Эра российских брендов на алкогольном рынке

Санкции фактически сделали российскую винную индустрию. За несколько лет отечественный бизнес научился производить то, чего ранее никогда не делал. И вполне преуспел. О новой конфигурации алкогольного рынка в стране журналу «Компания» рассказал управляющий директор Luding Group Гарегин Шахмеликян.
— Luding Group долгие годы воспринимали как большого импортера. Действительно, более половины из 30 лет работы мы занимались в основном поставками в Россию иностранной алкогольной продукции. Однако уже с 2017 года компания стала фокусироваться на развитии локальных брендов и к настоящему моменту запустила их более 130. Какие-то остались в «экспериментальной» зоне, но часть заняли лидирующие позиции в своих категориях, как, например, барные ликеры Gambini и Greyson, или идут к этому, как виски Highland Cattle, производство которых стартовало совсем недавно. Важным шагом было подписание соглашения с шотландской компанией Campbell Meyer о запуске производства их шотландского виски Glendale на Коломенском винно-коньячном заводе (КВКЗ).
Мы первые получили от правительства Мексики разрешение разливать в России текилу под оригинальным названием и запустили производство La Pavesa на КВКЗ. В настоящее время сюда же переносится производство водки уже хорошо известного бренда Tchaikovsky и запуск Tchaikovsky Symphony в категории супер-премиум. Совместно с другим нашим партнером, винодельней Olymp Winery, мы запустили линейки тихих вин: «Авторское», Adagum, Urban Sun, Velada, High Roof, Good Steak.
— Популярность игристых вин растет по всему миру. Статистика показывает, что в России в 2024 году продажи игристого выросли на 7 %. При этом импортные напитки из-за повышения пошлины и акцизов просели в объемах реализации: Франция, Испания и даже Италия (при всей любви россиян к просекко) не выдержали повышения цен. Российское же игристое взлетело на 15 % год к году.
Мы не можем оставаться в стороне от этого тренда. В прошлом году Olymp Winery получила лицензию на производство и в мае на Olymp Winery под руководством энолога-шампаниста Ильи Волошина стартуем с акратофорными, или так называемыми резервуарными, винами. В сентябре планируем получить первую партию, произведенную классическим способом (с длительной выдержкой на осадке в бутылке), — для этого уже заложен тираж в 200 тысяч бутылок. Всего же рассчитываем произвести в 2025 году порядка 4 млн бутылок вин, произведенных по классическому и резервуарному методу.
— Есть большие планы по развитию бренда «Полугар», который мы приобрели в 2024 году и который рассчитываем вырастить в большой национальный бренд. С учетом тренда на все русское намерены развивать линейку зерновых дистиллятов, производимых по рецептам XVIII–XIX веков, и других продуктов на этой основе.
— Сейчас наши собственные бренды занимают порядка 20 % в обороте компании, стратегический план — в течение пяти лет прийти к 50 % или даже превысить эту планку в условиях общего роста продаж.
— Сеть активно развивается: рост выручки составляет 57 % год к году. В настоящее время Drinx насчитывает более 40 собственных винотек. Приоритетом для себя видим дальнейшую экспансию в Москве и Санкт-Петербурге, а в регионы выходим с предложением франшизы «под ключ», подразумевающей в том числе консультирование по ассортименту и обучение персонала. Первая такая точка была открыта еще в конце 2024 года в Воронеже. В течение пяти лет планируем запустить винотеки в более чем 50 городах, создать новый сайт и мобильное приложение DRINX.
— Этот премиальный сервис уже достаточно хорошо знают наши постоянные корпоративные клиенты. Мы планируем расширять сотрудничество с лидерами российского рынка и одновременно увеличивать пул частных клиентов. Финансовые ориентиры — в ближайшие три года увеличить обороты канала более чем в четыре раза, то есть от 2,5 млрд рублей перейти отметку в 10 млрд.
— Поскольку мы хорошо понимаем потребности состоятельной аудитории, которая уже сформировала собственные вкусы или тянется к тому, чтобы попробовать лучшее, то формируем для них продукт и сервис. Вводим в портфель премиальные продукты, такие как итальянские вина Planeta или Allegrini, бургундское Domaine Chevrot и шампанское категории Grand Cru. И благодаря постоянному обучению команды повышаем уровень клиентского сервиса.
— Одним из главных трендов я бы назвал развитие отечественного виноделия. В числе наших партнеров уже есть известные производители, такие как «Сатера», винодельни Репина и Акчурина. На территории России мы являемся для них стратегическим партнером и рассматриваем свои инвестиции в это как долгосрочные.
Причем вкладываемся — на примере Olymp Winery — от лозы до конечного продукта, от оборудования до маркетинга, предлагая молодым российским производителям наш 30-летний опыт. Без такой поддержки очень сложно расширять площади виноградников, закупать современное оборудование, саженцы, чтобы только через три-четыре года начинать сбор урожая, а через пять — получить первое вино.
К счастью, это понимаем не только мы. Как показывают встречи с коллегами в рамках крупных форумов, власти слышат запросы винодельческого рынка и готовы оказывать поддержку.
Отрасли нужны в первую очередь долгосрочные инвестиции и грамотные кадры. Над подготовкой профессионалов мы работаем совместно со всей отраслью. Проводим офлайн- и онлайн-обучение в Академии вина WineState, различные мастер-классы и конкурсы в рамках федеральных и локальных ивентов по всей России. Кроме того, Luding Group много лет выступает партнером Росконгресса, активно взаимодействует с Российской Ассоциацией Сомелье, сотрудничает с WINERETAIL и Роскачеством.
Всеми этими инициативами мы вносим вклад в формирование ответственного потребления алкогольных напитков, развитие дегустационного опыта клиента и общее повышение зрелости рынка.
— Конечно, над этим в Luding Group работает отдел экспорта, который в последнее время наращивает активность. В первую очередь мы смотрим на рынки стран СНГ и рынки государств, открытых к сотрудничеству здесь и сейчас. Только за последние пару лет мы приняли участие в пяти масштабных выставках в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, что дало нам возможность заключить шесть стратегических контрактов с крупными азиатскими дистрибьюторами.
— За последние годы в нашей стране научились производить то, чего не было, и делать это качественно. Отечественные производители стеклянной тары и иных комплектующих неплохо покрывают текущие потребности. Да, на это потребовалось время, но сегодня вопрос закрыт.
С точки зрения виноделия за последние пять лет Россия сделала качественный рывок. Мы стали производить хорошие продукты и делать их дешевле импортных. При этом сохраняется некоторый дефицит саженцев, так как ранее лозы закупали в большом количестве в той же Европе. Однако и в этом направлении ведется локализация: появляются питомники на базе больших виноделен. Был острый момент с поставками оборудования, и здесь возник стимул для развития отечественного производства.
В целом сложная ситуация, по сути, усилила локальную алкогольную индустрию, сделала ее конкурентоспособной. Думаю, что сейчас мы сможем удивить даже Старый свет.
Еще по теме








