«Еще 10 лет не сможем заместить импортный»: магазины ощутили дефицит виски и коньяка

22.09.202215:41

Крупные ритейлеры ждут роста цен и вымывания с полок российских магазинов до половины остатков импортного алкоголя в ближайшие три месяца. Выход из ситуации, по мнению Минпромторга, может крыться в параллельном импорте спиртного. Однако высокий риск завоза контрафакта и рост цен на 30-50% делают эту идею далеко не самой лучшей, считают опрошенные «Компанией» эксперты. По их словам, в стране уже смогли заместить несколько видов крепкого алкоголя, однако этот процесс может затянуться даже на десятилетие.

В федеральных сетях ассортимент импортного алкоголя за июнь-август сократился на 40—95% год к году в зависимости от категории, в ближайшие три месяца показатель может уменьшиться еще на 40-50%, пишет «Коммерсант» со ссылкой на представителей Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ; включает X5 Group, «Магнит», «Лента», Auchan, «Азбука вкуса» и других). Импорт алкогольных напитков у крупных сетей за этот период снизился на 60-100%.

Так, полностью прекратились поставки игристых вин региона Шампань, на 70% упал импорт виски, а на 60% — французского коньяка и импортного пива. В связи с этим закупочные цены на импортный алкоголь с февраля выросли на 27-40%, а по некоторым позициям — на 70%, утверждают в АКОРТ.

Импорт алкоголя начал снижаться с началом боевых действий на Украине и введения санкций. За первые шесть месяцев 2022 года ввоз всех крепких напитков сократился почти на 35%, до 32,65 млн литров, а виски — почти на 50%, до 11,8 млн литров. На фоне санкций США полностью запретили отгружать спиртное в Россию, а ЕС — алкоголя дороже €300 за единицу. Некоторые компании самостоятельно остановили поставки или вообще ушли с российского рынка. В частности, о сокращении деятельности в стране уже объявили в Diageo (Bell’s, Johnnie Walker, Captain Morgan, Baileys). А Beam Suntory (Jim Beam) и Edrington (Macallan) продали российского дистрибьютора Maxxium Russia местному руководству.

«Сложно назвать это дефицитом»

С просьбой включить алкогольные бренды в перечень разрешенных к параллельному импорту АКОРТ уже обращался в правительство. На прошлой неделе Минпромторг опубликовал проект дополнений в перечень, куда вошли Moet, Veuve Clicquot, Absolut, Hennessy, Jack Daniel’s, Jim Beam и другие. По словам главы министерства Дениса Мантурова, решение о параллельном импорте алкоголя нужно принять до конца сентября.

Слова о дефиците импортного алкоголя преувеличены, считает эксперт по фальсификации напитков и продуктов питания Андрей Аленичев. По его словам, вместо 5 тыс. наименований сейчас в магазинах продаются 3 тыс. «Сложно назвать это дефицитом», — отмечает аналитик.

В России нет проблем с замещением джина и коньяка, но пока нет производства виски, отмечает директор национального союза дистиллеров и исследователь алкоголя Эркин Тузмухамедов. По его словам, виски должен выдерживаться в бочках минимум три года, а первое крупное производство напитка на заводе компании «Алвиса» в Минеральных водах будет запущено лишь в ноябре 2022 года. Кроме того, в стране есть «дыра» в производстве ликеров, традиция изготовления которого с советского времени была утрачена.

Между тем параллельный импорт, по мнению экспертов, поднимет стоимость крепких напитков на 30-50%. При этом солодовый виски и коньяки класса XO и выше ждет подорожание в два раза, уверен Тузмухамедов.

На винном рынке ситуация сложнее. Управляющий одной из винотек крупной сети в Москве Геннадий Фролов говорит о «серьезном дефиците» и отмечает, что импортного алкоголя на остатках его компании хватит лишь на полгода. Он добавил, что уход, в частности, гранд-марок Шампани очень серьезно скажется на выручке и ожиданиях клиентов.

Он отметил, что российский алкоголь еще десять лет не сможет заместить импортный, одна из причин этого — цена. По словам Фролова, сейчас покупатель может приобрести «достаточно посредственное» вино за 2-3 тыс. рублей, уровень которого будет ниже, чем у итальянского вина за те же деньги.

Минпромторг и Минздрав очень боятся появления контрафактной продукции, которая может поступить на полки через параллельный импорт, отмечает Тузмухамедов. «Пока правообладатели контролировали продукцию, они гарантировали качество и легко отбивали все иски по контрафакту. Сейчас потребитель остается беззащитен перед возможными угрозами подделок, ведь контролировать каждую партию невозможно», — объяснил эксперт. Он считает, что разрешать параллельный импорт «не совсем правильно» именно из-за очень высоких рисков получить контрафакт.

Крупные имиджевые марки будут контролировать поставки и в параллельном импорте, поскольку они знают весь путь до конечного покупателя своей продукции, поэтому риски санкций, штрафов и давления на контрагентов, участвующим в такой деятельности, может значительно усложнить бизнес этих контрагентов.