Top.Mail.Ru
архив

Фактор экспорта

Объемы операций по международному факторингу у отечественных компаний минимальны. Из-за сложностей валютного законодательства данный инструмент пользуется крайне низким спросом. Между тем потенциал рынка международного факторинга экспертами оценивается в $2 – 4 млрд

Услуги международного факторингаУслуги международного факторинга пользуются популярностью в первую очередь у импортеров товаров из стран Европы и Юго-Восточной Азии. Согласно деловой практике, на начальном этапе сотрудничества зарубежный производитель-экспортер обычно просит своего российского партнера о предоплате поставляемых товаров. При этом срок поставки, например одежды из Китая, может составлять 60 дней, рассказывает директор по работе с дебиторами ООО «ВТБ Факторинг» Алексей Ермолаев. До получения первой партии товара импортеру приходится оплачивать уже следующие поставки. Оптимальным инструментом, который дает возможность оперативно получить дополнительное финансирование и не отвлекать средства из оборота, в этом случае как раз и является международный факторинг. «Использование факторинга во внешнеэкономической деятельности позволяет компании предоставлять и получать в торговле с нерезидентами отсрочку платежа, предотвращая кассовые разрывы и высвобождая оборотные средства», – подтверждает исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний (АФК) Дмитрий Шевченко. При этом аккредитивы и гарантии не решают проблему недостатка оборотных средств у поставщика, так как все равно «съедают» часть «оборотки». Кроме того, факторинг ориентирован на постоянный товарооборот между контрагентами и является более гибким инструментом по сравнению с аккредитивами и гарантиями с точки зрения изменений внешнеэкономической конъюнктуры, валютного курса, количества дебиторов-нерезидентов. «Причем финансирование (через факторинг. – Прим. ред.) носит револьверный характер, то есть нет необходимости оформлять каждую сделку, что выгодно как поставщику, так и покупателю», – добавляет заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу. Покупатель же получает от своего поставщика отсрочку платежа, не неся при этом расходов по открытию аккредитива или выставлению банковской гарантии. Также международный факторинг активно используют в своих операциях зарубежные производители – экспортеры товаров в РФ, причем не только для пополнения оборотных средств, но и отчасти как страховой продукт, позволяющий снизить риски неплатежа со стороны российского импортера. «Мы отмечаем стабильный рост обращений в нашу компанию зарубежных производителей – экспортеров из разных отраслей рынка, например экспортеров химических продуктов, фармацевтического сырья и препаратов, ламп накаливания, товаров народного потребления и др.», – подчеркивает Алексей Ермолаев. Однако это скорее исключение. «Если до кризиса, в первом полугодии 2008-го, объем операций международного факторинга составил более 5 млрд руб., то за аналогичный период 2010 года, по данным АФК, едва достиг 1,4 млрд руб.», – констатирует спад Дмитрий Шевченко.

Трудности перевода
Попробуем разобраться в отличиях внутреннего и международного факторинга. Как следует из определения, ключевая разница состоит в том, что внутренний факторинг применяется для обслуживания внутренних торговых операций, а международный – для торговых операций с иностранными покупателями. «В рамках международного факторинга существует несколько видов операций – прямой экспортный факторинг, двухфакторный экспортный факторинг и импортный факторинг», – разъясняет Корнелиу Робу. Экспортный факторинг – это продукт для экспортеров, компаний, продающих товары покупателям из-за рубежа. В рамках экспортного факторинга у нас в стране преобладает прямой экспортный факторинг – простейший продукт сопровождения экспортных операций, регрессный факторинг, когда поставщик из нашей страны получает от российской факторинговой компании финансирование поставок в адрес иностранного покупателя. «При этом назвать данный продукт полноценным факторингом нельзя, поскольку лимит устанавливается не на покупателей, а на самого поставщика, то есть подход при оценке рисков такой же, как и при классическом кредитовании. Также не производится управление дебиторской задолженностью и отсутствует такая важная составляющая, как покрытие риска неплатежа», – отмечает представитель НФК. Это обусловлено тем, что государства, куда поставщики из России экспортируют свои товары, – это преимущественно страны СНГ, где нет факторинговых фирм, которые фигурируют третьей стороной отношений при двухфакторном экспортном факторинге, оценивая риски покупателей в той стране, куда поставляется товар.


Преимущества факторинга перед аккредитивами и банковскими гарантиями:
– ускорение и упрощение процедуры получения платежа по сравнению с аккредитивной формой расчетов;
– страхование от валютных рисков в случае экспортного факторинга;
– более широкий спектр услуг для клиентов в более удобной для них форме;
– отсутствие обязательного требования залогового обес- печения;
– отсутствие необходимости изымать из оборота денежные средства, в отличие от подтвержденного аккредитива;
– сокращение временных и материальных затрат за счет аккумулирования различных функций одним финансовым агентом.
Основное преимущество международного факторинга заключается в оперативности оформления сделок
Источник: ООО «ФакторРус»

При двухфакторном экспортном факторинге ситуация несколько иная – он может быть как с регрессом, так и без, и платежеспособность иностранного покупателя оценивает факторинговая компания в стране, где находится этот покупатель. В случае если иностранный покупатель по каким-то причинам не производит оплату по истечении срока отсрочки, с неплательщиком разбирается иностранная факторинговая компания с учетом локальных обычаев делового оборота. Двухфакторная модель позволяет разделить функции и риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и экспорт-фактором, находящимся в стране экспортера. Главная выгода от использования этой модели – перенесение риска, связанного с возможными неоплатами, на зарубежную факторинговую компанию. Импортный же факторинг – это услуга для иностранных факторинговых фирм, включающая в себя установление лимита для российского покупателя по запросу зарубежной факторинговой компании, работу с дебиторской задолженностью и покрытие риска. Данный продукт позволяет иностранным факторинговым компаниям обслуживать экспортные поставки своих клиентов в Россию без риска потерь, что, в свою очередь, дает отечественным импортерам возможность получать от своих зарубежных поставщиков отсрочку платежа без необходимости предоставлять им банковские гарантии или открывать аккредитивы.


Константин Овчаров, Начальник управления факторинга ЗАО «ЮниКредит Банк»Константин Овчаров, Начальник управления факторинга ЗАО «ЮниКредит Банк»:
«Говорят, что изначально возник именно международный факторинг. В конце XIX века в США кардинально изменилась торговля импортными (прежде всего английскими) товарами. Раньше, когда средства коммуникации не были так развиты, торговля велась, как бы сейчас сказали, через региональных (страновых) дилеров на условиях консигнации. Дилеры эти назывались в США факторами. У независимых факторов создавались огромные складские запасы, которые постепенно реализовывались конечным покупателям. По мере развития транспорта и связи торговля из Англии стала вестись по образцам собственными представителями импортеров напрямую с американскими потребителями. Факторы теряли свой бизнес. Но ведь они были частью местного рынка, знали всех его игроков, у них имелись деньги, но товар пустили мимо них. Пришлось переориентироваться на услуги финансового характера. Поскольку торговля велась с отсрочкой платежа, факторы выкупали права денежного требования к американским покупателям, досрочно оплачивая счета иностранных продавцов».

«Главное отличие международного факторинга от других продуктов, применяемых в международной практике, – это комплекс услуг, включающих в себя не только финансирование поставщика, но также управление дебиторской задолженностью и страхование рисков. Поэтому именно факторинг максимально удобен компаниям, работающим с небольшой отсрочкой платежа (до 120 дней), осуществляющим отгрузки и закупки на регулярной основе, – резюмирует вице-президент ОАО «Промсвязьбанк», директор департамента факторинговых операций Виктор Носов. – Важно отметить, что факторинг является беззалоговым финансированием». «Данный продукт интересен компаниям, работающим по внешнеэкономическим контрактам на условиях отсрочки платежа и осуществляющим торговлю на условиях открытого счета, а также имеющим проблемы с денежными потоками», – добавляет генеральный директор ООО «ФакторРус» Борис Мельников.

Поправка на рост
В России услуги международного факторинга предоставляют члены АФК: Промсвязьбанк, банк «Национальная факторинговая компания», «БСЖВ Факторинг», а также Юникредит банк. «О наличии международного факторинга сообщает Газпромбанк, однако рынок не видит оборотов банка в этом виде факторинга, – недоумевает Дмитрий Шевченко. – В перспективе международный факторинг планируют предоставлять Русская факторинговая компания, Металлинвестбанк, «ВТБ Факторинг», в 2009 году вступившие в International Factors Group, а также российская компания с участием иностранного капитала «ФакторРус». В России объем международного факторинга всего 80 млн евро за 2009 год. Это-то при внешнеторговом обороте нашей страны в 469 млрд долларов США!» – приводит сравнение начальник управления факторинга ЗАО «Юникредит банк» Константин Овчаров. «К сожалению, в РФ международный факторинг по сравнению с другими странами не развит, несмотря на наличие семи игроков на российском рынке, входящих в состав крупнейших международных ассоциаций, – FCI и IFG. Кроме того, всего два игрока на нашем рынке – Промсвязьбанк и НФК – обладают наибольшим опытом и являются активными участниками операций по международному факторингу», – подтверждает незавидную статистику Борис Мельников. «Согласно данным исследования Ассоциации факторинговых компаний, за первые шесть месяцев текущего года доля международного факторинга составляла около 1%. Доля международного факторинга в портфеле ОАО «Промсвязьбанк», по показателям 2009 г. – 1,9%. Для сравнения: в развитых странах Европы этот показатель достигает 10 – 15%», – приводит в пример свою кредитную организацию Виктор Носов.


Борис Мельников, генеральный директор ООО «ФакторРус»Борис Мельников, генеральный директор ООО «ФакторРус»:
«В настоящее время международный факторинг востребован, и перспективы для его развития существуют. К сожалению, непрозрачность бизнеса в ряде компаний, несовершенство валютного законодательства и нестабильное состояние экономики мешают развиваться данному направлению факторинга. За 2009 – 2010 гг. объемы международного факторинга стали постепенно увеличиваться, появилось заметное оживление после глобального финансового кризиса. Исходя из данных FCI, международный факторинг в общем объеме всего мирового рынка факторинга составляет приблизительно 11%, а в России – лишь 1%, что обусловлено специфическими страновыми отклонениями, отсутствием необходимого опыта в данной области, а также знаний продукта международного факторинга».

Правда, во всей этой «бочке дегтя» нашлась пусть и маленькая, но «ложка меда». Опять же, согласно данным статистики Ассоциации факторинговых компаний, за первое полугодие 2010-го объем операций по экспортному факторингу составил около 726 млн руб., по импортному факторингу – 674 млн руб. Для развивающихся стран характерен больший перекос в сторону экспортного факторинга, в России же соотношение практически пропорционально. «В первую очередь это объясняется тем, что у нас в принципе не очень комфортные условия для ведения торговой деятельности с иностранными покупателями, – избавляет от иллюзий Корнелиу Робу. – В частности, если экспортер работает по отсрочке платежа и его иностранный покупатель своевременно не оплачивает поставку, то на него может быть наложен административный штраф в размере до 100% от невозвращенной валютной выручки». Одновременно с этим очень сложной является процедура уступки денежного требования, номинированного в иностранной валюте, учитывая наличие такого механизма, как паспорт сделки. Импортный факторинг также мог показывать большие объемы, однако здесь все зависит преимущественно от субъективных факторов. Объем таких операций напрямую связан с надежностью российских факторинговых компаний и с качеством оказываемых ими услуг. Для того чтобы фактор наработал положительную репутацию, требуется время. Также сложность развития импортного факторинга заключается в том, что большая часть импортеров в России – посредники, что затрудняет возможность работы с ними как с дебиторами, поскольку они не гнушаются использовать различные «серые» схемы и офшорные механизмы.


Корнелиу Робу, Заместитель председателя правления Национальной Факторинговой КомпанииКорнелиу Робу, Заместитель председателя правления Национальной Факторинговой Компании
«На практике всего несколько участников рынка, обладая накопленным опытом, активно осуществляют операции международного факторинга. Другие компании только осваиваются в этой сфере. В частности, это связано с необходимостью развивать специальные технологические платформы и нормативные базы. Для работы по международному факторингу также важно обладать достаточно развитой инфраструктурой: как можно оказывать услуги импортного факторинга, из которых 85% операций – это операции без регресса, – если у фактора нет достаточных компетенций оказывать услуги факторинга без регресса клиентам внутри России? Кроме того, международный факторинг сложно развивать, не будучи банковской структурой, что связано с несовершенством валютного законодательства».

Все без исключения опрошенные «Ко» эксперты сошлись во мнении, что основное препятствие на пути развития международного факторинга в России – сложное валютное законодательство. «Валютный контроль и процедура возврата экспортного НДС (основные проблемы этого сегмента рынка. – Прим. ред.). Не то, что это делает международный факторинг невозможным, нет. Просто не работает его общепринятая схема, когда платежи проходит от импортера к импорт-фактору, а от него к экспорт-фактору. Мы работаем по так называемой схеме fast cash, когда импортер продолжает платить экспортеру напрямую, что влечет дополнительные риски, хотя и ускоряет время расчетов», – разъясняет Константин Овчаров. «АФК разработала соответствующие поправки в статьи 9 и 19 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и в 165 и 201 статьи Налогового кодекса. Диалог с органами власти об их внесении в перечень перспективных законодательных актов начался лишь в прошлом году, АФК будет его продолжать», – обещает Дмитрий Шевченко.

Догнать Испанию
«Далеко не все факторинговые компании занимаются этим направлением (международным факторингом. – Прим. ред.). Во-первых, спрос на такие услуги не так высок, во-вторых, документооборот осложнен международными формами документов, регламентированными законами нашей страны и страны-нерезидента, в-третьих, для работы по международному факторингу и получения гарантий за дебиторов-нерезидентов нужно состоять в международных факторинговых ассоциациях. В настоящий момент есть две наиболее известные – FCI и IFG, и стоимость членства в них тоже является дополнительным обременением», – констатирует заместитель генерального директора факторинговой компании «Лайф» Александр Федоров. Кроме того, перспективы рынка международного факторинга в России тесно связаны со структурой и динамикой внешнеторговых операций нашей страны. Не секрет, что львиная доля отечественных экспортных товаров – это сырье, а условия его поставок, включая сроки платежей, регулируются на самом высоком государственном уровне. С импортом обратная ситуация, и здесь у наших факторов есть значительные возможности для развития. «Как только препятствия будут сглажены, реален рост объема операций до $2 – 4  млрд в год, – уверен Константин Овчаров. – К примеру, в Испании, при сравнимом с Россией размере ВВП, объем международного факторинга составляет почти $10 млрд».