Top.Mail.Ru
бизнес

«Если взрывного роста нет, значит, вы что-то делаете не так»

Артур Зеленый. Фото: пресс-служба Performance Group Артур Зеленый. Фото: пресс-служба Performance Group

Шесть лет назад на российском рынке фудтеха появился новый игрок — бизнесмен Артур Зеленый, увлекшись ЗОЖ, создал компанию по доставке готовых рационов питания под названием Performance Group. За несколько лет из сервиса, созданного под личные нужды и развозящего заказы основателю и его друзьям, компания превратилась в крупнейшего игрока рынка с акционерами в лице «Сбера» и VK. Почему люди перестают готовить дома и какую роль в этом играет физиология — Артур Зеленый рассказал в интервью журналу «Компания».

Пандемия сказалась на вашем бизнесе крайне позитивно — количество заказов у Performance Group выросло в 2,5 раза, а сама компания стала лидером в стране по выручке и объемам выпускаемой продукции. Чем вы это объясняете?

— Когда люди оказываются запертыми дома на длительный срок, еда с доставкой — это способ хоть на какое-то время ощутить жизнь «как раньше». Какое-то время люди не без удовольствия готовили дома, но спустя месяц домашние борщи и котлеты надоели, захотелось разнообразия, и на этой волне очень быстро стала расти доставка. Пандемия действительно ускорила развитие фудтеха, приучив людей пользоваться услугами агрегаторов или сервисами вроде наших. Причем не только в нашей стране.

Да, но в пандемию доходы людей рекордно обвалились. Почему это не помешало росту сегмента?

— Готовые рационы — это еда под определенные задачи. Кто-то худеет, кто-то наоборот набирает вес. У кого-то непереносимость лактозы, другой просто любит хорошо поесть. Для поклонников здорового образа жизни правильная еда — это вообще единственное, что осталось с наступлением пандемии — спортзалы были закрыты, на улицу особо не выйдешь. Кроме того, огромное количество людей принципиально не готовит дома — если живешь один, то проще заказать еду. Словом, мотивация для заказа может быть разной. В любом большом городе есть те, у кого доходы просели, но также есть люди, в жизни которых с переходом на «удаленку» мало что изменилось.

Есть мнение, что именно пандемия драйвит доставку. Как только она закончится, стимул к заказу на дом пропадет?

— Я бы сказал, что не драйвит, а драйвила. Она придала ускорение всем «дистанционным» сервисам. Любым, абсолютно. Невероятный рост у сервисов по мгновенной доставке продуктов. Посмотрите, что происходит у Ozon и Wildberries. Конечно, сейчас очередной локдаун, но, поверьте, навык дистанционного заказа чего угодно теперь с нами надолго.

В моем бизнесе, например, два года подряд нет летнего сезонного спада, потому что если клиент уехал из Москвы на дачу, мы и туда бесплатно привезем заказ, и он это знает. Наверное, физиологи сказали бы, что новый навык прочно закрепился где-то там на уровне коры головного мозга. Но я не знаю, я не физиолог.

В недавнем интервью Вы сказали, что в ближайшие два-три года рассчитываете превратить Performance Group в крупнейшую компанию по выпуску готовой еды в мире. Эта цель не кажется Вам чересчур амбициозной?

— Амбициозной да, но не чересчур. В Лондоне, например, есть подобные сервисы, но они небольшие. Такая же ситуация в других городах. Как вы понимаете, рыночная ситуация для роста сегодня более чем комплиментарная. Если взрывного роста нет, значит, вы что-то делаете не так.

Разумеется, все не так радужно: нужно хорошо понимать ментальность местного клиента, определенные традиции, что ему вкусно, а что нет. Но это вопрос маркетинга. Запуск сервиса в крупных городах мира может через какое-то время сделать компанию крупнейшей в своем сегменте, а это, в свою очередь, усиливает ее позиции по закупке продуктов, оборудования и рекламы уже в глобальном масштабе.

С одной стороны, российский рынок растет довольно быстро. Но этого темпа недостаточно, чтобы через несколько лет стать действительно крупной компанией в мировом масштабе просто потому, что наш рынок небольшой. Поэтому российским проектам нужно пытаться выходить в другие страны. Конечно, не у всех получится, но это не повод ничего не делать.

Политически, наверное, сейчас не самое лучшее время компании из России выходить в Европу или США?

— Я так не думаю. Фудтех аполитичен по своей сути. Кроме того, компания, работающая, допустим, в Германии, платит там налоги и дает работу местным жителям. Так что с политической или юридической точек зрения я каких-либо угроз стартапам с российскими корнями не вижу.

Вы сказали, что российский рынок небольшой. Каким вы его видите в перспективе трех-пяти лет?

— В прошлом году рынок готовых рационов питания и наборов для приготовления блюд потянул на 11 миллиардов рублей. В этом году будет, наверно, 15-16 миллиардов. Рост компаний уже не такой быстрый как два-три года назад. Чтобы расти быстрее других, нужны расходы на маркетинг на уровне 400-700 миллионов рублей в год. Нужны деньги на строительство фабрик, логистику и так далее. Не все сервисы могут себе это позволить, особенно если компания еще не вышла «в плюс».

Думаю, что в перспективе трех-пяти лет этот рынок достигнет оборота в 30-35 миллиардов рублей. Я очень осторожно отношусь к прогнозам, потому что макроэкономические факторы заранее просчитать невозможно. Да и кризисные ситуации вроде COVID-19 в финмодели конечно же никто не закладывал.

Сейчас в холдинг Performance Group входят четыре бренда питания с доставкой. Каждый из них ориентирован на отдельный сегмент. Первый — Performance Food — является премиальным брендом здорового питания. В нем рационы для себя могут найти спортсмены, вегетарианцы и люди с определенными заболеваниями.

Второй бренд холдинга, Level Kitchen, рассчитан на людей, желающих похудеть или удержать вес на определенном уровне. Также он подходит тем, кто работает над набором мышечной массы. В бренде My Food представлены домашние блюда европейской кухни и национальные блюда разных стран мира, а Chef at Home предлагает клиентам наборы ингредиентов для самостоятельного приготовления блюд «как в ресторане».

прочитать весь текст
В 2019 году ваша компания вошла в СП Сбербанка и VK (ранее Mail.ru Group). Что вам дало вхождение в их экосистему и чего вы, напротив, лишились?

— Я думал почти год, прежде чем согласился продать небольшой пакет. С момента основания компании в 2015 году я привык сам принимать все решения и сам за них отвечать. Тут же, как мне казалось, кто-то еще будет тянуть одеяло на себя, однако сейчас очевидно, что это было правильное решение.

Внутри экосистемы больше шансов для развития. Я сейчас говорю не столько о финансировании, сколько об экспертизе и обмене опытом. Сейчас компании экосистемы выстраивают между собой множество мостиков, позволяющих клиенту переходить от сервиса к сервису бесшовно, не затрачивая усилий. Речь не только о внедрении СберID, но и о множестве небольших, но важных вещей, работающих на общую идею.

Это первые шаги, которые, как мне кажется, в будущем позволят каждой из шести десятков компаний успешно конкурировать в своих областях с мировыми лидерами. Клиент выбирает то, что ему кажется лучшим. Вот когда компании российских экосистем начнут забирать клиентов зарубежных сервисов, тогда можно будет говорить об очень серьезном успехе. Это работа на ближайшие годы.

Что у Performance Group в приоритете дальше: региональная экспансия с уже существующими брендами или дальнейшее сегментирование аудитории?

— Оба эти направления. Расширение по стране — наша стратегическая цель. В большинстве миллионников работают похожие сервисы, которые «учат» рынок, избавляя нас от необходимости делать эту работу. В больших городах поведение людей в целом похоже, и проблемы одинаковые. Часть этих проблем наши сервисы могут снять.

При этом рынок готовых рационов растет со скоростью 40-60% в год. Подключаются новые аудитории, которым уже не нужно худеть или набирать вес, их цель — что-то другое. Сегодня я вижу несколько таких аудиторий, которые в течение трех-пяти лет могли бы стать драйверами роста рынка. Конечно же, необходимо запускать сервис и для них, иначе это сделает кто-то другой.

Многие крупные розничные сети сегодня открывают большие производства готовой еды. Не боитесь, что это негативно на вас отразится?

— Знаете, в девяностые годы был такой термин — «иномарки». Любая машина, ввезенная из-за границы, казалась чудом техники. Потом правда все разобрались, что новый Mercedes S и десятилетний Renault — это все же разные машины, хоть и иномарки. Похожая ситуация и на нашем рынке. Чем больше будет производиться готовой еды, тем быстрее люди привыкнут ее покупать. А дальше уже разберутся, где еда здоровая, а где не очень.


Еще по теме