Top.Mail.Ru
архив

Это надо видеть

обучающее видео, IT, видеошколаСамые популярные ролики среди посетителей портала teachvideo.ru, принадлежащего одноименной компании, посвящены различным аспектам пользования социальными сетями. Оказывается, отечественные интернет-юзеры активно интересуются, как создать страничку на Facebook, закачать туда фотографию или удалить аккаунт. Как говорит генеральный менеджер TeachVideo Андрей Мишенев, перед созданием какого-то контента они внимательно изучают поисковые запросы в Интернете и выясняют, что пользователи хотят узнать. "Люди постоянно вбивают в поисковик какие-то вопросы: что такое "Вконтакте", как найти одноклассников и т.д. Вопрос остается без ответа, и мы на него отвечаем в видеоформате. Самые популярные темы - социальные сети, очень популярна, к примеру, тема по работе с графическими редакторами", - рассказывает он. Кроме видео по запросам, компания производит цельные курсы, состоящие из 30-50 уроков. Характер роликов очень разнообразный - от простых скринкастов до сложных видео с участием профессиональных тренеров и применением 3D-графики. В частности, компания в таком формате выпустила ролик для Microsoft по работе с Windows.

Видеошкола

Долгое время рынок обучающих материалов ограничивался в России CD и DVD-дисками, однако в 2008 г. Андрей Мишенев, преподававший на тот момент IT в нескольких учебных центрах, и Дмитрий Пимкин, занимавшийся продажами дисков, решили вместе создать подобную площадку в Интернете. Спустя год компаньонам удалось привлечь инвестора, вложившего в проект $1 млн. Помимо собственного портала, TeachVideo запустила канал на YouTube, а также прибавила к своим площадкам iPhone и Android. Спустя какое-то время на TeachVideo обратили внимание серьезные игроки: Microsoft, Corel, Google, Osram, Texas Instruments и др., для которых компания начала производить презентационно-обучающее видео по их продуктам. "Первым из них был Microsoft Russia, и сейчас мы являемся их официальными вендорами, - рассказывает генеральный директор TeachVideo Дмитрий Пимкин. - Они используют наши ролики в качестве маркетингового инструмента". В свою очередь, по его словам, "Corel Россия" также заказывает большое количество курсов, таким образом популяризируя свою продукцию среди пользователей. Роликами компании иллюстрирована и официальная русскоязычная справка Google на Google.com. Именно эти контракты вывели TeachVideo на принципиально иной уровень доходов. "С каждым годом продуктов подобного рода становится все больше, и пользователям все тяжелее в них разобраться, - отмечает Андрей Мишенев. - И производство такого обучающего видео для партнеров по факту является основным способом монетизации для нас". Еще компания зарабатывает на рекламе на своем портале, среди основных рекламодателей значатся те же партнеры плюс производители "железа". Кроме того, приложения TeachVideo продаются в Apple Store за $1,99 и пользуются большой популярностью среди русскоязычных иностранцев: доступ к профессиональной литературе на русском языке за границей затруднен.

На сегодняшний день в бесплатном доступе на портале TeachVideo размещено более 5000 роликов, а на площадку заходят в среднем по 25 000 - 30 000 человек в день. Кроме того, по состоянию на конец мая этого года на YouTube было выложено более 2600 обучающих роликов TeachVideo, сейчас этот партнерский канал насчитывает более 7000 подписчиков, общее количество просмотров видео - более 3 млн. В дальнейшем TeachVideo собирается наращивать базу контента и аудиторию. В 2011 г. компания вышла на операционную безубыточность, планы по выручке уже более амбициозные - $1 млн. "Но для того, чтобы покрыть все потребности аудитории, нужно гораздо больше инвестиций", - подчеркивает Андрей Мишенев.

Сложности монетизации

Как полагают эксперты, наращивание как аудитории, так и контента необходимо TeachVideo для привлечения рекламодателей на сайт - все ролики распространяются бесплатно. В свою очередь, YouTube - не самый успешный проект с точки зрения монетизации за счет рекламы, на сегодняшний момент глобально монетизирует только менее 10% своих просмотров. Тем, кто сотрудничает с ресурсом по схеме партнерского канала, по неофициальной информации, достается порядка 65% сборов от рекламы. По мнению генерального директора "ВебТВ" (Zoomby.ru) Юлии Митрович, пока TeachVideo продает рекламу в основном своим партнерам в рамках общей сделки. Впрочем, как отмечает директор по стратегическому планированию и исследованиям агентства TRAFFIC Юлия Удовенко, текущего уровня посещаемости достаточно для привлечения профильных рекламодателей из IT-сектора. А Джону Шоулу, консультанту по внедрению сервисной стратегии, президенту Service Quality Institute, пока не совсем понятно, будет ли TechVideo достаточно продажи рекламы и партнерских отношений в качестве средств монетизации. Эксперт предполагает, что со временем развернутые курсы станут платными, и в этом нет ничего страшного: к примеру, на iTunes можно бесплатно прослушать выборочные лекции профессоров Стэнфордского университета, но если вы хотите пройти полный курс, то за это нужно выложить деньги.

В целом многие эксперты оценивают и проект TeachVideo, и нишу как перспективные. "На первый взгляд, проект достаточно интересный. Несомненно, e-learning в целом - более чем перспективное направление. Мы полагаем, что дистанционное образование, безусловно, является одним из основных векторов эволюции образовательной индустрии на ближайшие годы и уже вполне может считаться глобальным трендом", - рассуждает аналитик ИК "Финам" Татьяна Земцова. Уже сейчас, по некоторым оценкам, в открытом доступе имеется несколько сотен тысяч образовательных и обучающих ресурсов, и их число продолжит расти очень быстро. Так, по данным Ambient Insight и Smart education, объем рынка дистанционного обучения в РФ и СНГ в последние годы демонстрировал рост более чем на 20% ежегодно. "Конкуренция в этом сегменте начинает активно усиливаться, и, по оценкам специалистов Leaf Label, этот процесс может в ближайшем будущем войти в стадию скачкообразного роста", - говорит Дарья Гордеева, генеральный продюсер видеопродакшнкомпании Leaf Label. С другой стороны, поменялась стратегия маркетинга - от продажи продуктов только целевой аудитории компании переключаются на обучение общественности и расширение аудитории. В Apple Store в США ведется активная работа с пожилыми людьми, проводятся бесплатные занятия по пользованию Интернетом, в том числе и на iPad. Однако все эти процессы приводят к "видеографоманству" обычных, физических интернет-пользователей. И с этим контентом, по мнению экспертов, таким полупрофессиональным ресурсам, как TeachVideo, приходится конкурировать напрямую и очень серьезно: ведь любой пользователь сам может сделать видео о том, как создать аватар в соцсети, и выложить его на YouTube. К примеру, на канале Tekzilla Вероники Бельмонт (специалист по технологиям, создающий полупрофессиональный, даже ближе к профессиональному контент) выложено 1682 видео, и у канала при этом 34 000 подписчиков и 3 млн просмотров.

Ликбез среди иностранцев

Между тем в TeachVideo считают, что именно их полупрофессиональная направленность станет одним из конкурентных преимуществ в международной экспансии. Основатели компании в будущем намереваются создавать контент для Украины и Казахстана на языках этих стран, поскольку русскоязычный контент TeachVideo уже пользуется там популярностью. Однако в ближайших планах компании более амбициозная и рискованная идея: создание канала на английском, французском и немецком языках. В этом направлении TeachVideo стартует с YouTube. Пока неизвестно, появится ли отдельная интернет-площадка под этот проект. В настоящий момент компания уже запустила англоязычный канал на YouTube и сейчас наполняет его контентом. Ролики не будут переводными, а их создадут специально для канала с использованием имеющихся наработок. "На Западе компании в основном производят в видеоформате немного другого рода контент - более профессиональный, кроме того, продают его за достаточно большие деньги, - объясняет Андрей Мишенев. - Речь может идти о полноценных курсах под 100 уроков, для которых приглашают какого-нибудь именитого дизайнера или фотографа, на что тратится весомая сумма. В результате они продают не просто курс, но также имя этого дизайнера, определенную методику". Создатели TeachVideo считают, что экспансия за границу может получиться широкомасштабной, так как потенциальная англоязычная аудитория больше русскоязычной в разы. Как говорит Дмитрий Пимкин, если TeachVideo будет успешна на Западе, доля российского проекта станет не столь большой.

По словам Джона Шоула, англоязычный канал для подобной компании необходим. "Известно, что многие опытные пользователи, хорошо владеющие языком, предпочитают искать информацию именно на английском, а не на своем родном языке, и это часто оправданно: больше источников, больше информации, более свежие данные, - рассказывает эксперт. Тем не менее реальные перспективы "масштабной экспансии" экспертам оценить сложно, прежде всего из-за того, что с огромной потенциальной аудиторией компания получит такую же конкуренцию. "Не стоит забывать, что зарубежные рынки перенасыщены предложением, имеют уже устоявшийся круг пользователей Интернета, чего нельзя сказать о России, где интернет-рынок только развивается и число пользователей с каждым годом станет расти", - констатирует Мария Шишкина, аналитик ИК "Русинвест". По ее мнению, успех TeachVideo за рубежом будет зависеть от предлагаемого контента: здесь компания уже не обойдется видеокурсами на тему "Как создать страничку в Facebook" или "Как зарегистрироваться в Skype".

Образовательный YouTube

На YouTube ежеминутно подгружается более 48 часов видео, среди них - раздел учебных материалов YouTube EDU, где есть не только подробные лекции от профессоров Оксфорда или Стэнфорда, но и материалы по истории, в которых за минуту-полторы рассказывают о том или ином событии. Кроме того, на YouTube EDU доступны видео от российских партнеров - МГУ и МГИМО. Обучающие ролики в том формате, в котором их делает TeachVideo, тоже есть. Их могут подгружать как пользователи-энтузиасты, так и группы людей, создающие канал. Очень хороший пример, по мнению Юрия Хазанова, менеджера по партнерским программам YouTube, - канал HotForWords русской девушки-филолога Марины Орловой, которая ярко и красочно рассказывает о происхождении английских слов.