Европейский кризис в развитии


Первый - люди используют помощь, чтобы переломить ситуацию, активно работают и достигают хороших показателей. Второй вариант, встречающийся гораздо чаще: тот, кому помогаешь, привыкает не работать, превращая получение помощи в профессиональное занятие. Есть еще один важный момент. Если ты оказываешь помощь и при этом нет четкого понимания, каким образом будет достигнут положительный результат, ничего хорошего не получится. Ради помощи люди готовы пообещать все что угодно, но, если нет точных способов решения проблем, помощь только усугубит положение.

На мой взгляд, сейчас лучшим решением является оперативный анализ ситуации и выход Греции из еврозоны. В результате ничего плохого не случится. Глубокий кризис встряхнул бы экономику страны и позволил выйти из сложившейся ситуации. Мы хорошо помним кризис 1998 г. в России, когда произошло резкое падение доходов и появилось огромное количество проблем. Кризис всколыхнул всех, но страна достаточно эффективно справилась с ним меньше чем за три года. Появился импульс для роста.

Выход Греции из зоны евро пойдет на пользу и другим странам Европы. В бизнесе бывает, что в плохом состоянии оказывается сразу несколько подразделений. Как только принимаешь меры в отношении самого слабого, остальные перестают выпрашивать лучшие условия, начинают активнее работать и самостоятельно справляются с трудностями. У каждой из проблемных стран Евросоюза есть возможности для экономического роста. Но чтобы взяться за работу, нужен серьезный стимул. Если его нет, то будет очередной виток вниз. Выходить на протесты, выпрашивать помощь гораздо легче, чем работать.

Большой ошибкой было так запустить экономические проблемы Греции. Заниматься ими нужно было 3,5-4 года назад, когда серьезные диспропорции только появились. Греция производит оливковое масло, поставляет рыбу, обладает туристическим потенциалом. Это богатая страна, но должен быть стимул, чтобы обеспечить сбалансированность ее экономики.

Европейские институты начали реагировать на проблемы Греции слишком поздно и недостаточно жестко. Одна из причин в том, что еврозона создавалась без четких правил выхода из нее. Эти правила могут быть болезненными, но они должны быть.

Если компания начинает слишком быстро расти, существует большая вероятность, что появятся проблемы. Или когда объединяются две компании, то очень часто есть риск, что синергии не получится. Тем не менее процессы консолидации в бизнесе идут постоянно. Хотя какие-то союзы распадаются, у игроков постепенно появляется опыт, позволяющий не совершать прежних ошибок, и бизнес растет.

То количество проблем, которое сейчас возникло в Евросоюзе, вполне естественно, ведь в зону с единой валютой вошло много стран с разными типами экономик. Очевидно, что это очень сложный процесс.

Еще один пример из бизнеса. Компании часто приглашают консультантов, советующих, как правильно нужно организовать управление, выстраивать бизнес-процессы. Но даже если для многих эти рекомендации оказались эффективными, для некоторых фирм те же самые методы могут не подойти и даже принести вред. То же самое и со странами. Правила, по которым живет Евросоюз, могут подходить не всем его участникам, ведь страны очень разные, культура и менталитет людей сильно отличаются. Для экономики процесс консолидации необходим, но нужно было изначально предусмотреть условия расставания в случае неудачи.

Сейчас рынок непредсказуем, и одним из главных дестабилизирующих факторов являются именно проблемы вокруг Греции. С равной вероятностью рынок может пойти вверх, потом вниз или сначала вниз, а затем вверх. Нет тенденций, есть паника и спекуляции, а экономическая ситуация напоминает игру в рулетку. Реальный тренд вверх обозначится, только если неопределенность закончится.

Если никто не может помочь со стороны, надо локализовать проблему и как можно скорее прекратить помогать. Похоже, что к пониманию этого уже пришли.