Журнал «Компания» совместно с рейтинговым агентством RAEX-Europe запускает ежегодный отраслевой ESG-рэнкинг российских компаний. Текущий рэнкинг определяет ESG-лидеров в 12 ключевых отраслях российской экономики, которые оценивались по более чем 200 параметрам.
В основе методики рэнкинга RAEXEurope — ранжирование по интегральным ESG-рейтингам компаний. Учитываются более 200 индикаторов экологической, социальной и управленческой сфер. Источник информации — публичная отчетность компаний, RAEXEurope проводит ее детальную оценку.
Перечень компаний составляется с учетом интереса со стороны инвесторов, потребителей, банков и других участников рынка. Факт отсутствия в рэнкинге становится для бизнеса негативным показателем.
Впервые формулу бизнес-ответственности предложили в 2006 году. ООН представила доклад о принципах ответственного инвестирования, включающий отчет под говорящим названием Who Cares Wins. Тогда 63 инвесткомпании с совокупным портфелем на $6,5 трлн договорились применять ESG-факторы при оценке активов. В 2020 году их число превысило 2700 с портфелем более чем на $100 трлн. И фактор устойчивости стал все более значим для инвесторов и потребителей.
Зачем бизнесу ESG-рейтинг
ESG-рейтинги дают возможность компании получить независимую оценку ряда материальных рисков, а также проанализировать возможность их нивелирования. Это может стать отправной точкой в разработке компанией собственной ESG-стратегии и стимулом для работы над определенными сферами, где показатели больше всего «проседают».
Также ESG-рейтинг — инструмент для привлечения финансирования, который может помогать на «зеленых» биржах. Интерес кредиторов и ставка все чаще зависят от уровня ESG-рейтинга. Ярким примером таких сделок являются кредиты, привлеченные Московским Кредитным Банком у одного из лидеров «зеленого» банкинга — Landesbank Baden-Württemberg из Германии.
МКБ привлек средства немецкого банка с привязкой к уровню ESG-рейтинга от RAEX-Europe: ставка финансирования зависит от динамики рейтинга. Кроме того, рейтинги важны при формировании инвестиционного портфеля, соответствующего принципам ответственных инвестиций. Пример — оценка ESG БПИФов одной из структур Россельхозбанка — «РСХБ Управление Активами».
По данным EY, 98 % институциональных инвесторов внимательно отслеживают ESG-рейтинг компании, так как доказана связь между ответственным инвестированием и доходностью ценных бумаг, так же как экологических рисков с крупными денежными потерями.
Компании привыкают отчитываться не только о финансовой деятельности, но также и ориентироваться на международные стандарты раскрытия информации, такие как SASB и GRI. Центробанк РФ рекомендовал публичным компаниям включать в годовые отчеты информацию о факторах, связанных с ESG.
Как считаем
Позиция компании в рэнкинге базируется на балле (от 0 до 100), полученном в рамках присвоения ESG-рейтинга. Участники ранжированы от компаний с максимальным баллом («лидеры») до компаний с минимальным баллом («аутсайдеры»). Итоговый балл является средневзвешенной величиной от трех составляющих — секций E, S и G. Каждая секция включает от двух до четырех блоков с весами, которые устанавливаются в зависимости от отрасли. В свою очередь, каждый блок состоит из нескольких тематических критериев, по каждому из которых аналитики оценивают наличие политик и руководств в компании (например, политика по снижению климатических рисков), отчетности (например, наличие ежегодного раскрытия выбросов CO2), а также эффективность работы в этой сфере. Полная версия методологии доступна на сайте RAEX-Europe.
Наиболее слабым блоком ESG-оценки компаний стала экология: лишь небольшое число компаний набрало более 50 из возможных 100 баллов за воздействие на окружающую среду. Изменение климата и выбросы парниковых газов по-прежнему остаются сложной темой для большинства участников, раскрытие по данному вопросу минимально, что не позволяет провести качественную сравнительную оценку.
Но актуальность этой темы возрастает, так как крупный бизнес ощущает на себе возрастающие риски дивестиций крупных инвесторов из «грязных» отраслей и давление жестких экологических требований в Европе (как, например, введение трансграничного углеродного регулирования). Законодательство в России также постепенно смещается в сторону принятия более решительных мер по отношению к крупным загрязнителям.
Первый ESG-рэнкинг российских компаний от RAEX-Europe появился 2018 году. Он включал 30 крупнейших российских компаний и базировался на оценке 9 параметров. Сейчас он включает 200+ параметров и оценивает 150+ компаний.
В социальной сфере оценки традиционно выше: бизнес «привык» отчитываться о практиках корпоративной социальной ответственности в регионах присутствия (благотворительности), охране труда и социальных льготах для персонала. Пандемия COVID-19 повысила для работодателей значимость управления человеческими ресурсами, создания гибких и безопасных условий труда.
Вместе с тем в таких направлениях, как инклюзивность персонала, соблюдение прав человека, создание системы эффективной обратной связи и оценка удовлетворенности персонала, российским компаниям еще многое предстоит сделать.
Есть несколько интересных наблюдений. Во первых, представители иностранного бизнеса в рэнкинге имеют относительно слабые позиции. Несмотря на высокий уровень ESG-практик их материнских компаний, раскрытие нефинансовой информации для иностранного бизнеса по российскому сегменту пока еще редкость. Во вторых, стоит отметить позиции крупнейших российских банков — если в части корпоративного управления у банков традиционно все налажено, то практики ответственного (ESG) банкинга еще только зарождаются, а именно этот фактор имеет в нашей методологии наибольший вес для банков.
Также уже сейчас, например, заметен интерес к теме ESG со стороны частного среднего бизнеса. Зачастую компании рассматривают рейтинг не только как PR-инструмент и возможность сравнить себя с конкурентами, но и как ориентир в начале своего ESG-пути.
RAEX-Europe планирует активно расширять число участников рейтинга, в том числе за счет компаний из стран СНГ, и довести общее число участников до 700+.
ESG-компания года
В 2021 году «Сибур» стала первой нефтегазохимической компанией в России, которая вышла на рынок ESG-кредитования. Она привлекла $50 млн в рамках займа, ставка по которому привязана к динамике показателей устойчивого развития. Ставка будет меняться в зависимости от того, как «Сибур» снижает объемы выбросов парниковых газов, потребляемой воды и достигает иных целей, прописанных в ее стратегии до 2025 года.
Согласно этому документу, «Сибур» намерена утилизировать не меньше половины всех образуемых отходов. До 2025 года компания хочет сократить удельное водопотребление не менее чем на 5 % и свести к минимуму попадание частиц пластика в окружающую среду. Удельный показатель выбросов парниковых газов в газопереработке должен сократиться на 5 %, а в нефтехимии — на 15 %. Долю «зеленой» электроэнергии в энергобалансе компании хотят увеличить в пять раз.
Помимо этого, «Сибур» увеличит долю женщин в высшем управленческом корпусе и будет ежегодно сокращать коэффициент частоты производственного травматизма. Компания пообещала увеличить долю сотрудников, участвующих в социально значимых проектах, и обучить 85 % работников курсу по устойчивому развитию.
«Фосагро» входит в список 37 мировых компаний, обладающих лидирующим статусом Глобального договора ООН в области устойчивого развития. Это первая за всю историю Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН российская компания, которую выбрали для реализации глобальной инициативы в сфере защиты почв. «Фосагро» реализует 11 из 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), сформулированных в Глобальном договоре. Среди них — ликвидация голода, борьба с изменением климата и ответственное потребление и производство.
Производитель удобрений делает акцент на том, что его продукция не содержит концентраций токсичных веществ, которые были бы опасны для почв и здоровья человека. К 2028 году «Фосагро» хочет снизить свой углеродный след на 14 %. В целом на сокращение выбросов будет потрачено около 20 млрд рублей.
К 2025 году «Фосагро» намерена снизить объемы сброса сточных вод на 31 % по сравнению с уровнем 2018 года. Долю отходов I–IV классов опасности, которые направляются на обезвреживание и утилизацию, хотят увеличить до 40 %. Также «Фосагро» реализует проекты для школьников и студентов вузов по целевому направлению. Ежегодно в компании практикуются свыше 500 студентов.
«Уралкалий», наряду с «Фосагро», содействует достижению нескольких ЦУР ООН. Компания намерена обеспечить ответственное потребление и производство, внести вклад в ликвидацию голода, а также бороться с изменением климата. За прошедшие три года производитель сократил выбросы парниковых газов на 5 %. Общий объем водоотведения за прошедший год снизился на 7 %, а объем потребляемой энергии — на 203 500 ГДж.
В своей ESG-стратегии до 2025 года «Уралкалий» определил цели работы по десяти направлениям. К семи традиционным добавились три новых, на развитие которых планируется сделать упор, — это изменение климата, устойчивое сельское хозяйство и создание устойчивых цепочек поставок.
В 2020 году климатический рейтинг CDP «Уралкалия» повысился с уровня F до D. Инвестиции компании в социальные проекты составили 980 млн рублей. «Уралкалий» сотрудничает с советами ветеранов в Березниках и Соликамске, медицинскими, некоммерческими и благотворительными организациями. Так, в прошлом году «Уралкалий» внепланово потратил на благотворительность и социальную сферу $14 млн.
К 2040 году материнская компания «Энел Россия» — Enel — планирует достичь нулевого баланса выбросов углерода. У компании уже есть отдельное подразделение по возобновляемым источникам энергии (ВИЭ), которое управляет объектами ветрогенерации, солнечных электростанций, гидро- и геотермальных электростанций. Это крупнейшая в мире частная компания в области ВИЭ.
В достижении амбициозной цели Enel помогут ее «дочки» — так, в ближайшие три года «Энел Россия» пообещала направить более 22 млрд рублей на проекты ветровой генерации и порядка 7 млрд рублей — на модернизацию оборудования газовых электростанций. Большинство из ныне строящихся ветропарков компания хочет ввести в эксплуатацию до 2023 года. Кроме того, «Энел Россия» должна резко сократить использование одноразового пластика. Потребление бумаги планируется сократить на 20 %, а бумажные отходы — на 10 %.
Также компания рассчитывает увеличить долю женщин в топ-менеджменте и в шорт-листе кандидатов при приеме на работу. К 2023 году «Энел Россия» хочет выдавать по пять грантов в год на поддержку социального предпринимательства и в 15 раз увеличить долю сотрудников, вовлеченных в проекты по корпоративному волонтерству.
В прошлом году «Интер РАО» впервые установила четкие цели по снижению своего удельного углеродного следа. К 2030 году компания рассчитывает на 7 % сократить уровень выбросов CO2 на единицу объема производства электроэнергии по сравнению с уровнем 2019 года. Также она займется проработкой возможности и реализацией проектов по распределенной генерации, ВИЭ, электротранспорту и водородной энергетике.
В прошлом году «Интер РАО» заметно сократила прямые выбросы парниковых газов. За год их объемы сократились на 22 %. В мероприятия по охране окружающей среды было вложено 2,8 млрд рублей (+54 % к предыдущему году), причем основная часть средств пошла на охрану воздуха.
Около половины персонала «Интер РАО» прошли бесплатное обучение по охране труда. Компания делает акцент на высокую долю женщин в структуре персонала — 43,3 %. Энергетическая компания вкладывается в региональные инициативы, оказывая поддержку детям-инвалидам, сиротам, ветеранам. Также «Интер РАО» тратится на благотворительность — в 2020 году на эти цели было направлено 900 млн рублей.
В прошлом году «Росатом» вошел в число членов Глобального договора ООН. Компания обязалась придерживаться принципов договора и помогать в достижении ЦУР. Одними из ключевых целей для корпорации стали «Недорогая и чистая энергия», а также «Достойная работа и экономический рост».
«Росатом» активно вкладывается в развитие решений в сфере ветроэнергетики. В прошлом году первый ветропарк корпорации начал поставлять энергию на оптовый рынок. Позже в эксплуатацию ввели Кочубеевскую ветроэлектростанцию (самая крупная ВЭС в России), Кармалиновскую, Марченовскую и Бондаревскую ВЭС. Сейчас «Росатом» строит станции еще на двух площадках.
Недавно «Росатом» впервые разместил на бирже «зеленые» облигации на сумму 10 млрд рублей. Полученные от инвесторов средства пойдут на рефинансирование расходов на программу «Ветроэнергетика». В 2019 году «Росатом» потратил на охрану окружающей среды свыше 23 млрд рублей (больше всего средств пошло на обеспечение радиационной безопасности).
В социальной сфере «Росатом» активно реализует программу по созданию условий для гармоничного развития детей из «атомных» городов. В восьми таких городах созданы территории опережающего развития.
Одной из своих задач Мосбиржа называет содействие внедрению принципов устойчивого развития российскими компаниями. Для этого в 2021 году площадка создала руководство для бизнеса по лучшим ESG-практикам. В него в том числе включили рекомендации по тому, как разработать ESG-стратегию и развивать корпоративное управление.
Сама Мосбиржа начала публиковать отчеты об устойчивом развитии в 2020 году. За прошлый год ей удалось сократить интенсивность выбросов парниковых газов на 24 %, а интенсивность энергопотребления ― на 18 %. Площадка не выделяет деятельность по сокращению негативного воздействия на окружающую среду в отдельное направление, однако отмечает важность повышения эффективности энерго- и водопотребления, а также переработки отходов.
Руководство Мосбиржи старается сохранить сбалансированную структуру кадров. В этой связи женщины составляют 45 % сотрудников компании. Ежегодно Мосбиржа тратится на благотворительность. Так, в прошлом году в такие проекты было вложено свыше 160 млн рублей. Также Мосбиржа проводит вебинары по финансовой грамотности ― в прошлом году она провела более 300 таких занятий.
Одной из своих задач Мосбиржа называет содействие внедрению принципов устойчивого развития российскими компаниями. Для этого в 2021 году площадка создала руководство для бизнеса по лучшим ESG-практикам. В него в том числе включили рекомендации по тому, как разработать ESG-стратегию и развивать корпоративное управление.
Сама Мосбиржа начала публиковать отчеты об устойчивом развитии в 2020 году. За прошлый год ей удалось сократить интенсивность выбросов парниковых газов на 24 %, а интенсивность энергопотребления ― на 18 %. Площадка не выделяет деятельность по сокращению негативного воздействия на окружающую среду в отдельное направление, однако отмечает важность повышения эффективности энерго- и водопотребления, а также переработки отходов.
Руководство Мосбиржи старается сохранить сбалансированную структуру кадров. В этой связи женщины составляют 45 % сотрудников компании. Ежегодно Мосбиржа тратится на благотворительность. Так, в прошлом году в такие проекты было вложено свыше 160 млн рублей. Также Мосбиржа проводит вебинары по финансовой грамотности ― в прошлом году она провела более 300 таких занятий.
В своей ESG-политике «Сбер», как и другие участники рейтинга, нацеливается на минимизацию своего воздействия на окружающую среду. Например, за последние годы банк радикально сократил использование бумаги в бизнес-процессах. Бумажный документооборот «Сбера» ежегодно сокращается на 30 %, а за счет эффективного потребления ресурсов банк сохранил более 50 тыс. деревьев.
За пять лет энергопотребление в офисах и отделениях «Сбера» снизилось на 20 %. В будущем банк рассчитывает увеличить долю закупки возобновляемой энергии до 30 %. В офисах «Сбера» используется оборудование с высоким классом энергоэффективности и системы дистанционного управления энергоресурсами.
Вместе с тем банк активно тратится на социально значимые проекты. В 2019 году «Сбер» профинансировал строительство нескольких региональных школ и детских садов. 46 млрд рублей было вложено в развитие транспортной инфраструктуры, а 44,5 млрд рублей — в развитие сельского хозяйства в стране. Также «Сбер» финансирует благотворительные программы и центры по повышению финансовой грамотности. За два года обучающие коммуникации «Сбера» охватили 67 млн человек.
В прошлом году Polymetal признали лучшим работодателем в российской горнодобывающей промышленности, который обеспечивает равенство полов. Женщины составляют 21 % сотрудников компании, а также занимают 33 % мест в совете директоров. Согласно стратегии, компания проводит тренинги по созданию диверсифицированных команд и разрабатывает курс, цель которого — устранить гендерные и возрастные стереотипы.
Polymetal ведет активную социальную деятельность. Каждый год компания финансирует проведение дня коренных малочисленных народов Севера. Polymetal ежегодно награждает свыше 30 человек, занимающихся сохранением и развитием чукотского языка, а также закупает оборудование для изучения этого языка в школах.
К 2023 году Polymetal хочет повторно использовать или перерабатывать не менее 16 % отходов. Интенсивность выбросов парниковых газов должна снизиться на 5 % от уровня 2018 года, а потребление свежей воды на тонну переработанной руды — на 11 %.
Также компания стала первым получателем «зеленого» кредита в российском горнодобывающем секторе. Ей выдали $125 млн, которые в том числе пойдут на борьбу с изменением климата.
«Полюс» — крупнейший производитель золота в России. Свою деятельность он осуществляет на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири — это богатейшие золотодобывающие регионы страны. Чтобы снизить негативное влияние на окружающую среду, «Полюс» взял курс на декарбонизацию. Так, в прошлом году удельные выбросы парниковых газов компании по сравнению с 2018 м сократились на 28 %.
За год «Полюс» вложил в мероприятия по охране окружающей среды $8,5 млн. Доля многократно и повторно использованной воды на предприятиях превысила 93 %. Также компания полностью отказалась от производства энергии для своих потребностей из тяжелых углеводородов.
За год «Полюс» направил на меры социальной поддержки более $50 млн. В частности, компания помогла отремонтировать больницы и улучшить спортивную и детскую инфраструктуры в регионах присутствия. Также «Полюс» входит в тройку горнодобывающих и металлургических компаний страны, наиболее активно направляющих деньги на благотворительность. За последние два года компания пожертвовала около 6 млрд рублей (1 % прибыли).
В своих отчетах Petropavlovsk делает акцент на безопасности производства. С 2011 года компания не зафиксировала значительных экологических инцидентов с ее участием. Коэффициент частоты травм с временной потерей трудоспособности в компании снизился на 7 %.
Также Petropavlovsk наращивает гендерное разнообразие в коллективе. Если в 2018 году женщины составляли 24,6 % персонала компании, то в 2020 году их доля увеличилась до 26 %. Руководство компании утверждает, что в ней действуют меритократические принципы с равными возможностями и оплатой труда для всех сотрудников.
Интенсивность выбросов парниковых газов с производств Petropavlovsk в прошлом году сократилась на 6 %, а абсолютная величина выбросов — на 2 %. Также группа сокращает свою зависимость от ископаемого топлива — доля электричества в структуре потребления достигла 50 %.
В социальный сектор Petropavlovsk за год вложил $0,7 млн. Компания активно поддерживает местные сообщества, включая коренное население. Свыше половины ее закупок в России приходится на местных поставщиков, а более 60 % ее сотрудников — жители Амурской области, где сосредоточены активы компании.
Сталелитейная компания НЛМК — участник Глобального договора ООН. Она рассчитывает сокращать эмиссию парниковых газов, параллельно наращивая производство своего основного продукта. К 2023 году удельная эмиссия по группе в целом должна составить 1,84 тонны CO2 на тонну стали и чугуна. Это на 3 % ниже показателя прошлого года.
В компании уверяют, что более 90 % воды на предприятиях используется повторно. Каждая четвертая тонна лома на НЛМК производится из вторичного сырья.
Отдельное внимание компания уделяет безопасности сотрудников. С 2013 года коэффициент травматизма на ее предприятиях снизился более чем на 50 %. В допандемийном 2019 году НЛМК провела 18 тыс. тренингов. Свыше 16 тыс. рабочих прошли тренинги по безопасности.
Примечательно, что бóльшую часть офисных работников в компании составляют женщины.
Их доля в этой категории — 58 %, а среди специалистов — 47 %. НЛМК активно вкладывается в медицину, развитие сообществ в местах своего присутствия, культуру спорта и так далее.
Так, в 2019 году на эти цели компания выделила свыше $80 млн.
Еще один игрок отрасли — компания «Северсталь» — выделила для себя шесть приоритетных ЦУР ООН. Одна из них — «Достойная работа и экономический рост». Каждый год компания нанимает свыше 4 тыс. новых сотрудников, а также поддерживает развитие малого и среднего бизнеса через НКО «Агентство городского развития». Благодаря его работе Череповцу, где работает «Северсталь», присвоили статус территории опережающего социально-экономического развития.
Три года назад компания создала свой технопарк для реализации совместных инновационных проектов. Вместе с партнерами «Северсталь» финансирует технологичные стартапы, в том числе в сферах экологии и охраны труда.
К 2023 году компания хочет уменьшить интенсивность выбросов парниковых газов на 3 % по сравнению с уровнем 2020-го. Также «Северсталь» планирует сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и снизить массу размещаемых отходов (на 13 % и 20 % соответственно к 2025 году). В пандемийном 2020 году «Северсталь» направила на природоохранную деятельность 5,6 млрд рублей. Для сравнения: двумя годами ранее расходы были на 2,2 млрд меньше.
В прошлом году Evraz достигла трех ключевых экологических целей, поставленных на пятилетку, начавшуюся в 2017 м. Компания резко снизила водопотребление и смогла удержать эмиссию парниковых газов на уровне не выше двух тонн CO2 эквивалента на тонну стали.
Кроме того, она достигла переработки не меньше 95 % металлургических отходов.
После этого Evraz поставила перед собой новые цели. До 2030 года металлургические предприятия компании в России и Северной Америке должны снизить уровень выбросов парниковых газов на 20 % к уровню 2019 года. Стальные предприятия и вовсе должны достичь нулевых сбросов.
В части социальной ответственности Evraz регулярно проводит конкурсы общественных идей.
В прошлом году гранты от компании получили 44 проекта, а сумма поддержки превысила $200 тыс. Социальные расходы компании за год достигли $38 млн. В частности, Evraz организовала курс по проектному менеджменту, вложилась в создание нового центра в СибГИУ в Новокузнецке и направила деньги на восстановление местного памятника трудовому подвигу работников металлургического комбината.
За последние 18 лет Трубная металлургическая компания (ТМК) вложила в модернизацию основного производства более 160 млрд рублей. Компания полностью перешла на современные электросталеплавильные комплексы, использующие вторичное сырье. За счет этого удельные выбросы с предприятий ТМК сократились в 1,3 раза, а выбросы CO2 ― в 1,6 раза.
Также компания вкладывается в строительство природоохранных объектов и создание замкнутых оборотных циклов на заводах. За счет этого сброс сточных вод с предприятий сократился в два раза. Водопотребление компании за то же время сократилось в 1,3 раза.
В прошлом году на обучение и повышение квалификации сотрудников ТМК потратила $1,47 млн. В частности, у компании есть свой корпоративный университет. Предприятия ТМК закупают свыше 25 % товаров и услуг, необходимых в производстве, у предприятий малого и среднего бизнеса.
Также компания направляет деньги на благотворительные проекты через фонд «Синара».
В прошлом году он реализовал самый крупный фандрайзинговый проект в своей истории, собрав 100 млн рублей на закупку средств индивидуальной защиты.
В своей деятельности Объединенная металлургическая компания (ОМК) ставит в приоритет достижение девяти ЦУР ООН. Одна из них ― достойная работа и экономический рост. По данным бенчмаркинга ассоциации «Русская сталь», ОМК является одной из самых безопасных компаний в черной металлургии. Например, флагманская площадка компании за пять лет снизила уровень производственного травматизма в 2,5 раза.
В прошлом году численность персонала на заводах ОМК за счет присоединения новых единиц выросла более чем на 40 %. В частности, увеличилось количество женщин ― с 8,2 до 11,1 тысячи сотрудников. Женщины-специалисты и женщины-служащие превалируют в компании над мужчинами. Например, на второй должности в ОМК работают 237 женщин против 165 мужчин.
В 2020 году ОМК сократила водопотребление. Например, на предприятии в Благовещенске оно сократилось более чем в пять раз. Также компания планомерно снижает выбросы парниковых газов. За год она утилизировала почти 91 % отходов. Всего за это время ОМК вложила в мероприятия по охране окружающей среды более миллиарда рублей.
В прошлом году Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) утвердил стратегию развития до 2024 года. Компания обязалась развивать «белую металлургию» ― современное и высокотехнологичное производство, обеспечивающее экологическое и социально-экономическое благополучие регионов присутствия.
В центре такой политики ― безопасность сотрудников и охрана труда. В 2020 году показатель травматизма по ЧТПЗ снизился на 33 %. Для улучшения этого показателя для сотрудников регулярно проводят тренинги в сфере промышленности, радиационной и экологической безопасности.
В прошлом году ЧТПЗ запустил программу модернизации системы водопользования. Так, на территории завода начал работать комплекс водоочистки. Инвестиции в объект составили 750 млн рублей. Его задача ― полностью прекратить сброс промышленных стоков с предприятия.
За год ЧТПЗ сократил использование чистой воды на 35 %, а энергии ― на 30 %. При этом переработка отходов увеличилась на 10 %. Параллельно компания вкладывается в развитие городов присутствия.
ЧТПЗ выделяет деньги на развитие театра в Челябинске, поддерживает детский дворовый спорт в Первоуральске и строит Ледовую академию в Озерске. За год траты ЧТПЗ по этой статье составили 440 млн рублей.
СУЭК — одна из ведущих угольно-энергетических компаний в мире. Является ведущим поставщиком тепло-, электроэнергии и угля в России. В своей деятельности компания делает упор на рациональное использование ресурсов, минимизацию экологических рисков и участие в борьбе с изменением климата.
В 2018–2019 годах СУЭК вложила в мероприятия по охране окружающей среды свыше 7 млрд рублей.
В частности, компания выпустила в водные объекты регионов присутствия 1,6 млн мальков разных пород рыб. Прямая эмиссия парниковых газов в энергетическом сегменте сократилась на 6 %. В 2019 году удельный расход электроэнергии на предприятиях угольного сегмента по сравнению с 2017 годом сократился на 6 %. В СУЭК утверждают, что коэффициент травматизма на его предприятиях в энергетическом сегменте является одним из самых низких в России и мире. На обеспечение производственной безопасности и охрану здоровья персонала компания выделяет 9 % суммы капитальных вложений.
Параллельно СУЭК поддерживает сообщества в регионах своего присутствия. Например, в местных общеобразовательных школах организованы профильные «шахтерские» классы. Также СУЭК организует тематические встречи для ветеранов и собирает подростков в трудовые отряды. Их участники благоустраивают дворы и улицы родных городов, участвуют в благотворительных и экологических инициативах.__
Ежегодно «Кузбассразрезуголь» тратит на вопросы в сфере экологии свыше 200 млн рублей. Так, в 2017 году на природоохранные мероприятия компания выделила свыше 240 млн. Основная часть средств направляется на проектирование и строительство очистных сооружений и прочих природоохранных объектов. До 2024 года «Кузбассразрезуголь» хочет ввести в эксплуатацию шесть очистных сооружений.
В регионе своего присутствия компания регулярно проводит экологические акции. Сотрудники компании высаживают в Кузбассе деревья, собирают макулатуру и участвуют в проектах по раздельному сбору мусора. Также компания занимается городским благоустройством, вкладывается в ремонт дорог, школ и больниц в Кузбассе, ежегодно выделяя на поддержку таких программ свыше 200 млн рублей.
Территории в районе деятельности компании исторически являются местом проживания телеутов (коренной малочисленный народ). «Кузбассразрезуголь» оказывает им поддержку в рамках благотворительных акций (финансирует проведение национальных спортивных мероприятий, праздников, ремонт Дома культуры и т. д.). В среднем за год компания жертвует порядка 100 млн рублей.
В этом году «Распадская» привлекла ESG-кредит на $200 млн. Средства, выданные компании на пять лет, пойдут в том числе на финансирование деятельности по снижению воздействия на окружающую среду. До 2030 года «Распадская» рассчитывает добиться утилизации 75 % метана от дегазации. Также компания хочет в 1,5 раза сократить выбросы от транспортировки угля.
В планах «Распадской» — перейти на использование свыше 60 % горных отходов. Объем загрязняющих веществ от технологического процесса предполагается снизить до нуля.
Каждый год на реализацию природоохранных программ компания тратит свыше 800 млн рублей.
Для обеспечения безопасности на предприятиях «Распадской» регулярно проводятся тренинги, обязательные для каждого сотрудника. Компания страхует ответственность предприятий за причинение вреда жизни и здоровью работников, а также окружающей среде в случае аварии. Коэффициент травматизма на предприятиях планируют снизить с 4,03 в прошлом году до 2 в 2030-м.
Группа «Лукойл» ведет учет деятельности в сфере устойчивого развития с 2003 года. В отчетах компания ориентируется на положения Глобального договора ООН и Социальную хартию российского бизнеса.
В прошлом году «Лукойл» сократила прямые выбросы парниковых газов в России по сравнению с 2016 годом на 3,3 %. Выбросы метана за это время сократились почти вдвое. Тогда же компания отчиталась о сокращении объема разливов нефти и нефтепродуктов. В 2019 году этот показатель в России сократился вдвое по сравнению с предыдущим годом.
Также «Лукойл» участвует в инициативе Всемирного банка «Нулевое рутинное сжигание попутного нефтяного газа к 2030 году». Компания обязалась сократить долю факельного сжигания ПНГ, увеличивая долю его полезного использования.
В четырех регионах присутствия «Лукойла» проживают коренные малочисленные народы Севера. В 2018 году компания выделила на их поддержку более 380 млн рублей. Один из реализуемых «Лукойлом» проектов — «Красный чум» — призван сделать доступной медицинскую помощь кочевым жителям Севера. В его рамках в тундру на вертолетах ежегодно отправляют врачей, которые проводят на месте обследования и лечат оленеводов и членов их семей.
Согласно отчетам, группа «Газпром» вносит вклад в достижение всех ЦУР ООН. Одна из них — «Достойная работа и экономический рост». Компания является крупнейшим налогоплательщиком России — только в 2019 году она заплатила в бюджеты всех уровней налоги на 2,82 трлн рублей.
В рамках усилий по ликвидации голода «Газпром» наращивает продажи удобрений предприятиям сельского хозяйства. Так, в допандемийном 2019 году группа отчиталась о росте продаж на 63,7 %. Также «Газпром» поддерживает традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, в том числе агропромышленную деятельность. На эти цели за год было направлено 154 млн рублей. Почти половину сотрудников, которых приняли на работу в «Газпром» в 2019 году, составляют женщины. Их доля в руководстве компании составляет около четверти, а в категории «Специалисты и служащие» превышает 40 %.
Что касается экологии, то водопотребление на предприятиях группы за год сократилось на 8,4 %. Объем выбросов парниковых газов снизился на 1,5 %, а объем образования отходов — на 6,1 %.
За год группа вложила в развитие возобновляемых и вторичных источников энергии 3,44 млрд рублей. В десять раз больше средств было выделено на газификацию российских регионов.
В прошлом году «Роснефть» первой среди российских компаний установила долгосрочные цели по углеродному менеджменту. Она обязалась до 2035 года сократить интенсивность выбросов в нефтегазовой добыче почти на треть. Также «Роснефть» хочет достичь нулевого рутинного сжигания попутного газа и интенсивности выбросов метана ниже 0, 25 %. Один из проектов компании — «Восток Ойл» — изначально разрабатывается как низкоуглеродный.
На своих предприятиях «Роснефть» стремится достичь нулевого смертельного травматизма. Для этого сотрудники проходят специальные курсы и занятия у внутренних тренеров.
За прошедший год на мероприятия по охране труда и промышленной безопасности компания потратила порядка 48 млрд рублей.
«Зеленые» инвестиции «Роснефти» за это время составили около 42 млрд рублей, а с 2018 по 2022 год их объем составит 300 млрд. Также компания ведет активную социальную деятельность. Сотрудники «Роснефти» могут получить корпоративную ипотеку, а иногородние работники — служебное жилье. Так, за прошедший год жилищные условия за счет программы улучшили 1158 семей работников «Роснефти».
Одним из важных направлений ESG-политики Segezha Group является восстановление леса. Ежегодно компания вкладывается в посадку и уход за вновь высаженными лесными культурами. С 2014 по 2019 год холдинг восстановил лес на площади, превышающей 100 тыс. гектаров. Только в 2019 году на эти цели было выделено почти 98 млн рублей.
Segezha Group, вслед за другими участниками рейтинга, делает упор на ответственное потребление. В 2019 году целлюлозно-бумажный комбинат холдинга повторно использовал 136 тонн отходов. Выбросы парниковых газов с предприятий за год сократились более чем на треть, а объем инвестиций в проекты с прямым или косвенным экологическим эффектом сократился более чем на 28 %.
На протяжении трех лет в Segezha Group росла численность женщин на руководящих должностях. Если в 2017 году их доля на таких постах составляла 24 %, то в 2019 году достигла 35 %. В компании отмечают, что активно проводят мероприятия по привлечению кадров из профильных вузов (более 100 в год), в том числе организуют экскурсии на производстве. Помимо этого, компания участвует в различных экологических акциях и благотворительных проектах. Среди них — экосубботники, спортивные мероприятия и проекты в поддержку незащищенных слоев населения.
Фанерный завод «UPM Чудово» — один из крупнейших работодателей и налогоплательщиков Чудовского района и всей Новгородской области. На предприятии работают порядка 650 человек.
Завод является частью фанерного бизнеса UPM Plywood, которая помимо России работает в Эстонии и Финляндии.
В 1996 году UPM первой в России создала и стала использовать систему отслеживания источников происхождения древесины. Ее применяют для контроля качества всех партий сырья, поступающих на «UPM Чудово». Завод работает на основе замкнутого цикла водопользования, а в 2019 году на нем запустили котельную на биотопливе. Она производит электроэнергию из побочных продуктов фанерного производства.
В рамках социальной политики сотрудники завода участвуют в посадке деревьев и благоустройстве местного захоронения солдат. В прошлом году «UPM Чудово» выделил деньги на закупку средств индивидуальной защиты для врачей, детских садов и волонтеров. В рамках благотворительности завод помогает малоимущим, а в прошлом году завершил проект по реабилитации и социализации несовершеннолетних из семей группы риска. В частности, для них создали компьютерный класс и комнату психологической разгрузки.
«Свеза» — крупнейший в мире производитель березовой фанеры. Компания экспортирует продукцию в 90 стран. К Глобальному договору ООН «Свеза» присоединилась в прошлом году. Тогда же компания впервые выпустила публичный отчет об устойчивом развитии.
За 2019 год «Свеза» восстановила лес на площади 2200 гектаров. Для сравнения: годом ранее этот показатель не превышал 1700 гектаров. Около 40 млн рублей было вложено в предупреждение пожаров — были созданы новые и реконструированы старые дороги.
До конца 2022 года компания рассчитывает свести к нулю объем сбросов на некоторых комбинатах. На них планируют обеспечить замкнутый цикл обращения воды. В компании прогнозируют, что суммарный экономический эффект экологических проектов, направленных на энергосбережение, к 2025 году превысит 200 млн рублей.
В качестве благотворительной помощи «Свеза» передает свою продукцию образовательным и социально значимым учреждениям. Она используется для проведения ремонтных работ, изготовления спортивного инвентаря и различных учебных пособий. В 2018 году «Свеза» выделила на благотворительность порядка 5 млн рублей. Сотрудники компании участвуют в благоустройстве территорий, проводят экологические уроки в школах и участвуют в посадке леса.
Ритейлер X5 Group выделил для себя четыре основные ЦУР ООН. Деятельность компании направлена на ликвидацию голода, обеспечение достойной работы и экономического роста, здоровье и благополучие граждан, а также на ответственное потребление и производство.
Чтобы достичь этих целей, компания поставила перед собой конкретные задачи. К 2023 году X5 Group планирует увеличить долю свежей продукции, фруктов и овощей в своих магазинах до 50 %. При этом будет расширен ассортимент товаров для здорового образа жизни.
К 2023 году компания рассчитывает снизить выбросы парниковых газов на 10 % и увеличить долю перерабатываемых твердых отходов до 95 %. Доля собственных торговых марок в более экологичной упаковке будет составлять как минимум 50 %. Также X5 увеличит долю пригодных к переработке пищевых продуктов, которые потеряли товарный вид до истечения срока годности.
Параллельно компания будет развивать социальные проекты. Так, в ближайшие пару лет X5 подключит все магазины «Пятерочка» к программе помощи потерявшимся или дезориентированным людям. Число семей, получающих продовольственную помощь от X5, планируется удвоить к 2023 году. В 2019 м ее получили свыше 19 тыс. семей.
Компания «Магнит» в своей стратегии поставила перед собой амбициозную задачу — стать отраслевым лидером в области снижения воздействия на окружающую среду. В связи с этим компания решила до 2025 года снизить выбросы парниковых газов на 30 %, а расход воды и энергии — на 25 %. При этом доля собираемого и перерабатываемого пластика в собственных операциях должна достичь 100 %.
Вместе с этим «Магнит» обязался активнее вкладываться в «зеленый» маркетинг и ответственное производство. Для этого ритейлер повысит долю экологичной упаковки на полках. Максимальный уровень текучести персонала, на который нацелен «Магнит», составляет 40 %. Для сравнения: в 2019 году этот показатель составил 64,9 %.
Компания обязуется активнее участвовать в жизни местных сообществ (ритейлер работает в 65 регионах РФ). Для этого «Магнит» будет развивать корпоративное волонтерство и жертвовать средства на благотворительность. Сейчас среди таких кампаний — движение «Добро на районе», участники которого доставляют продукты домой пожилым людям. До 2025 года доля сотрудников «Магнита», которые участвуют в волонтерских программах, должна вырасти до 10 %.
В прошлом году группа «О’КЕЙ» стала первым продуктовым ритейлером в России, который полностью отказался от продажи полиэтиленовых пакетов из первичной нефти. Вместо этого покупателям предложили упаковку из биоразлагаемого кукурузного крахмала и полиэтиленовые пакеты из переработанного пластика. В магазинах сети используются энергосберегающие устройства, что позволило в 2020 году снизить общее потребление энергии на 2 %.
Во всех магазинах «О’КЕЙ» предусмотрен раздельный сбор мусора. Биологические отходы и лампы отправляются на специальные заводы, а перерабатываемые отходы (вроде поддонов и коробок из-под бананов) продаются для дальнейшей переработки. Также компания вкладывается в защиту животных, которые находятся на попечении Всероссийского общества охраны природы.
Ежегодно «О’КЕЙ» отчитывается о поддержке людей, проживающих в регионах присутствия сети. Так, с 2018 года сеть собрала свыше 34 млн рублей на лечение детей. За год с помощью коробок для пожертвований сеть собрала 1,8 млн рублей. Также «О’КЕЙ» ежегодно проводит акцию, посвященную ветеранам Великой Отечественной войны (им выдают подарочные карты, содействуют в покупке лекарств и т. д.).
В своей работе МТС ориентируется на достижение 14 из 17 ЦУР ООН. Пять из них относятся к социальной сфере. Телеком-гигант в своей стратегии нацелен на предоставление равного доступа к услугам для своих клиентов, развитие своих сотрудников и корпоративного волонтерства.
В прошлом году многие социальные инициативы МТС были связаны с пандемией COVID-19. Совместно с психологами компания запустила горячую линию для тех, кому нужна была психологическая помощь на карантине. Для старшего поколения были запущены курсы, позволяющие научиться заказывать продукты на дом или получать консультации врачей онлайн. Также компания создала бесплатный тариф для медиков, борющихся с ковидом, а для школьников — бесплатные занятия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
В офисах МТС уже много лет реализуется программа экологического сбора мусора. При строительстве базовых станций компания использует энергосберегающее оборудование и по возможности — альтернативные источники энергии. В прошлом году МТС совместно с Российским экологическим обществом запустила программу цифровизации вывоза и утилизации твердых отходов в семи регионах. Также МТС создала портал, помогающий региональным властям контролировать качество обращения отходов на местах.
В прошлом году «Вымпелком» принял экологическую политику, в которой зафиксировал свои основные обязательства в этой сфере. Компания обязалась проводить природоохранные мероприятия там, где работает, и заранее просчитывать потенциальное воздействие на окружающую среду. Для этого вся технологическая инфраструктура компании оснащена системой учета углеродного следа.
В прошлом году «Вымпелком» вложил более 23 млн рублей в мероприятия по охране труда и производственной безопасности. В компании снизился уровень производственного травматизма, среднее количество часов обучения на сотрудника выросло почти на 20 %. Также «Вымпелком» последовательно увеличивает среднюю зарплату работников и социальные расходы на человека. Последние за год выросли на 16 %.
Среди социальных инициатив компании — партнерство с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт» и компанией Everland. Второй проект помогает людям с инвалидностью в обучении и трудоустройстве (за 2020 год работу получили свыше 200 участников проекта). Также телеком-компания работает над увеличением гендерного разнообразия в органах управления. Если в 2019 году доля женщин на руководящих постах «Вымпелкома» не превышала 9 %, то в прошлом году она достигла 20 %.
«Ростелеком» вносит вклад в достижение 10 ЦУР ООН. Одна из них — «Качественное образование». В прошлом году компания направила полмиллиарда рублей на обучение собственных сотрудников. Также «Ростелеком» обучил 38 тыс. пенсионеров основам интернета и охватил 55 тыс. детей своими образовательными программами.
Только за прошлый год компания подключила к интернету 12,4 тыс. населенных пунктов и 19 тыс. социально значимых объектов. «Ростелеком» обеспечивает работу портала Госуслуг, видеонаблюдения на выборах и ЕГЭ, единой биометрической системы и цифровой инфраструктуры для Всероссийской переписи населения.
На экологические программы и повышение энергоэффективности «Ростелеком» за год направил 500 млн рублей. Из них свыше 300 млн пошло на повышение энергоэффективности и мероприятия по энергосбережению.
За год «Ростелеком» сократил прямые выбросы парниковых газов на 2 %, косвенные — на 9 % и потребление электроэнергии на 11 %. К концу 2025 года компания рассчитывает снизить потребление электроэнергии на 15 % (исключая кластер ЦОД и облачных сервисов).
Железная дорога признана самым экологичным видом транспорта. В 2014 году на нее приходилось 1,5 % выбросов от всех видов транспорта, в то время как аналогичный показатель у автомобилей составлял около 70 %. Несмотря на это, РЖД в своей стратегии до 2025 года ставит цель снизить уровень выбросов парниковых газов на 4,5 % по сравнению с 2018 годом. При этом выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников должны сократиться на 18 %.
К середине 2020 х РЖД закупит более 50 локомотивов на газовом топливе. Свыше 80 % отходов компания направляет на переработку. Также РЖД строит новые и модернизирует имеющиеся очистные сооружения. Цель компании — полностью исключить сброс неочищенной воды в реки и озера страны.
Помимо этого, РЖД считается крупнейшим российским работодателям. В самой компании и ее «дочках» работают свыше 0,8 млн человек. Также в прошлом году холдинг разместил первый в истории страны выпуск социальных еврооблигаций. Объем размещения составил 25 млрд рублей. Средства пойдут на финансирование социальных расходов РЖД, таких как повышение транспортной доступности для людей с ограниченной мобильностью, развитие системы здравоохранения РЖД и борьба с распространением COVID-19.
В 2021 году крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» привлек кредит с привязкой к своему ESG-рейтингу. На ставку по займу на $320 млн будет влиять то, как компания снижает выбросы в атмосферу и проводит различные изменения в сфере экологии.
В прошлом году эффектом от экологических инициатив «Аэрофлота» стало снижение выбросов CO2 на 27,2 тыс. тонн. Это эквивалентно более чем двум тысячам рейсов между Москвой и Нижним Новгородом на SSJ100. Тогда «Аэрофлот» начал постепенно обновлять парк: в ближайшие годы более экологичные Airbus A350 заменят самолеты A330. Новые лайнеры обеспечивают снижение звукового следа, тратят меньше топлива на дальнемагистральных маршрутах и заметно сокращают выбросы в атмосферу.
В рамках социальной политики «Аэрофлот» развивает транспортную доступность. Так, для удаленных регионов у перевозчика действует программа единых тарифов с фиксированной ценой.
Также у компании есть программа помощи пассажирам, которые срочно нуждаются в перелете или оказались в сложной жизненной ситуации. Например, во время пандемии «Аэрофлот» бесплатно переоформлял билеты россиян, которым нужно было вернуться в страну в незапланированные даты.
В этом году железнодорожный оператор Globaltrans объявил о создании Комитета по ESG. В его задачи вошел мониторинг реализации ESG-стратегии компании. В рамках ее Globaltrans сокращает потребление электричества, дизеля и нефти. Так, потребление последней за прошедший год сократилось сразу на четверть.
В 2019 году компания закупила 10 новых, более энергоэффективных и чистых тепловозов. После этого выбросы парниковых газов от локомотивного парка Globaltrans сократились на 14 %. Также компания активно сокращает потребление бумаги сотрудниками. В прошлом году за счет перевода деятельности группы в онлайн сокращение составило 42 %.
Согласно отчетам, Globaltrans работает над устранением гендерного дисбаланса в компании, увеличивая число привлекаемых на работу женщин. В прошлом году они составляли 33 % работников группы и занимали два из 15 мест в совете директоров. В течение года более трехсот сотрудников Globaltrans прошли учебные программы, включая тренинги по информационной и экологической безопасности.
Также компания вкладывается в благотворительность — в частности, поддерживает фонд «Линия жизни», помогающий детям с тяжелыми заболеваниями. Globaltrans поддерживает работу фонда на протяжении 10 лет.