Евро о двух концах

Это стало самым неприятным новогодним сюрпризом для Старого Света. Европейцы не успели полностью излить чувства, вызванные расставанием с национальными дензнаками и появлением новой, общей для 12 стран валюты, а тут на тебе! В Италии в знак протеста против «антиевропейской» позиции кабинета подает в отставку министр иностранных дел Ренато Руджеро. Именно его в Брюсселе считали едва ли не единственной опорой европейской интеграции в кабинете итальянского премьера Сильвио Берлускони.

Отставка министра последовала за выступлением сразу двух его коллег, весьма критически настроенных в отношении евро. И это всего через несколько дней после начала нового «еврогода». Любому итальянцу впору вскипятиться. Даже главе дипломатического ведомства.

Италия прежде считалась одной из наиболее последовательных сторонниц единой европейской валюты. К снобизму британцев, готовых пикетировать Даунинг-стрит после одной только фразы премьера, что его соплеменникам надо повнимательней отнестись к идее евро, на континенте, похоже, давно привыкли. Да и про австрийцев, требовавших в 1997 году решить судьбу шиллинга не иначе как путем плебисцита, тоже, кажется, никто теперь и не вспоминает. А вот Италия – другое дело: без малого полвека назад Апеннинская республика была одним из шести инициаторов создания ЕС. И теперь такой пинок идее европейской интеграции!..

Освободившееся после отставки синьора Руджеро кресло Сильвио Берлускони решил пока оставить за собой. А это, по оценкам Брюсселя, еще один «антиинтеграционный» шаг Рима. Ведь сам премьер к сторонникам европейской валюты себя никогда не причислял…

Но как бы то ни было, дело уже сделано: испортить новогодний праздник Италии удалось, а вот отыграть с евро назад не под силу, пожалуй, даже такому влиятельному человеку, как синьор Берлускони. Хотя повод погрустить над новыми дензнаками успел появиться у европейцев и без этого.

В частности, выросли цены на товары повседневного спроса. Кстати, если кто помнит, «Ко» предупреждал о «побочных эффектах» от введения наличной евровалюты более чем за полгода до этого события (см. «Осторожно, euro» в номере 19 от 21 мая 2001 года). Напомним кратко суть дела: курс евро к двенадцати валютам-предшественницам устанавливался по дробной величине с указанием пятой цифры после запятой. Например, курс евро к немецкой марке – на май прошлого года – 1:1,95583. А при обмене валюты или при переводе цен в евро округлять следует, понятное дело, до сотых. Кто же будет округлять себе «в минус»… Вот и получается, что цены в евро оказываются выше цен в лирах, марках или шиллингах. Причем чувствительно: от 3 – 4 до нескольких десятков процентов. Добавьте сюда любовь продавцов устанавливать цену, оканчивающуюся на 9 или 99. Вот вам еще несколько процентов роста.

Правда, как уверяет канал EuroNews, те же немцы довольны новыми ценниками: цены – в сравнении с ценниками в немецких марках – стали почти в два раза ниже.