 91 и 99 раскрывают понятие учета рабочего времени.
Часто дистанционные работники, согласно трудовому договору, самостоятельно устанавливают режим работы. А потому, если работника нужно проконтролировать, в договоре должен быть пункт о точном времени и графике дистанционной работы.
Возможные инструменты контроля сотрудников:
- видеонаблюдение;
- корпоративные системы вроде «Мегаплана», которые берут на себя контроль за исполнением задач;
- трекеры компьютерного трафика, которые блокируют развлекательные сайты и записывают телефонные звонки;
- GPS-трекеры, которые отслеживают передвижения сотрудника.
Жесткий контроль, идущий вразрез со здравым смыслом, часто вызывает отторжение у людей, снижает доверие к руководству. Если руководители оценивают не результаты работы, а потраченное время, отслеживают местоположение сотрудника — то есть такие показатели, которые прямо не влияют на качество работы, — члены команды будут искать способ обмануть систему (например, написать скрипт, который имитирует активность пользователя; использовать программы поиска софта по отправке скриншотов работодателю и завершить этот процесс), а не достичь результата для компании.
Руководителям стоит полагаться на здравый смысл и не вводить контроль ради контроля. В первую очередь нужно оценивать результат сотрудника: продажи, рост количества пользователей продукта, скорость и качество работы.
Чего хотят руководители после изоляции
- 80 % руководителей разрешат сотрудникам иногда работать из дома;
- 54 % руководителей готовы поддержать персонал в выборе техники и софта для работы;
- 31 % управленцев поддержат пятничные вечеринки.
В опросе приняли участие 1847 линейных сотрудников и 1536 руководителей и владельцев малого и среднего бизнеса.
Источник: Мегаплан
Сотрудникам, привыкшим работать в офисе, сложнее на удаленной работе имитировать бурную деятельность. При работе из дома — все внимание на результат: сколько задач закрыл, сколько клиентов привел, какие продажи. Если человек выпадает из информационного поля компании, находясь дома, не коммуницирует с коллегами, то его как будто и не существует. Всем становится очевидно, что такой сотрудник бизнесу не нужен.
Таким образом, при грамотной организации рабочего процесса удаленная работа может быть эффективнее офисной и удобнее как для сотрудников, так и для руководства. Фокус на результат выгоден всем сторонам. Именно поэтому запросов от начальников в духе «Я хочу понимать, чем занимаются мои люди» в последнее время стало гораздо больше.