Евроналог

Минпромторг обратился в Минфин с предложением привязать ставку транспортного налога к экологическому классу автомобиля. Ставки останутся прежними для владельцев машин класса «Евро-4», для автомобилей «Евро-3» они увеличатся в 1,2 раза, для «Евро-2» – в 1,6 раза, а для новых транспортных средств с «Евро-5» – уменьшатся на 30%. По данным «Автостата», в России лишь 28% легковых авто находится в эксплуатации меньше пяти лет. На Дальнем Востоке их доля составляет всего 2,6%, в Сибири – 12,2%, в остальных регионах страны – 25 – 35%. Российские власти стремятся в дополнение к имеющимся экономическим стимулам (субсидиям) создать и административные для покупки гражданами новых отечественных машин. Одновременно предлагаемое налогообложение рассматривается как еще один источник доходов казны. «Автомобилисты имеют полное право выразить свое недовольство: к прянику в политике обновления национального автопарка прибавлен кнут, и это несправедливо»,  – считает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов. Да и в целом непонятна логика действий Минпромторга. Если, как заявляет замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев, цель – стимулировать население покупать автомобили более высоких экологических стандартов, то это выглядит странно. Размер транспортного налога – несколько тысяч рублей в год, и вряд ли такая мера побудит автолюбителей пересесть на новые машины. «Более действенным было бы стимулировать автопроизводителей выпускать более экологичные машины и повысить качество бензина», – советует аналитик ИК «РИК-Финанс» Роман Ткачук.

Елена Корнетова, заместитель руководителя управления бухгалтерского, налогового и правового консалтинга компании «Финэкспертиза»:
«Непонятно, зачем стимулировать народ избавляться от, например, пятилетних иномарок. Эти машины имеют достаточно высокий класс экологичности, несмотря на формальное отсутствие этой информации в ПТС. Пусть тогда наши законодатели подумают, как простимулировать банки выдавать автокредиты под пониженные ставки. И еще вопрос: каким образом люди будут избавляться от машин? Продавать другим владельцам? Но и те, другие, понимая, что им придется платить высокий налог, не слишком охотно станут приобретать такие авто или же будут снижать цены, делая сделку невыгодной для продавца. В результате пострадают автовладельцы, которые имели несчастье купить машину 2005 года выпуска...»

Андрей Верников, заместитель гендиректора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент»:
«Мировые производители готовы помочь с производством новых, более экологичных двигателей, но есть проблема с платежеспособным спросом населения. «Подтягивание» старых моделей на новый экологический уровень стоит очень дорого. Тот же Ижевский автомобильный завод недавно возобновил производства вазовской «классики», а установка новых двигателей на старые автомобили убьет спрос. В начале 2000-х Ижевский автомобильный завод пытался модернизировать модели «Ода» и «Фабула». В результате отпускные цены на эти модели выросли, спрос упал, и в 2005 году их производство было прекращено. Новые экологические требования убьют старый модельный ряд».