Top.Mail.Ru
бизнес

Эра российских брендов на алкогольном рынке

Фото: пресс-служба «ЛУДИНГ» Фото: пресс-служба «ЛУДИНГ»

Санкции фактически сделали российскую винную индустрию. За несколько лет отечественный бизнес научился производить то, чего ранее никогда не делал. И вполне преуспел. О новой конфигурации алкогольного рынка в стране журналу «Компания» рассказал управляющий директор Luding Group Гарегин Шахмеликян. 

Компания взяла курс на импортозамещение еще в 2017 году — до того, как это стало мейнстримом. Каковы бизнес-ориентиры на довольно сильно изменившемся с тех пор алкогольном рынке страны?

— Luding Group долгие годы воспринимали как большого импортера. Действительно, более половины из 30 лет работы мы занимались в основном поставками в Россию иностранной алкогольной продукции. Однако уже с 2017 года компания стала фокусироваться на развитии локальных брендов и к настоящему моменту запустила их более 130. Какие-то остались в «экспериментальной» зоне, но часть заняли лидирующие позиции в своих категориях, как, например, барные ликеры Gambini и Greyson, или идут к этому, как виски Highland Cattle, производство которых стартовало совсем недавно. Важным шагом было подписание соглашения с шотландской компанией Campbell Meyer о запуске производства их шотландского виски Glendale на Коломенском винно-коньячном заводе (КВКЗ).

Мы первые получили от правительства Мексики разрешение разливать в России текилу под оригинальным названием и запустили производство La Pavesa на КВКЗ. В настоящее время сюда же переносится производство водки уже хорошо известного бренда Tchaikovsky и запуск Tchaikovsky Symphony в категории супер-премиум. Совместно с другим нашим партнером, винодельней Olymp Winery, мы запустили линейки тихих вин: «Авторское», Adagum, Urban Sun, Velada, High Roof, Good Steak.

А что касается игристого? Страна переживает бум интереса к этому напитку. Как Luding отвечает на возросший запрос?

— Популярность игристых вин растет по всему миру. Статистика показывает, что в России в 2024 году продажи игристого выросли на 7 %. При этом импортные напитки из-за повышения пошлины и акцизов просели в объемах реализации: Франция, Испания и даже Италия (при всей любви россиян к просекко) не выдержали повышения цен. Российское же игристое взлетело на 15 % год к году.

Мы не можем оставаться в стороне от этого тренда. В прошлом году Olymp Winery получила лицензию на производство и в мае на Olymp Winery под руководством энолога-шампаниста Ильи Волошина стартуем с акратофорными, или так называемыми резервуарными, винами. В сентябре планируем получить первую партию, произведенную классическим способом (с длительной выдержкой на осадке в бутылке), — для этого уже заложен тираж в 200 тысяч бутылок. Всего же рассчитываем произвести в 2025 году порядка 4 млн бутылок вин, произведенных по классическому и резервуарному методу.

Виноградники

Какие запуски еще ожидаются в этом году?

— Есть большие планы по развитию бренда «Полугар», который мы приобрели в 2024 году и который рассчитываем вырастить в большой национальный бренд. С учетом тренда на все русское намерены развивать линейку зерновых дистиллятов, производимых по рецептам XVIII–XIX веков, и других продуктов на этой основе.

Как развитие собственных брендов меняет доли продуктов в портфеле?

— Сейчас наши собственные бренды занимают порядка 20 % в обороте компании, стратегический план — в течение пяти лет прийти к 50 % или даже превысить эту планку в условиях общего роста продаж.

В 2017 году Luding Group запустила сеть городских винотек Drinx. С какими результатами этот проект закончил 2024 год?

— Сеть активно развивается: рост выручки составляет 57 % год к году. В настоящее время Drinx насчитывает более 40 собственных винотек. Приоритетом для себя видим дальнейшую экспансию в Москве и Санкт-Петербурге, а в регионы выходим с предложением франшизы «под ключ», подразумевающей в том числе консультирование по ассортименту и обучение персонала. Первая такая точка была открыта еще в конце 2024 года в Воронеже. В течение пяти лет планируем запустить винотеки в более чем 50 городах, создать новый сайт и мобильное приложение DRINX.

Виноделие

Многие знают ваш сервис Luding Priority. Какие ориентиры для его развития вы видите?

— Этот премиальный сервис уже достаточно хорошо знают наши постоянные корпоративные клиенты. Мы планируем расширять сотрудничество с лидерами российского рынка и одновременно увеличивать пул частных клиентов. Финансовые ориентиры — в ближайшие три года увеличить обороты канала более чем в четыре раза, то есть от 2,5 млрд рублей перейти отметку в 10 млрд.

Амбициозные цели. Какими инструментами можно этого достичь?

— Поскольку мы хорошо понимаем потребности состоятельной аудитории, которая уже сформировала собственные вкусы или тянется к тому, чтобы попробовать лучшее, то формируем для них продукт и сервис. Вводим в портфель премиальные продукты, такие как итальянские вина Planeta или Allegrini, бургундское Domaine Chevrot и шампанское категории Grand Cru. И благодаря постоянному обучению команды повышаем уровень клиентского сервиса.

Алкогольная отрасль — чемпион по внешним вызовам. Очевидно, что крупнейшим игрокам приходится и оперативно адаптироваться. Какова новая конфигурация алкогольного рынка в России сегодня?

— Одним из главных трендов я бы назвал развитие отечественного виноделия. В числе наших партнеров уже есть известные производители, такие как «Сатера», винодельни Репина и Акчурина. На территории России мы являемся для них стратегическим партнером и рассматриваем свои инвестиции в это как долгосрочные.

Причем вкладываемся — на примере Olymp Winery — от лозы до конечного продукта, от оборудования до маркетинга, предлагая молодым российским производителям наш 30-летний опыт. Без такой поддержки очень сложно расширять площади виноградников, закупать современное оборудование, саженцы, чтобы только через три-четыре года начинать сбор урожая, а через пять — получить первое вино.

К счастью, это понимаем не только мы. Как показывают встречи с коллегами в рамках крупных форумов, власти слышат запросы винодельческого рынка и готовы оказывать поддержку.

Отрасли нужны в первую очередь долгосрочные инвестиции и грамотные кадры. Над подготовкой профессионалов мы работаем совместно со всей отраслью. Проводим офлайн- и онлайн-обучение в Академии вина WineState, различные мастер-классы и конкурсы в рамках федеральных и локальных ивентов по всей России. Кроме того, Luding Group много лет выступает партнером Росконгресса, активно взаимодействует с Российской Ассоциацией Сомелье, сотрудничает с WINERETAIL и Роскачеством.

Всеми этими инициативами мы вносим вклад в формирование ответственного потребления алкогольных напитков, развитие дегустационного опыта клиента и общее повышение зрелости рынка.

Есть ли у российской алкогольной продукции экспортный потенциал?

— Конечно, над этим в Luding Group работает отдел экспорта, который в последнее время наращивает активность. В первую очередь мы смотрим на рынки стран СНГ и рынки государств, открытых к сотрудничеству здесь и сейчас. Только за последние пару лет мы приняли участие в пяти масштабных выставках в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, что дало нам возможность заключить шесть стратегических контрактов с крупными азиатскими дистрибьюторами.

Сбор винограда

Еще недавно многие отечественные производители говорили о дефиците всего, начиная от бутылки до пробки. Удалось это преодолеть?

— За последние годы в нашей стране научились производить то, чего не было, и делать это качественно. Отечественные производители стеклянной тары и иных комплектующих неплохо покрывают текущие потребности. Да, на это потребовалось время, но сегодня вопрос закрыт.

С точки зрения виноделия за последние пять лет Россия сделала качественный рывок. Мы стали производить хорошие продукты и делать их дешевле импортных. При этом сохраняется некоторый дефицит саженцев, так как ранее лозы закупали в большом количестве в той же Европе. Однако и в этом направлении ведется локализация: появляются питомники на базе больших виноделен. Был острый момент с поставками оборудования, и здесь возник стимул для развития отечественного производства.

В целом сложная ситуация, по сути, усилила локальную алкогольную индустрию, сделала ее конкурентоспособной. Думаю, что сейчас мы сможем удивить даже Старый свет.

Еще по теме