Top.Mail.Ru
технологии и наука

«Это уже экосистема»: как 2022 год сделал Telegram «королем трафика»

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

«Спасение» для блогеров, источник новостей, возможность получения информации без VPN — всем этим стал Telegram для пользователей в 2022 году на фоне блокировки зарубежных соцсетей. В итоге мессенджер обогнал WhatsApp (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ) по объему пользовательского трафика. Несмотря на то, что по числу пользователей WhatsApp еще удерживает лидерство, эксперты уверены — это ненадолго.

«Трафик WhatsApp остается ровным, без сильного падения и роста»

По итогам 2022 года Telegram впервые обогнал WhatsApp по объему пользовательского трафика. Такую статистику со ссылкой на данные операторов большой четверки в понедельник раскрыли «Ведомости».

Представитель «Мегафона» заметил, что в лидеры по части трафика в России Telegram выбился с марта 2022-го. Во второй половине декабря доля детища Дурова в общем трафике в мессенджерах достигла 61%, тогда как в WhatsApp она была в два раза ниже, находясь на уровне 28%. В данный момент рост трафика в Telegram продолжается: к январю 2023-го этот показатель составил 62%, а в WhatsApp — 27%, сказал собеседник издания в компании.

Представитель «Вымпелкома» (работает под брендом «Билайн») в разговоре с изданием заметил, что трафик WhatsApp остается ровным, не демонстрируя ни сильного падения, ни роста. В то же время рост трафика Telegram в первые две недели нового года, с его слов, составил 68% (в сравнении с 2022-м). По оценке эксперта, данный показатель указывает не только на популярность сервиса, но и на объемы отправки через него тяжелого контента, в частности, видео.

В МТС еще выше — на уровне 80% — оценивают долю Telegram по активности пользователей. В то же время здесь подчеркивают, что WhatsApp все еще опережает все прочие мессенджеры по общему количеству пользователей. В Tele2 долю WhatsApp в трафике мессенджеров оценивают всего в 19%, в то время как 75% отводят на Telegram.

При этом на днях стало известно, что с весны для Telegram в России начнут действовать некоторые ограничения. По данным ТАСС, он относится к иностранным мессенджерам, а значит, с 1 марта 2023 года его будет запрещено использовать для передачи платежных документов и персональных данных при предоставлении услуг.

Авторы портала mobile-review.com видят некоторую иронию в том, что банк ВТБ совсем недавно объявил о расширении возможностей Telegram-бота, в котором теперь можно смотреть остатки на счетах, а в Роскомнадзоре отметили, что с 1 марта такие операции станут вне закона. В самом ВТБ подчеркнули, что на данный момент работа бота полностью легитимна. Здесь также заявили, что мессенджер — первая площадка для запуска онлайн-банка, но в будущем сервис будет развиваться не только там.

«На руку Telegram сыграла блокировка зарубежных сетей»

«Компания» попросила экспертов рассказать о причинах роста трафика и оценить дальнейшие перспективы развития WhatsApp и Telegram в России.

Причин такого взлета несколько, говорит Елена Волотовская, руководитель фонда Softline Venture Partners. «Аудитория Telegram с 2013 года стабильно растет более чем на 40% ежегодно. Учитывая, что мессенджер крайне активно развивается, регулярно выпускает обновления и расширяет функционал, выбор пользователей в его пользу не оставляет вопросов», — отмечает она.

Кроме того, в 2022 году на руку Telegram сыграла блокировка зарубежных соцсетей. Согласно исследованию Brand Analytics, в марте 42 % инстаблогеров и 89 % тиктокеров переводили свою аудиторию на данную площадку. По данным TGStat, только в первые трое суток с момента появления сообщения о планах заблокировать Instagram (входит в Meta) на российские Telegram-каналы было совершено более 40 миллионов новых подписок.

По словам Волотовской, Telegram все больше берет на себя роль традиционных CМИ, становясь ключевым источником оперативных новостей. И без того популярная категория «Новости и СМИ» в прошлом году прибавила 55%, а это более 12,6 тысячи новых каналов.

«WhatsApp держится за счет того, что многие бизнесы имеют там аккаунты»

С коллегой солидарен Саркис Дарбинян, управляющий партнер юридической фирмы DRC. В разговоре с «Компанией» он обращает внимание на то, что для многих граждан каналы в Telegram стали самостоятельным источником получения информации, в том числе новостей. «По данным Роскомсвободы*, за полгода под блокировку попало около 9,3 тысячи сайтов, в том числе ведущих СМИ. Но еще до этого многие пользователи начали привыкать к новой модели потребления информации: они реже ходят на сайты, и чаще читают паблики тех же медиа в Telegram. Это удобно, не надо включать VPN. Прибавьте огромную функциональность ботов, которые начали использовать даже ведущие российские банки, а также недавно запущенный premium аккаунт, и вы получите мессенджер, значительно превосходящий конкурентов», — отмечает он.

По мнению эксперта, существующее состояние «стагнации» в WhatsApp теоретически могут исправить анонсируемые командой проекта «супергруппы», которые они начали внедрять в прошлом году. «Мне не кажется, что их главная проблема в безопасности, хоть Дуров и не забывает каждый раз об этом упомянуть. Все-таки Е2Е шифрование встроено в WhatsApp по умолчанию. Там были проблемы с синхронизацией и облачным хранением, но в команде делают выводы и устраняют уязвимости», — подчеркивает Дарбинян.

К тому же для большинства современных пользователей безопасность не становится ключевым фактором выбора сервиса, замечает эксперт. «Согласно последним данным, общий объем утечек в 2022 году составил 99,8 млн уникальных e-mail адресов и 109,7 млн уникальных телефонных номеров. Последний показатель можно соотнести с численностью населения, если учитывать, что у каждого человека по одному телефонному номеру. Однако это не мешает людям продолжать пользоваться сервисами Яндекс.Еды или Почты России».

Не сталкивать «в лобовую» WhatsApp и Telegram советует Андрей Смагин, старший аналитик Группы компаний X-Com. По мнению эксперта, у этих сервисов «разные векторы развития». «Концептуально Telegram становится все ближе к привычным соцсетям, превалирующая доля трафика которых генерируется информационными каналами с различным мультимедиа-контентом. WhatsApp в свою очередь остается мессенджером, львиную долю трафика которого создают мобильные устройства».

Главная причина популярности Telegram — в опережающем развитии. Это уже давно экосистема, где даже обычный пользователь интуитивно доходит до больших выгод, чем в WhatsApp, поясняет Андрей Волков, сооснователь компании Junk Reality.

WhatsApp же — «устаревший» мессенджер и у пользователей есть от него определенная усталость, констатирует аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «С одной стороны, у него есть устоявшаяся база пользователей, с другой стороны он не предназначен для передачи файлов в высоком разрешении, он является “квази-файлообменной” сетью, “квази-медиа”, когда вы можете подписаться на каналы и читать там что-то. То есть, с точки зрения контента Telegram предоставляет намного больше возможностей, и за счет этого трафик в нем тоже больше».

WhatsApp, по мнению Муртазина, еще «держится» за счет того, что многие бизнесы имеют аккаунты в этом мессенджере. «И они, собственно, являются той основой, за счет которой WhatsApp живет. Но если говорить обо всем остальном — конечно, Telegram выигрывает, и выигрывает очень сильно. B B2C-потребительском сегменте Telegram, безусловно, лидер. Именно в этом сегменте основные его пользователи обогнали пользователей конкурента». По словам эксперта, это случилось около года назад, и рост продолжается.

Тот факт, что Telegram признан иностранным мессенджером, никак не повлияет на трафик, уверен представитель Mobile Research Group. «Персональные данные, так и будут передаваться, за исключением госкомпаний: а они их и так фактически не передают. Поэтому Telegram в фаворитах, и он будет выигрывать».

* Организация включена Минюстом в перечень иноагентов