Top.Mail.Ru
$ 53.13
£ 65.46
¥ 39.46
 55.83
 7.97
Нефть WTI 112.48
GOLD 1822.76
РТС 1428.07
DJIA 31438.26
NASDAQ 11524.55
BTC/USD 20609.00
рынки

«Это игра на выживание»: зачем в России создают сразу несколько аналогов Google Play

Фото: Bloomberg / Contributor / Getty Images Фото: Bloomberg / Contributor / Getty Images

После того, как Google Play перестал принимать российские карты и удалил подсанкционные приложения, в России началась настоящая борьба за первенство в сфере маркетплейсов. Свои магазины приложений создают Gett и VK, накануне АНО «Цифровые платформы» не без сбоев запустила собственный магазин — NashStore. Прежде всего такие маркетплейсы важны для российских банков, чьи приложения пропали из Google Play и AppStore, говорят эксперты. Однако огромная популярность, такая как у зарубежных площадок, российские магазины вряд ли ждет. 

О том, что в России разрабатывают собственный магазин приложений NashStore, директор по проектам АНО «Цифровые платформы» Владимир Зыков заявил в конце марта. «В условиях, когда Россия оказалась в тисках сурового прессинга со стороны западных компаний, задача общественных организаций и объединений сделать все, чтобы российский бизнес и граждане имели отечественные альтернативы», — сообщал он.

Зыков обещал, что маркетплейс будет запущен 9 мая. В тот день его действительно запустили, но только для разработчиков, позволив им добавить на сайт магазина свои приложения. Для пользователей NashStore стал доступен с 16 мая.

Разработчики заявили, что для скачивания на NashStore доступны свыше тысячи приложений. Среди них — «Столото», «Банки.ру», Rutube, Альфа-банк, «СберМаркет», Совкомбанк. Также через NashStore можно скачать приложение ПСБ-Бизнес, онлайн-кинотеатра Wink, Gloria Jeans и других.

Незадолго до этого аналогичное приложение запустил гендиректор российского подразделения Gett Анатолий Сморгонский. В середине апреля заработала демо-версия его магазина приложений RuMarket. В первом релизе каталога — порядка 20 приложений, в числе которых — приложение Промсвязьбанка, Альфа-банка и «ВТБ онлайн».

Кроме того, VK вместе с Минцифры и другими IT-компаниями работает над RuStore. В министерстве говорят, что это будет «крупнейший российский магазин приложений». «Коммерсант» со ссылкой на источники писал, что в этом процессе задействованы «Яндекс» и «Сбер», однако сами компании это не комментировали. 

Котики вместо «Сбера» 

Пока выводы о работе российских маркетплейсов можно сделать на основе площадок RuMarket и NashStore. Главный нюанс — оба магазина работают исключительно на гаджетах на Android. Дело в том, что iOS (операционная система гаджетов Apple) исключает использование сторонних магазинов.

Чтобы установить магазины, нужно зайти на их сайты — RuMarket и NashStore. Затем нужно нажать на APK-файл каталога, загрузить его и запустить. После этого RuMarket сразу можно пользоваться, а NashStore требует зарегистрироваться: ввести почту, пароль, имя с фамилией и номер телефона. Аккаунт при этом можно не подтверждать.

На RuMarket вместо заявленных около 20 журнал «Компания» насчитал более 53 приложений. Из финансовых в их числе — Альфа-банк, банк «Открытие», ПСБ, «Росбанк Онлайн» и другие. В NashStore вместо заявленных более 1 тыс. приложений «Компания» насчитала 530 приложений. Среди них — Rutube, «Смотрим» от ВГТРК, 2GIS.

Популярных соцсетей ни в одном из магазинов нет. При поиске WhatsApp NashStore предлагает скачать Whatsapp Status для записи статусов в мессенджер и «Стикеры Сталкер для WhatsApp», а при вводе Telegram — сторонний клиент. В категории «Общение» на RuMarket всего два приложения: Now (приложение для обмена фото) и чат знакомств Galaxy.

Также ни в NashStore, ни в RuMarket нельзя скачать мобильное приложение «Сбера». При этом Google и Apple ранее удалили его из своих магазинов (теперь приложением пользуются лишь те, кто успел скачать его до санкций).

Из необычных приложений, найденных на просторах NashStore, — тесты «Какой ты котик?» и «Кто ты из Майнкрафта?», «Рецепты пива» и приложение «Ёшкин кот». Последнее переводит фразы с человеческого языка на кошачий.

В первый же день работы NashStore перестал загружаться. При попытке загрузить APK-файл на «Яндекс.Диске» высвечивалось сообщение, что лимит скачивания превышен. Чтобы скачать приложение, у пользователя должна была быть оформлена подписка «Яндекс 360».

Разработчики NashStore также писали, что перед запуском магазина его сайт подвергся «сильнейшей DDoS-атаке», из-за чего сайт и скачивание могли работать нестабильно. Правда, позже Зыков отчитался об «очень позитивных результатах» первого дня работы, заявив, что пользователи активно устанавливали и скачивали магазин.

прочитать весь текст

Приложение в обмен на свободу 

Собственный магазин приложений — не новая история для России, напомнил «Компании» основатель разработчика мобильных игр JustMoby Александр Новиков. Ранее попытки создать его предпринимал «Яндекс», запустивший в 2012 году «Яндекс.Store», который просуществовал до 2020-го.

«В тот период наблюдался активный рост количества альтернатив Google Play, в какой-то момент их стало больше 30. Затем случился откат, и основная часть запущенных проектов были закрыты. Причина заключалась в ужесточении лицензионной политики Google, которая запрещала разработчикам пользоваться ее магазином параллельно с альтернативными площадками», — отметил он.

По словам Новикова, тогда производители мобильных игр сделали выбор в пользу более «раскрученного» магазина. Теперь, когда конкурировать с Google Play стало несколько проще, перспективы развития у отечественных площадок есть.

То, что за раз в России анонсировали запуск сразу нескольких магазинов, говорит о конкурентной гонке, считает директор по продукту в холдинге 1MI Ирина Гольмгрейн. «Думаю, это игра на выживание. Сразу несколько разработчиков распознали потребность и поспешили выдать результат», — сказала она.

По словам эксперта, особенно важны российские маркетплейсы для банков, приложения которых пропали из Google Play и App Store из-за санкций. «Полагаю, за это время накопилось множество обновлений, в том числе и критичных. Срочно нужен способ скачивать их и пользоваться актуальными версиями, потому и изобрели собственные площадки. В том числе для защиты потребителей от кражи их платежных данных», — считает Гольмгрейн.

Популярность новых площадок — вопрос доверия и привычек пользователей, сказал руководитель направления мобильной разработки SimbirSoft Ринат Шамшутдинов. «Они могут стать популярными, если Google Play будет полностью заблокирован. В перспективе российские магазины могут внести в список обязательных для установки на гаджеты, поставляемые в нашу страну, и со временем люди к ним привыкнут», — предположил он.

«Технически альтернативные маркеты решают проблемы монетизации и прочего, однако полноценной заменой Google Play они, по крайней мере сейчас, стать не могут. В первую очередь, потому что количество пользователей альтернативных маркетов несравнимо с масштабами Google Play»,

— Александр Новиков.

Вероятно, пользоваться российскими магазинами станут те, кто «готов променять свободу на безопасность», считает Senior Android Developer в ПАО «Сбербанк» Тимофей Крестьянов. Никаких проверок на безопасность, модерации со стороны Google, Samsung и Huawei (мировых экспертов в области безопасности) эти площадки и загруженные на них приложения не проходили. Безопаснее скачивать приложения с сайта нужного человеку продукта, утверждает он.

«Никакого будущего у этих площадок нет. У Google есть возможность закрыть любую из них в любой момент. Все эти площадки сделаны на скорую руку, некачественно и максимально дешево», — заключил Крестьянов.

Еще по теме