Это страшное слово «оптимизация»
Рабочие-строители с космодрома Восточный, которым Тихоокеанская мостостроительная компания уже давно не выплачивает зарплату, написали открытое послание Владимиру Путину, но не на бумаге, а на крышах своих времянок, чтобы его было видно с высоты. На подобный шаг рабочие пошли после того, как их письмо, отправленное президенту обычным способом, переслали в трудовую инспекцию.
Случай этот говорит прежде всего о том, что сегодня от угрозы увольнения или задержек заработной платы не застрахован никто – ни сотрудники предприятий, выполняющих важные государственные подряды, ни служащие крупнейших корпораций, ни чиновники, ни даже правоохранители.
В январе–феврале приостановили работу Тверской и Демиховский вагоностроительные заводы, планируются сокращения или вынужденные отпуска на Уралвагонзаводе. Тверской завод сократил 8% персонала. «Оптимизация расходов сейчас идет повсеместно, где-то в большем объеме, где-то в меньшем», – констатирует директор по рекрутменту и развитию бизнеса консалтинговой компании SQ-Team Ксения Горбунова. Ситуация необычна для России еще и тем, что работники бюджетной или близкой к бюджету сферы оказались даже менее защищенными от неприятностей экономического кризиса, чем частный бизнес.
Бюджет не спасет
Бюджет больше зависит от цен на нефть, чем остальная экономика, а тут еще наложилось резкое увеличение военных расходов. В результате оптимизационные меры не миновали даже госаппарат. В МВД объявили о планах сокращения 10% сотрудников, то есть примерно 110 000 человек. В аппарате мэрии Москвы объявлено о сокращении 30% чиновников. Центробанк планирует провести в 2015 г. сокращение сотрудников, но не уточняет их количество.
Можно предположить, что увольнения в крупных госкомпаниях тоже будут. Министр экономического развития Алексей Улюкаев уже выступил с предложением урезать затраты естественных монополий на 24%, и холдинг «Россети» в ответ пригрозил министру сокращением персонала.
В результате «реформирования» медицины в России, по данным Счетной палаты, сократили 12 800 врачей. Ситуация с прочим медицинским персоналом, видимо, еще хуже: в Москве на 2000 сокращенных врачей приходится 6000 уволенных медсестер и санитаров, что уже привело к росту больничной смертности.
Ситуация в высшем образовании скоро станет столь же острой, поскольку Минобразования затеяло упразднение 500 вузов. Более туманна ситуация со школьными учителями. Представители власти и общественности говорят разное. Министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что ситуация в сфере среднего образования прямо противоположна положению дел в вузах, поскольку в школах число учащихся растет с каждым годом, и ни о какой минимизации числа учителей речи идти не может. Но координатор «Гражданской инициативы за бесплатное образование» Николай Соснов утверждает, что за последние пять лет тысячи педагогов лишились работы в результате закрытия школ.
По «сообщениям с мест» можно судить, что власти стремятся оптимизировать расходы на образование, не столько увольняя учителей, сколько ограничивая их доходы. Например, губернатор Пензенской области Василий Бочкарев внес в Законодательное собрание региона законопроект, снижающий заявленные в декабре нормативы на доведение зарплаты до средней по региону в связи с сокращением последней. «Из Свердловской, Нижегородской, Псковской и других областей приходит информация о том, что начинают урезать зарплаты. Практически во всех регионах учителя говорят, что меняется бюджетное финансирование, сокращается стимулирующий, премиальный фонд и т.п. Мы знаем, что в регионах есть указания как минимум на 10% урезать бюджетные расходы», – рассказывает сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов. В результате 60 алтайских учителей уже вышли на забастовку, и это первая крупная забастовка педагогов за последние годы.
Автомобиль останавливается
Формально безработица в России выросла не сильно: с марта прошлого года по март нынешнего с 5,5 до 5,8%. Но процессы увольнения распределены по регионам и отраслям неравномерно; распространены такие явления, как переход людей на работу с неполным рабочим днем или перевод их в статус находящихся в ожидании увольнения. По статистике Роструда, наверняка отстающей от реальности, количество людей, работающих неполный рабочий день, за год увеличилось на 40%.
Если говорить о частном бизнесе, то хуже всего обстоит дело в автомобильной промышленности – именно оттуда чаще всего приходят сообщения о сокращениях персонала, забастовках и трудовых конфликтах. Так, завод Magna по выпуску автокомплектующих в Калуге увольняет 10% персонала, завод General Motors в Санкт-Петербурге ликвидируется и увольняет сотрудников, а их 900, завод Volkswagen в Калуге предложит уволиться по собственному желанию не менее чем 600 сотрудникам из 3200 человек, завод «ПСМА Рус», являющийся совместным предприятием PSA Peugeot Citroёn и Mitsubishi, планирует уволить до 40% персонала.
На «АвтоВАЗе» планируют сократить 1100 служащих и специалистов. Что касается рабочих, то их «наказывают» вынужденным простоем: в период с 27 июля по 16 августа конвейеры «АвтоВАЗа» остановятся, а персонал предприятия за небольшим исключением уйдет в корпоративный отпуск.
Ситуация в крупнейших корпорациях России различна. В сокращениях признались «Аэрофлот», увольняющий 10% непроизводственного персонала, и ГК «Ростех», которая планирует сократить около 40 000 управленцев из 85 000 при общем штате в 475 000. Сокращение 6300 из 7800 работников на Челябинском тракторном заводе пернесено с мая на сентябрь.
Крупнейшие отечественные корпорации, к которым «Ко» обратился с запросом о планах оптимизации персонала, дали оптимистичные, но несколько уклончивые ответы. Так, в Сбербанке сообщают, что собираются повышать свою эффективность, но «у банка нет планов по проведению масштабных дополнительных сокращений персонала». В «Ростелекоме» ответили, что в настоящее время осуществляют ряд проектов, и «эти мероприятия связаны как с сокращением численности персонала по ряду функциональных направлений деятельности, так и с дополнительным набором персонала, в зависимости от приоритетных задач бизнеса»; точные цифры пресс-служба давать отказалась, сославшись на то, что они «плавают». В «Северстали» признали сокращение за год – с 61 000 до 52 000 человек, но объяснили уменьшение численности продажей североамериканских предприятий компании летом 2014 г., «Значительных сокращений производственного персонала в компании не проводилось и не планируется», – уточнили в «Северстали».
На вопрос «Ко», в каких отраслях имели место массовые сокращения, генеральный директор рекрутингового агентства «Можайская executive», преподаватель бизнес-школы «Мирбис» Инна Можайская ответила, что на первом месте машиностроение. На втором – сфера гостеприимства (услуги), рестораны, кафе, отели, кинотеатры. Из-за нестабильного курса рубля за два месяца (декабрь–январь) только в Москве закрылось 900 ресторанов. По оценке президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, весной 2015 г. число закрывшихся ресторанов и кафе в столице может дойти до 3000, что составит 30%. Непростая ситуация и в банковской сфере. В 2014–2015 гг. отозваны лицензии у 320 банков. Да и с ипотекой сейчас проблема. Банки повышают ставки по кредитам и усложняют условия их выдачи. «Зачем держать сотрудников, если перспектива со ставкой рефинансирования Центробанка непонятна? Наверняка работы лишились несколько тысяч человек», – предполагает эксперт. Если же говорить о профессиях, то, по мнению Инны Можайской, сокращения прошли в административных отделах, где часто функции сдвоены (офис-менеджеры, секретари), и в подразделениях, косвенно влияющих на прибыль компании – PR-менеджеры, маркетологи, менеджеры по персоналу. «Многие компании сокращают маркетинговые и рекламные бюджеты, – подтверждает коммерческий директор агентства Zoom Market Андрей Штыров. – В связи с этим увольнения в первую очередь коснутся специалистов в сфере маркетинга и рекламы».
Аналогичная ситуация и с зарплатами. Хуже всего, по данным HeadHunter, дела обстоят в сфере производства: зарплаты снизились в 55% компаний, тогда как в январе–феврале снижение планировали лишь 38% опрошенных. Не радужное положение дел и в продажах: в 62% компаний (вместо 47%) снижаются зарплаты. Экономия, говорится в результатах исследования, достигается за счет рядовых сотрудников.
Есть и другая сторона медали: 49% компаний не планирует индексацию зарплаты. А это означает, что на фоне инфляции зарплаты снизятся. Тяжело приходится сфере медиа и маркетинговых коммуникаций, где ни одна организация не заявила, что повысила зарплаты сотрудникам. На втором месте оказались банки, на третьем – логистика.
Согласно опросу, проведенному рекрутинговой компанией Antal Russia, с конца прошлого года количество компаний, сообщивших о том, что они собираются или уже начали проводить сокращения, увеличилось до 45% (в декабре 2014 г. их было 38%). К отделам, численность персонала в которых будет пересматриваться в первую очередь, работодатели относят маркетинг и продажи. Также все больше компаний решается на оптимизацию финансового отдела и бухгалтерии.
Пишем письма президенту
Разумеется, ухудшение материального положения рабочих приводит к росту числа трудовых конфликтов и акций протеста. Правда, Росстат подъема забастовочного движения не фиксирует, однако существует альтернативная статистика. По данным исследования Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), в 2014 г. в России зафиксировано 293 акции против работодателей. Этот показатель вырос на 5% по сравнению с предыдущим годом и превышает уровень кризисного 2009 г. В отличие от предыдущих лет, самой распространенной причиной протеста стала невыплата заработной платы. Сообщения прессы говорят о периодически вспыхивающих, хотя и не очень масштабных протестных акциях вроде той, что случилась в феврале в Вологде, когда рабочие стоящего на пороге банкротства Вологодского машиностроительного завода вышли к проходной с пустыми тарелками и кружками.
Забастовки уже были и на «АвтоВАЗе», и на Ford Sollers во Всеволожске, и на Volkswagen в Калуге, и на General Motors в Санкт-Петербурге. Характерны такие акции также для сотрудников муниципальных предприятий. Работники муниципального автотранспортного предприятия города Усть-Илимска (Иркутская область) объявляли голодовку, чтобы добиться выплаты зарплаты. Долго бастовали сидящие без зарплаты коммунальщики поселка Северомуйск в Бурятии.
Бастовать в России трудно. Независимые профсоюзы находятся под постоянным давлением администрации и властей. Например, в Находке главу профсоюза докеров осудили на 3,5 года за неправомерное расходование профсоюзных средств.
И поскольку выходить на митинги народ пока еще не сильно пристрастился, процветает чисто русский способ трудового протеста – письма Путину. Только за последние несколько месяцев послания президенту отправили сокращенные сотрудники троллейбусного парка города Каменск-Уральский, уволенные сотрудники волгоградского завода «Химпром», требующие разобраться с задержкой компенсационных выплат, строители олимпийских объектов в Сочи, которым задолжали зарплату предприятия-банкроты, забайкальские коммунисты, поскольку местные власти задерживают выплаты бюджетникам и социально незащищенным гражданам, рабочие Южно-Уральской железной дороги, поскольку закрывается участок дороги.
Специально для сохранения рабочих мест в периоды увольнений правительство в этом году выделяет регионам 52 млрд руб. субсидий. В частности, финансируемые правительством мероприятия касаются 15 800 сотрудников КамАЗа, 2600 сотрудников «АвтоВАЗа», стольких же сотрудников предприятия «Алтайвагон» и 500 работников Тверского вагоностроительного завода. В случае если компаниям в силу экономических причин не удастся избежать сокращений персонала, то лишившимся работы людям на бюджетные деньги должна быть обеспечена временная занятость, а также профессиональное переобучение и стажировка. Но очевидно, что субсидии не смогут переломить сложившуюся в экономике тенденцию.
Правда, сейчас Россия пожинает «дивиденды мира». После перемирия в Донбассе рубль укрепился, и Минтруда сообщило, что с начала весны уровень безработицы стабилизировался. Это подтверждают и независимые источники: по данным агентства Job.ru, с весны 2015 г. число вакансий растет, конкурс на рабочее место постепенно снижается и сейчас составляет 4–5 человек на место (против 7–8 в конце прошлого года). «Результаты первого полугодия станут той объективной информацией, от которой можно будет отталкиваться в прогнозах. Если общая экономическая ситуация начнет стабилизироваться, то и рынок труда подтянется за ней», – заявила «Ко» руководитель направления по связям с общественностью Job.ru Анна Чуксеева. Все зависит от того, насколько прочным окажется мир и подтвердятся ли мрачные прогнозы Всемирного банка, сулящего российской экономике падение на 3%.
И конечно, всегда есть те, кого кризис не затрагивает. По словам Инны Можайской, во все времена, даже в кризисные, ищут профессиональных рабочих, инженеров, IT-специалистов и менеджеров по продажам/продавцов. Например, по опросам портала hh.ru, позитивнее всего дела обстоят в сфере IT: 53% компаний-респондентов планируют набирать новых разработчиков и расширять производство.