Фабрика звезд

В миру ходит легенда о том, как во время иракской компании некоему американскому солдату спас жизнь «противоударный» ноутбук, прикрываясь которым вояка успешно пересек поле боя. «Война за таланты» от трех бизнес-богатырей (двое из которых, натурально, девушки) Эдварда Майклза, Элизабет Экселрод и Хелен Хэндфилд-Джонс в каком-то смысле тоже обладает свойствами «магического щита». Умелый менеджер с помощью этого труда сможет прикрыть многие дыры в деятельности своей компании.

Конечно, перед нами не «поваренная книга» управленца, содержащая рецепты на все случаи деловой жизни, но это даже к лучшему. «Война» содержит всего один рецепт, однако, по мнению авторов, именно от следования ему и зависит успех или неуспех любого современного предприятия. Рецепт столь невыносимо банален, что у автора этих строк есть серьезное подозрение, что типографские машины вообще откажутся его печатать. В общем, я вас предупредила. 

А рецепт такой: «Берегите талантливых менеджеров – они самое главное, что есть в вашей компании». В принципе одно это предложение можно было огромным кеглем набрать на каждой из 253 страниц книги – и издавать ее со спокойной душой. Тогда по крайней мере российский читатель оценил бы оригинальность подхода, проникся бы авторской идеей и не сетовал на чрезмерный «американизм» в изложении материала. Но литература, как и история, не терпит сослагательного наклонения. Материал в «Войне» собран и проанализирован представителями американской консалтинговой компании McKinsey. Сама книга издана в виде конспекта, и каждый пункт в ней разжеван с той тщательностью, с которой по штатовским образовательным каналам рассказывают о пестиках и тычинках.

Авторы пособия – специалисты мирового уровня. Эдвард Майклз – бывший гендиректор McKinsey, Элизабет Экселрод – директор нового стамфордского офиса компании, а Хелен Хэндфилд-Джонс – старший эксперт организационной практики. За основу книги взято масштабное исследование, которое McKinsey проводила с целью выяснить, какой именно фактор в условиях новой экономики определяет успех фирмы. На первом этапе, в 1997 году, в нем приняли участие 6000 руководителей из 77 крупных американских корпораций. На втором этапе – в 2000-м – опрашивались представители 35 крупных и 19 средних компаний. Своим опытом поделились Intel, General Electric, The Home Depot, Amgen, DoubleClick, Hewlett-Packard.

После непродолжительных умственных мытарств авторы приходят к выводу, что высокорезультативные компании опережают конкурентов прежде всего за счет того, что умеют выбирать, воспитывать, направлять и поощрять талантливых менеджеров. Руководители таких фирм не побоялись изменить стратегию найма и вложить десятки миллионов долларов в привлечение самых талантливых людей на рынке. Они также не трусили, говоря девяти из десяти подчиненных неприятные слова «Вы уволены, потому что неэффективны». Эти люди отчетливо осознали, что будущее – за кадрами. Как переложить всю эту бесконечно правильную теорию на российские бизнес-реалии – отдельный вопрос. Сколько-нибудь четкого ответа на него «Война» не дает. Да и дать не может: в противном случае эта книга была бы напечатана на золотой бумаге тиражом 10 экземпляров, которые все равно украли бы прямо из типографии.

 

Выходные данные

Э. Майклз, Х. Хэндфилд-Джонс, Э. Экселрод. «Война за таланты»; «Манн, Иванов и Фербер», 2005 г. Тираж: 3000 экз.