Фактор свободы
Отмена лицензирования может стимулировать развитие рынка факторинга, но одновременно создаст для его участников массу проблем. Появление новых, не всегда добросовестных игроков способно подорвать доверие клиентов к факторинговому бизнесу.
Факторинговый бизнес в России развивается очень быстро: в 2006 году объем дебиторской задолженности, которую поставщики передали факторам, составил $6 млрд, в прошлом году этот показатель увеличился более чем в два раза, а в 2004 году рост составил около 300%. Однако, несмотря на бурное развитие, факторинг в России до сих пор не легализован. В законодательной базе, которая регулирует этот вид бизнеса, есть масса несогласованностей и попросту «дыр». В любой развитой стране это стало бы непреодолимым препятствием для развития рынка, но только не в России. Компании и банки наращивают обороты, тогда как в законе вообще нет четкого определения факторинга. Оно заменено узким понятием «финансирование под уступку денежного требования», которое не отражает полностью смысл факторингового бизнеса. «В общих правилах международного факторинга (General Rules for International Factoring, GRIF) он определяется как услуга по уступке дебиторской задолженности для получения финансирования (или без такового) с целью либо управления и учета дебиторской задолженности, либо ее сбора и покрытия риска», – рассказывает председатель правления банка «Национальная факторинговая компания» Михаил Трейвиш. Статус факторинговых компаний также до сих пор не определен. Часть игроков этого рынка вообще находится на полулегальном положении. Проблема в том, что статья 825 Гражданского кодекса гласит, что «договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида». Только вот кто и как выдает подобные лицензии, законодатели написать забыли. Получается, что легально заниматься факторингом могут лишь банки и небанковские кредитные организации (НКО). Поэтому независимые факторинговые фирмы – а такие на рынке уже появились – остаются «на птичьих правах». Чтобы легализоваться, они вынуждены получать лицензию ЦБ, а сделать это очень непросто. Да и опять же отдельно факторинг ЦБ не лицензирует, поэтому компаниям приходится изображать кредитную деятельность. Однако не так давно у факторинговых фирм появилась надежда на то, что ситуация исправится. В апреле этого года Госдума в первом чтении приняла проект федерального закона № 265864-4, который вносит поправки в злополучную статью 825. В новой редакции она будет звучать следующим образом: «Договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать коммерческие организации». Если эти поправки в Гражданский кодекс примут, то лицензирование факторинга отменят. А это значит, что факторинговым бизнесом смогут заниматься любые компании.
Деление почкованием
Так к чему же приведет нововведение? Игроки рынка дают неоднозначные оценки. Директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов считает, что отмена лицензирования станет дополнительным стимулом для увеличения числа факторов. «Но это не приведет к резкому повышению объемов рынка», – уверен эксперт. Ведь стать заметным игроком факторинга за короткий промежуток времени – задача непростая. У лидеров рынка созданы уникальные базы данных, сбалансированы системы оценки потенциальных клиентов и их дебиторов, отлажено программное обеспечение процессов, развита филиальная сеть. «Немаловажным является также наличие опытной профессиональной команды», – отмечает Виктор Носов. Михаил Трейвиш полагает, что отмена лицензирования – это шаг, который имеет, скорее, психологический эффект, но вряд ли окажет существенное влияние на рынок. Законодатели просто пытаются показать, что они обратили внимание на факторинг.
Но практическая польза от нового закона все же будет. Начальник управления факторинга Пробизнесбанка Надир Арифулин предполагает, что в случае отмены лицензирования факторинговые подразделения банков станут отдельными компаниями и тем самым избавятся от необходимости соблюдать требования ЦБ по резервированию. Кредитная организация обязана, согласно положению ЦБ № 254-П, создавать резервы для покрытия возможных потерь по факторинговой сделке, которая приравнивается ЦБ к выдаче ссуд. Начальник управления факторинга Московского кредитного банка Сергей Красовский согласен с предположением о выделении факторов из состава кредитных учреждений. Однако вряд ли новоявленные факторы станут независимыми от банков. По словам Красовского, нельзя забывать про то, что для оказания услуг факторинга фирме требуются денежные ресурсы, которые в большинстве случаев можно получить только у банков. Выступая в качестве заемщика по отношению к кредитной организации, факторинговая компания может столкнуться с рядом требований со стороны банка – например, о предоставлении обеспечения, – которые она не сможет выполнить.
Проблема доверия
Есть еще один аспект, который может помешать работать «отпочковавшейся» от финансового института фирме. «Для любого фактора важно доверие клиентов, – отмечает Сергей Красовский. – Нельзя забывать про то, что фактор выплачивает поставщику отнюдь не 100% суммы требования, а все платежи покупатели поставщика (дебиторы) обязаны осуществлять на счет компании-фактора». А вот захотят ли поставщики переводить часть своего оборота по платежам покупателей на компании, которые не являются банковскими структурами, – большой вопрос.
Вообще подрыв доверия клиентов – это самое серьезное последствие, к которому может привести отмена лицензирования. Виктор Носов опасается, что появление недобросовестных факторов способно привести к снижению качества предоставляемых услуг. Мало того, значительная часть компаний может декларировать, а в реальности не оказывать услуг факторинга или, что еще хуже, осуществлять факторинг настолько низкого качества, что компания-поставщик рискует растерять все свои деловые связи. Как считает Сергей Красовский, в результате в глазах ряда поставщиков услуги факторинга будут полностью дискредитированы, а многие покупатели откажутся от них.
Однако есть и более оптимистичные мнения. Директор по развитию компании «ФК «Еврокоммерц» Илья Волков объясняет, что отмена требования банковской лицензии абсолютно не означает отмену и отсутствие государственного контроля над факторинговым бизнесом. Отечественные факторы по-прежнему будут проверяться широким кругом государственных учреждений и ведомств наравне с другими коммерческими организациями. Поэтому ожидать каких-либо негативных последствий не стоит.
Крупным все равно
Почти все эксперты, опрошенные «Ко», уверены, что отмена лицензирования уж точно не повлияет на положение крупных и опытных игроков этого рынка. «В ближайшей перспективе усиление конкуренции возможно только за пределами уже сложившейся группы лидеров», – говорит Виктор Носов. Появления новых игроков не стоит бояться. Ведь для выхода на рынок факторинговая компания должна соответствовать достаточно высоким требованиям. «Во-первых, необходимо хорошее фондирование факторинговых сделок – это серьезные и недорогие финансовые ресурсы», – отмечает начальник отдела факторинга департамента корпоративного бизнеса банка «Союз» Юрий Шаранов. Во-вторых, факторинг – это высокотехнологичный бизнес. «Без хорошего программного обеспечения, а также отлаженной системы оценки потенциальных клиентов и их дебиторов организовать массовые продажи продукта просто невозможно», – уверен Юрий Шаранов. А еще без регионального присутствия – развитой филиальной сети – составить конкуренцию действующим игрокам рынка не удастся. Факторам, которые захотят попасть на рынок «с нуля», после отмены лицензирования все равно придется через многое пройти. «Путь нашей компании можно кратко описать следующим образом: около одного года потребовалось на первичные исследования, порядка четырех лет небыстрого, поступательного развития – на накопление статистики и опыта, отработку методик, – рассказывает Илья Волков из «ФК «Еврокоммерц». – И только после этого – бурный рост».
Вообще же в борьбе за долю на рынке, по мнению многих экспертов, победят специализированные факторинговые фирмы, хотя банки, которые занимаются по большей части только «кредитованием» поставки, тоже не останутся без клиентов. «Их услугами продолжит пользоваться крупный бизнес», – уверен Илья Волков. Однако есть на этот счет и другое мнение. «В обозримом будущем на рынке останутся лишь те факторы, которые, кроме финансирования, готовы предоставить клиенту, во-первых, защиту от кредитных рисков, во-вторых, управление и сбор дебиторской задолженности, в-третьих, экспертизу дебиторов и, в-четвертых, информационное обслуживание», – убежден Михаил Трейвиш. Однако есть и еще один путь: любой банк может активно работать на рынке посредством развития агентских отношений с факторинговой компанией.
Что такое факторинг
Основой факторинга являются отношения между тремя участниками сделки – дебитором, поставщиком и фактором. Поставщик продает свою продукцию или услуги дебитору. Однако дебитор не расплачивается, за него это делает фактор (банк или специализированная компания). Как только он получает документ, подтверждающий отгрузку (счет-фактуру), то выплачивает поставщику 90% от стоимости товара. Далее покупатель постепенно отдает деньги фактору. Как только долг будет полностью возмещен, фактор возвращает оставшиеся 10% поставщику. Получается, что фактор кредитует партнера (дебитора) своего клиента – поставщика. Такой бизнес называют еще кредитованием под уступку денежного требования. Однако само по себе финансирование – это еще не факторинг, который помимо денег включает обслуживание дебиторской задолженности и покрытие рисков.