Фактор услуги
Кризис сильно ударил по рынку факторинга: множественные дефолты клиентов привели к тому, что этот бизнес за последние два года сократился практически вдвое. В этой ситуации факторы ищут новые драйверы для расширения клиентской базы.
В частности, они обратили внимание на не совсем традиционную для отрасли сферу услуг: теперь факторинг предлагается компаниям, работающим в отрасли логистики, кейтеринга, рекрутинга и даже медицины. «Выход на новые рынки и направления – путь дальнейшего развития, который закономерно выбирают факторы, обладающие стратегическим видением. Мы видим в новых направлениях большой потенциал», – говорит вице-президент, управляющий директор по факторингу Промсвязьбанка Александр Карелин. «Новые направления для факторинга, как и традиционные, имеют качественных лидеров, потенциал которых и хотят использовать факторы для увеличения объема и качества портфеля», – соглашается руководитель отдела факторинга ООО МФО «СимплФинанс» Сергей Авдюхин. Несколько иного мнения придерживается генеральный директор, председатель правления ООО «Открытие факторинг» Виктор Вернов: по его словам, если бы целью игроков было только расширение клиентской базы, наиболее понятным путем была бы конвертация части кредитных продуктов в факторинг, что мы зачастую и наблюдаем на рынке. «Со своей стороны убеждены, что общей целью факторов является именно расширение рынка, а не перераспределение типов финансирования внутри него. Благо накопленный опыт европейских стран показывает, что выход в новые сегменты вполне возможен. Факторинг – еще не старый продукт, его потенциал пока не раскрыт», – добавляет эксперт.
Опрошенные «Ко» специалисты признают, что российский факторинговый рынок давно приблизился к насыщению в традиционной для него сфере торговли. Поэтому одно из условий дальнейшего роста рынка – развитие сотрудничества с компаниями из новых для российских факторов отраслей экономики. Несмотря на то, что факторинг активно развивается в новых отраслях, сегодня его доля в торговле продолжает превалировать. «Это связано с двумя факторами. Во-первых, исторически сложилось так, что этот инструмент всегда использовался исключительно в торговых сделках. Во-вторых, факторинговым компаниям намного проще работать в знакомом сегменте, так как освоение новых ниш – это довольно трудоемкий процесс, который требует усилий, времени, квалификации и ресурсов», – поясняет генеральный директор ООО «ВТБ факторинг» Антон Мусатов. «До 2014 г. сделки, не связанные с обслуживанием дебиторской задолженности в торговле, были, скорее, разовыми. У факторов не было потребности искать новые, непривычные сегменты – клиенты шли сами, технологии и процессы были отточены», – отмечает директор дирекции инновационного развития Национальной факторинговой компании Дарья Николаевская. Когда привычный рынок частично схлопнулся, факторам пришлось оглянуться. Несмотря на то, что абсолютное большинство кинулось в сегмент обслуживания поставок в адрес высоконадежных дебиторов (в торговые сети), места всем не хватает. «Чтобы не просто жить припеваючи, но и выжить, сегодня нужно работать с новыми отраслями», – уверена эксперт.
Фактор подписания акта
«Факторинг наиболее востребован у средних компаний-поставщиков, особенно в таких сегментах, как оптовая торговля, пищевой ритейл, агропром, металлургия. Такие клиенты в силу специфики своего бизнеса нуждаются в покрытии временного разрыва в обороте денежных средств. Альфа-банк по-прежнему фокусируется на компаниях с объемом выручки от $10 до $300 млн – наш портфель в этом сегменте увеличился в первом полугодии 2016 г. на 60%. Приоритетными для банка остаются и крупные клиенты с выручкой свыше $300 млн. Это позволяет нам поддерживать качественный и диверсифицированный портфель: на текущий момент доля просроченной задолженности – около 1%, в 2016 г. новых просрочек не возникало», – отмечает управляющий директор Альфа-банка по факторингу Андрей Ганин.
Как отмечает эксперт, если говорить о таких сегментах, как логистика, рекламный бизнес, рекрутинг и кейтеринг, средний чек там меньше и отсрочка короче, а значит, у клиента больше возможностей для выбора финансовых инструментов. Привлекательность факторинга для компаний этого сегмента растет по мере технологизации продукта.
«У нас есть практика работы с рекрутинговыми, кейтеринговыми и фармацевтическими компаниями. По большому счету работа с компаниями данных отраслей существенно не отличается от взаимодействия с торговым сектором», – подтверждает вице-президент – начальник департамента оценки кредитных рисков Транскапиталбанка Михаил Емельянов. «Постепенно растет доля услуг. Есть примеры успешной реализации проектов по факторингу в отношении логистических услуг и медицины. Рекрутинг и кейтеринг, на мой взгляд, пока обойдены стороной или объемы таких сделок ничтожно малы. Объясняется это слабой осведомленностью клиентов, относительно небольшими отсрочками платежа и особенностями документооборота в этих отраслях», – отмечает начальник управления факторинга Московского кредитного банка Кирилл Покровский.
В случае факторинга финансирование, как правило, выплачивается после получения документов, свидетельствующих о возникновении дебиторской задолженности. Для логистики, кейтеринга, рекрутинга и части медицинских сегментов это чаще всего акт об оказании услуг. На практике факторы порой сталкиваются с тем, что подписание такого акта со стороны дебитора затягивается, и когда он подписывается, время отсрочки платежа подходит к концу, и факторинг уже не нужен. «Для факторинга эти направления, скорее, экзотика. У факторинга услуг есть перспективы, но пока нет достаточного спроса со стороны заказчиков. Актирование оказанных услуг зачастую происходит ближе к дате платежа, а без документального подтверждения денежного требования факторинг сопряжен с повышенным риском для финансового агента, – говорит вице-президент, управляющий директор по факторингу Промсвязьбанка Александр Карелин. – Плюс в сегменте услуг нет широкого спроса на длительные отсрочки платежа. Если нет отсрочки или они слишком короткие, то нет и применения факторинга».
«Основное отличие услуги от товара – это неотделимость процесса производства от потребления. Т.е. нельзя оказать рекламные услуги в сентябре, а воспользоваться ими в октябре. Передача товара происходит следующим образом: покупатель проверяет изделия, убеждается в их качестве и сохранности, подписывает накладную и только после этого получает товар», – добавляет Дарья Николаевская. В услугах клиент получает «сервис», после чего мотивации подписать акт у него нет. А между тем, акт – это единственный документ, подтверждающий факт оказания услуги, и соответственно единственный документ, который является основанием для получения факторингового финансирования. «Тем не менее «услуговые» компании не меньше, чем торговые и производственные, нуждаются в оборотном капитале. Спрос огромный, и он подстегивается тем, что компании, оказывающие услуги, ограничены в привлечении классических кредитных продуктов, где требуется залоговая база. Другой вопрос, что уровень знания факторинга у таких компаний, к сожалению, пока не очень велик», – сетует Дарья Николаевская.
Рекрутинг на госзакупках
С какими бы сложностями факторы ни сталкивались при работе на рынке услуг, они уверены, что этот сегмент будет развиваться опережающими темпами. «Со временем мы увидим рост факторингового бизнеса в сфере услуг. Широкому применению факторинга здесь будет способствовать изменение законодательства в госзакупках. Инициатива по этим изменениям сейчас консолидирована активными игроками рынка с Ассоциацией факторинговых компаний и представлена общественным организациям для дальнейшей проработки», – подтверждает Александр Карелин. «В первую очередь – меньшая настороженность плательщика (дебитора) при подписании уведомлений. Сейчас это основное ограничение для массового развития бизнеса в новых сегментах. Как только подписание уведомлений становится нормальной практикой для индустрии, в течение 1–2 лет в ней наблюдается взрывной рост факторинга», – соглашается Виктор Вернов.
У многих «сильно любимых» всеми факторами торговых сетей есть заказы на логистику. Не всегда возможно да и экономически выгодно использовать собственные структуры. Тогда внешние логисты, работая по договорам с отсрочкой платежа, с удовольствием уберут кассовый разрыв. «Похожая история с рекрутингом. Есть компании, занимающиеся наймом подсобных рабочих. Крупные производственные компании периодические нанимают персонал на конвейерные линии, промоакции и т.д. При заключении договора с отсрочкой платежа и возникают возможности факторингового финансирования», – рассуждает Сергей Авдюхин. Перспективы развития факторинга в указанных направлениях достаточно широкие, но вряд ли они займут более 10% рынка факторинга. Хотя поддержать весь бизнес в условиях кризиса, без сомнения, могут.
Андрей Ганин,
управляющий директор по факторингу АО «Альфа-банк»:
«Главным драйвером развития факторинга в России сегодня остается развитие электронного документооборота. Альфа-банк в прошлом году стал первым фактором на рынке, разработавшим собственную электронную платформу («Альфа-Finance») и запустившим факторинг с применением ЭДО в классическом его понимании (полный цикл, а не реестровое финансирование). В этом году мы завершили интеграцию «Альфа-Finance» с 4 крупнейшими EDI-провайдерами, открыв равный доступ к факторингу для компаний, связавших свои процессы с разными провайдерами. Таким образом, мы также расширили возможности для наших клиентов-дебиторов по работе с поставщиками.
Факторинг на платформе «Альфа-Finance» стал еще более технологичным, что позволяет клиентам экономить трудозатраты на документооборот и снижать свои издержки, а также эффективно управлять оборотным капиталом. Срок запуска одной сделки снизился в среднем на 20–30 дней и составляет около 10 рабочих дней, стандартный пакет документов для получения факторинга уменьшился с примерно 15 документов до всего 5, количество необходимых визитов в банк – до одного. Платформа непрерывно дорабатывается, отражая изменения профильного законодательства.
В первом полугодии 2016 г. факторинг в Альфа-банке развивался быстрее рынка: наш оборот по факторингу увеличился на 74%. При этом банк сохранил качество портфеля – на текущий момент доля просроченной задолженности около 1%, в 2016 г. новых просрочек не возникало. Объем портфеля превысил 22 млрд руб. Альфа-банк удерживает лидирующие позиции в тройке крупнейших факторов с долей рынка в 13%».
Виктор Вернов,
генеральный директор, председатель правления ООО «Открытие Факторинг»:
«Обсуждая новые направления, в первую очередь мы говорим не о новых продуктах, а о расширении клиентского сегмента, которому готовы предоставлять факторинговый сервис. В него включаются не только торговые компании, но и логистические и сервисные. Развиваем направление, связанное с финансированием поставок продуктов питания напрямую от сельхозпредприятий на федеральные торговые сети. Ранее этот процесс велся в основном через торговые компании, сейчас интерес рынка сместился в сторону прямых контрактов.
Из примечательных моментов – в связи с нашей ориентированностью на работу в онлайне без необходимости физического присутствия открываем для себя и новые географические зоны, вплоть до Дальнего Востока. Факторинговый сервис за Уралом распространен меньше, чем в западной части России, видим хорошие перспективы для развития в этих регионах.
Одной из исторических проблем факторинга был достаточно тяжелый документооборот, который ограничивал его распространение, особенно в сегменте МСБ, в силу затратности. В рамках нашей бизнес-модели эти проблемы становятся малозаметными – все это позволяет предоставлять качественный сервис по хорошей цене даже при небольшом объеме выдачи.
Активно смотрим и в сторону применения факторинга в рамках финансирования госконтрактов по 44 и 223 федеральным законам. Есть юридические ограничения, но и потенциальный рынок огромен – с его открытием рынок факторинга может кратно увеличиться».