Европа vs "Газпром"

Неожиданно на прошлой неделе Еврокомиссия (ЕК) начала в отношении "Газпрома" официальное антимонопольное расследование. Это произошло спустя год после того, как проверкам подверглись европейские офисы "дочек" монополии и ее клиентов. Концерн подозревается в создании препятствий конкуренции на рынке газа Центральной и Восточной Европы. При этом в ЕК не исключают, что регион проверок может расшириться. ЕК пообещала рассмотреть данный случай в приоритетном порядке.

Детали

Расследование Еврокомиссии коснется Болгарии, Эстонии, Литвы, Латвии, Словакии, Венгрии, Польши и Чешской Республики.

В 2011 г. "Газпром" поставил в эти страны около 38 млрд куб. м природного газа, средняя цена реализации составила $383 за тысячу куб. м.


По неофициальным данным, инициатором расследования выступило правительство Литвы, ведущее с "Газпромом" ожесточенные разбирательства по поводу цены поставок "голубого топлива". Публично критикует монополию за высокие цены на газ и польская компания PGNiG. Фактически ценником на поставки из России недовольны все европейские потребители, а правительство еврозоны давно рассматривает такую зависимость как угрозу энергетической безопасности стран-участниц. И это неудивительно. Евросоюз импортирует из РФ порядка 30% потребляемого газа. При этом доля экспорта в поставках "Газпрома" составляет около 75%, а в денежном выражении - $57 млрд по итогам 2011 г.

По мнению экспертов, обнародование возможных претензий указывает на то, что подозрения комиссаров подкреплены некими, пока не доступными широкой общественности фактами. По мнению чиновников ЕК, "Газпром" мог ограничивать конкуренцию в Европе тремя способами. Во-первых, монополия могла разделить рынки газа, затруднив свободные поставки в страны ЕС. Во-вторых, концерн мог препятствовать диверсификации поставок газа. И наконец, последняя претензия связана со слишком высокими ценами, привязанными к нефтяным котировкам. "Любые долгосрочные контракты ограничивают конкуренцию, но вряд ли ЕС имеет полномочия объявить их недействительными. Серьезность в том, что страны, наиболее страдающие от высоких цен на газ, получили поддержку ЕС", - отмечает аналитик ФК "Уралсиб" Алексей Кокин. "Пожалуй, "несправедливые цены" - это наиболее трудный для обвинения вопрос", - полагает Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis. В итоге, по его словам, монополии придется договориться как с крупнейшими, так и с самыми мелкими зарубежными потребителями. В условиях превышения предложения газа над спросом другого выхода у нее просто нет. "Газпром" могут вынудить продать свои доли в распределительных организациях и полностью выйти из розничного бизнеса в Европе. Тогда маржа монополии может существенно пострадать", - говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Теперь у "Газпрома" есть четыре месяца на изучение официальных претензий ЕК, а само разбирательство способно растянуться еще на год. Пожалуй, самым безобидным для монополии последствием заведенного еврокомиссарами дела мог бы стать штраф. Штрафы в ЕС достигают 10% от выручки компании на соответствующем рынке. "Максимально возможный размер штрафов едва ли превысит $5 млрд, или около 8% от прогнозной EBITDA "Газпрома" в нынешнем году", - поясняет Денис Борисов из Номос-банка.

"Газпром" уделяет большое внимание соблюдению всех норм международного права и законодательства в странах, где осуществляет свою деятельность. Работа группы на рынке ЕС, в том числе, применяемые принципы ценообразования на газ, соответствует стандартам, которые используют другие производители и экспортеры газа", - говорится в заявлении монополии. Там также отметили, что компания "наделена в соответствии с российским законодательством публично значимыми функциями и статусом стратегической организации, контролируемой государством".

По мнению экспертов, "Газпрому" следует бояться не штрафов, а изменения формулы ценообразования, привязанной к переменам стоимости корзины на нефтепродукты с лагом в 6-9 месяцев. Также не исключено, что из договоров с клиентами монополии придется исключить ограничения в направлениях поставок и запреты на перепродажу. К этому могут добавиться и внутренние проблемы "Газпрома" - повышение внутренних цен на газ будет сопровождаться пропорциональным увеличением налоговой нагрузки. Сегодня монополия призывает власти смягчить рост налогового бремени. И эксперты считают, что власти способны пойти на такие шаги. Но их может оказаться недостаточно в случае, если "Газпром" продолжит терять влияние как внутри страны, так и за ее пределами. По мнению Михаила Корчемкина, это является результатом деятельности нынешнего менеджмента "Газпрома". По его словам, новое руководство компании могло бы изменить ситуацию всего за год. "При правильном управлении капвложениями и операционными затратами свободный денежный поток "Газпрома" может вырасти даже при падении выручки из ЕС на 15-20% от уровня 2012 г.", - соглашается Алексей Кокин. Впрочем, пока о серьезных кадровых перестановках в монополии не слышно, остается предположить, что снижение цены на "голубое топливо" для европейцев выльется в ее ускоренный рост для российских потребителей.


Михаил Корчемкин, президент East European Gas Analysis:

"Обвинения Еврокомиссии серьезны, поскольку "Газпром" действительно препятствовал проведению своповых операций и виртуальному реверсу. Вынужденные ценовые уступки в конечном счете дадут положительный эффект - снижение цен приведет к увеличению доли "Газпрома" на европейских газовых рынках. При этом, скорее всего, в формулах контрактов увеличится спотовая составляющая. Высшее руководство страны обязательно смягчит налоговую нагрузку "Газпрома", для того, чтобы монополия смогла выполнить свою инвестпрограмму. У правительства осталось немало и других возможностей для повышения привлекательности акций "Газпрома" - ускоренное повышение цен для российских потребителей, понижение ставки таможенных пошлин или освобождение от пошлин конкретных проектов".


Денис Борисов, начальник отдела анализа нефтегазового сектора Номос-банка:

"Очевидно, что стороннему наблюдателю без знания тех юридических деталей, которые прописаны в контрактах "Газпрома" с европейскими потребителями, нелегко предсказать возможный исход дела. Однако с учетом текущей роли "Газпрома" в обеспечении энергобезопасности европейского газового рынка (доля концерна составляет примерно 27-28%) маловероятно, чтобы Еврокомиссия решилась поставить под сомнение легитимность ныне действующих долгосрочных контрактов на поставку российского газа. Как следствие, пока мы не ожидаем серьезного влияния данного расследования на фундаментальную стоимость "Газпрома".


Алексей Кокин, аналитик ФК "Уралсиб":

"Расследование Еврокомиссии грозит "Газпрому" штрафом до $5 млрд и ускоренным отказом от долгосрочных договоров с привязкой к цене на нефть. Впрочем, разрыв связи с нефтью неизбежен и без вмешательства ЕС. Расследование, так или иначе, поможет Польше и Литве, а также Чехии, Болгарии, Румынии, Словакии снизить закупочные цены газа. В сумме это 20-25% экспорта вне СНГ. Не исключаю, что "Газпром" уже со следующего года снизит эти цены на 10-15%.

Мы надеемся, что по мере понимания ситуации в Европе правительство займется повышением эффективности "Газпрома".