Есть ли у вас план?
От наблюдения за разверзающимся дном российской экономики у многих началось головокружение. Для борьбы с ней был созван экономический совет при президенте России – чтобы заглянуть за горизонт, в 2025 г., и обозначить маяки. Первая за два года дискуссия Алексея Улюкаева, за которым вся мощь Минэкономики, Центра стратегических разработок во главе с Алексеем Кудриным, и «Столыпинского клуба» – того, в котором Сергей Глазьев и Борис Титов, проходила в закрытом режиме. О чем говорили за закрытыми дверями, напоминает "Компания",
Алексей Кудрин, министр финансов РФ в 2000–2011 гг.:
«Можно говорить, что дно пройдено, скорее всего, наверное, мы где-то близко к этому определению находимся. Но, к сожалению, поскольку старая модель экономики отработана, а новая еще не сформировалась, даже пройдя дно, мы останемся на этом дне. <...>
Самое главное сегодня в нашей перспективе, в нашей экономике – это экономический рост. Как нам прийти к экономическому росту не на один-два года – это надуть очередной пузырь. У нас будет некоторое оживление, а затем снова обвал… Давайте мы снова добавим денег, кто-то что-то закажет… Но через два года этот источник, этот запал иссякнет».
Борис Титов, уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей:
«Мы-то даем рецепты, а у Кудрина с рецептами не очень... Нас практически лишили возможностей внешнего заимствования с введением санкций. Нам перекрыли внутреннее кредитование, когда Центробанк поднял ставку… Внутренние частные деньги тоже не работают из-за проблем на фондовом рынке в связи со сложной ситуацией вокруг курса валют. Поэтому мы считаем, что нужно использовать государственный ресурс. И во всем мире он используется – программы количественного смягчения работают в США, ЕС, Китае».
Альфред Кох, бывший вице-премьер России:
«Какой все-таки молодчага этот Титов! Как хитро он залез под кожу к Путину! А между тем то, что он предлагает, уничтожит финансовую систему, а с ней и экономику России быстрее, чем любые мегаломанские проекты или гонка вооружений. Эмиссия денег! Вот ключ к обесцениванию вкладов, краху банковской системы, гиперинфляции и полной остановке инвестиционного процесса. Учитесь, оппозиционеры! Вот как нужно рушить диктатуры!»
Григорий Явлинский, политик:
«Если, как советует Белоусов (помощник президента РФ. – Прим. «Ко»), свободные остатки от прибыли госкомпаний влить в экономику, то деньги быстро разворуют. И это все знают. Если, как предлагает Кудрин, провести институциональные реформы, обеспечив независимость судебной и правоохранительной систем, то тогда очень многих посадят. И это тоже все знают. Поэтому ни того, ни другого делать не будут. Оставят все как есть – за это и выступают Улюкаев, Набиуллина и Силуанов. Будут и дальше отжимать деньги у населения… Система в России такая».
Сергей Дубинин, экс-глава ЦБ:
«В советское время, в условиях жесткого контроля над инвестициями, деньги вкладывались в бетонные руины. Самое легкое тогда было – заложить фундамент, вбухать туда деньги и перейти к следующему объекту. Вся страна покрылась недостроенными объектами, которые устарели через несколько лет после начала строительства. И это все до сих пор не разгребли <...> Мы, что, собираемся этот опыт повторить? Я никак не могу понять: наша собственная история ничему не учит ни тех специалистов, которые все это предлагают, ни тех, кто этому готов рукоплескать?»
Герман Греф, председатель правления Сбербанка:
«Мы во всей нашей истории с завидным упорством повторяем одни и те же шаги. И сейчас опять мы слышим: давайте попробуем денежную эмиссию, которая почему-то у нас не вызовет инфляцию, давайте государственную экономику, потому что частный бизнес не работает в нашей стране, и так далее».