Есть ли у вас план?

На прошлой неделе бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко* сказал в прямом эфире радио «Эхо Москвы» о том, что с сентября по декабрь 1998 года в России было напечатано порядка 110 млрд руб., хотя официальные сводки главного российского банка содержали цифру, в пять раз меньшую. Алексашенко заметил, что если правительство и Центробанк будут придерживаться той же политики, то рубль и дальше будет дешеветь.

Допустим, что будет. Насколько готов отечественный бизнес к такому повороту событий?

Наши респонденты в большинстве своем не верят в то, что страну ждет гиперинфляция, что деньги будут обесцениваться на несколько десятков процентов в неделю, что все достижения финансовой политики последних лет обернутся толстыми пачками купюр, годными разве что на растопку. Здраво рассуждая, такого поворота событий можно ожидать только при смене власти (будь то революционным способом или эволюционным) с последующим полным или частичным запретом частной собственности и тотальными репрессиями. Говорить о перспективах бизнеса в такой стране отважится не всякий предприниматель: «проще эмигрировать». Тем, у кого останется ликвидный товар (понятно, что это не копировальные аппараты, а продукты питания, одежда, медикаменты, табак и алкоголь), придется оберегать его от реквизиторов (как государственных, так и частных), чтобы потом с риском для жизни продавать на черном рынке.

Но это страшная сказка. Есть еще сказка в меру добрая. И многие отечественные компании готовы с ней смириться. Наличие «гиперинфляционного плана» отличает хорошую компанию от плохой.

«Гарант» (производитель правовых информационных систем. - Ко) не остановит бизнес даже в условиях высокой инфляции», - говорят в компании. Стратегия работы в условиях гиперинфляции была разработана в «Гаранте» в ноябре 1998 года. В качестве основного инструмента стратегии выступает антикризисная базовая ставка (АБС). В АБС начиная с ноября рассчитывается стоимость информационных продуктов компании и сервиса. Этот показатель не привязан к курсу рубля, напоминая скорее некую условную единицу вроде минимального размера оплаты труда. Курс АБС рассчитывается финансовой службой компании и утверждается директором. Осенью базовая ставка обновлялась раз в две недели, сейчас - раз в месяц. В декабре АБС составляла 110 руб., в феврале - 130 руб.

Евгений Бутман, генеральный директор компании dpi: «Хоть мы и не ожидаем гиперинфляции, но у компании есть представление о том, как себя вести в условиях обесценивания денег. Западные вендоры, которые после 17 августа поддержали российских дистрибуторов, в случае нового резкого падения рубля поведут себя более жестко. Соответственно и дистрибуторы вынуждены будут вести себя более жестко по отношению к дилерам. Бегство от рубля выразится в номинировании расчетов не в российской валюте, а в условных единицах. Антиинфляционная стратегия будет включать в себя юридические механизмы, в частности изменение форм договоров».

Первый вице-президент ВАО «Интурист» Александр Дворянский: «Мы за долгие годы существования компании уже свыклись с мыслью о реальности гиперинфляции и отработали механизмы ее преодоления. Они достаточно просты: необходимо иметь компетентных и подвижных финансовых менеджеров, которые способны отслеживать динамику курса и быстро на нее реагировать. Естественно, придется заложить в стоимость тура несколько процентов «на инфляцию». Что касается туристического рынка в целом, то объемы, конечно, упадут, но эта ситуация не станет плачевной для туроператоров, которые сейчас занимают прочные позиции, четко ориентируются в клиентуре и имеют надежную финансовую основу деятельности. Разорятся множество фирм-однодневок, держащихся на рынке за счет демпинга, а это при сегодняшнем уровне перепроизводства в турбизнесе будет только к лучшему».

Сильные ограничения на деятельность компаний будет накладывать политика государства. При скачущих ценах последствия действий властей окажутся как никогда чувствительными. Наиболее важно в этом смысле отношение к самым ликвидным товарам, которые станут прибежищем для всех субъектов рынка. Введение ограничений на хождение валюты, национализация производства медикаментов и табака и торговли ими, а также резкое усиление контроля над экспортоориентированными отраслями может стать ответной реакцией государства на обесценивание денег - стремление держать в своих руках ликвидный товар возникает не только у частных компаний, но и у правительства. Поскольку государство не упустит возможности взять под контроль тот или иной ликвидный рынок, то резко возрастет спрос на «связи» во власти.

Сворачивание банковских расчетов, к которому также приведет гиперинфляция, сделает предпочтительнее работу компаний, нацеленных на конечного потребителя, чьим естественным желанием в подобных условиях должно стать скорейшее избавление от денег. При отсутствии нормально работающей банковской системы преимущество также получают предприятия, чей производственный цикл располагается наиболее локально: собирать аппарат в Воронеже из комплектующих, выпускаемых на заводе в Казани, и японских деталей, с тем чтобы продать его в Москве, станет гораздо сложнее из-за невозможности оперативно производить расчеты. Собственно, локализация бизнеса и есть проявление распада экономики, который сопутствует гиперинфляции.

В целом же в условиях гиперинфляции у фирмы может быть только две стратегии: либо приспосабливать свой бизнес к новой обстановке, либо закрываться с наименьшими потерями. Приспособление в первую очередь сведется к работе по предоплате, переводу всех расчетов в условные единицы, а всех свободных средств - в валюту или ликвидный товар. Ну а работа с валютой и товаром потребует привлечения новых специалистов. Однако в стране, где еще несколько лет назад активно существовал черный рынок валюты, а бартерные отношения, если брать экономику в целом, превалируют, таким специалистом готов стать каждый, кто работает в частном секторе как минимум пять лет.


* признан в России иноагентом.