Европейская Азия
ТРИ СТАРУШКИ, укутанные в поношенные цветастые платки, распевают русские народные песни у выхода из подземного перехода на Невском проспекте. Переход ведет к недавно отреставрированному Гостиному двору, со дня постройки которого недавно исполнилось 250 лет. На противоположном конце подземного перехода какой-то молодой парень азиатского типа со следами ожогов на лице виртуозно исполняет на гитаре меланхолическую испанскую мелодию.
Один из последних дней визита итальянского президента Карло Адзелио Чампи в Россию. В Санкт-Петербурге во время посещения Эрмитажа он произнес вдохновенную речь, в которой напомнил как россиянам, так и европейцам, что российские города на побережье Тихого океана являются "европейскими по своим традициям и культуре", что "благодаря российской культуре приметы общеевропейской культуры ощущаются в Иркутске, Хабаровске, Владивостоке во всей своей непосредственности".
Все эти города от Европы отделяют многие тысячи километров, они находятся на самом краю Азии, но действительно являются европейскими по своим традициям и культуре. Эти, несомненно, справедливые слова жителя Западной Европы не только дань уважения российской культуре. Это своего рода бальзам для национальной гордости россиян, не раз ущемлявшейся Западом за последние годы.
Но даже здесь, в Санкт-Петербурге, основанием которого Петр I, по словам Пушкина, "в Европу прорубил окно", ощущается присутствие Азии. Ощущается именно та двойственность России, которая отражена в ее историческом символе - двуглавом орле, головы которого повернуты на запад и восток.
Поражающий своей красотой Санкт-Петербург настолько нерусский город, что, по словам Достоевского, жить в нем - "несчастливая судьба", поскольку "это самое неестественное место на свете".
Чтобы ощутить всю неоднозначность образа города и, может быть, всей России, достаточно взглянуть на памятник Петру Великому, который возвышается на площади Декабристов между зданиями Сената, олицетворяющего собой светский характер европейского века Просвещения, и Синода, центра церковной власти православия, пришедшего сюда с востока из средневековой Византии.
"Медный всадник", созданный французским скульптором Фальконе и выполненный в традициях европейской культуры - это символ России. Метафора, обретающая конкретный смысл во всех деяниях Петра - развернуть Россию, несмотря на все ее сопротивление, лицом к Западу. Первым, кто использовал этот образ, был поэт Петр Вяземский. Он и подсказал Пушкину использовать его для своей поэмы.
И не было еще в России такого "медного всадника", который мог бы кротостью и увещеваниями править этим конем.
Конечно, надо только приветствовать, что Запад начинает осознавать и признавать принадлежность России к Европе. Но попытка измерить Россию только западноевропейским аршином может привести в будущем к очередному разочарованию. Да, в словах президента Италии мы слышим уважение, которого не существовало все годы "американизации" России, когда от нее не требовалось ничего, кроме беспрекословного подчинения Западу. Но приблизиться к пониманию России можно только через признание того, что Россия - это не Европа и не Азия, а тот самый мост, который соединит Европу и Азию во имя формирования новой общечеловеческой цивилизации.
В тот же день, когда Чампи произносил свою речь в Эрмитаже, в Мариинском театре шли одноактные балеты "Шопениана" и "Сильфида". В главных партиях балерины с ярко выраженной восточной внешностью, хотя и с вполне русскими именами и фамилиями. Романтические балеты, квинтэссенция европейского искусства, в исполнении балерин с раскосыми глазами. Чем-то мне это напомнило подземный переход на Невском проспекте.