Фактор выбора


"Дальнейший потенциал роста зависит от того, смогут ли факторы диверсифицировать свои продуктовые линейки и привлечь клиентов из новых сегментов, предложив им интересные специализированные факторинговые решения", - полагает генеральный директор ФК "Политекс" Владимир Емельянов. "Сейчас рынок опять растет, что связано как с оживлением экономики, так и с выходом на рынок крупных российских игроков из банковской сферы", - добавляет заместитель начальника управления факторинга ЗАО "Юникредит банк" (группа "Юникредит") Геннадий Золкин. Директор департамента факторинга банка "Петрокоммерц" Александр Морозов подтверждает, что компании, вышедшие на рынок в период кризиса, выбрали удачное время: барьер входа на рынок был в это время значительно снижен, да и конкуренция наличествовала не такая, как до этого и даже после.

Многие из тех, кто удачно вышел на рынок в момент экономической нестабильности, уже занимают лидирующие позиции, остальные значительно упрочили свое положение. "Пока рынок формировался, он рос на 70-80% в год, в 2009 г. - последствие кризиса - рынок рухнул на сорок с лишним процентов. Именно в этот период произошли кардинальные изменения: какие-то игроки ушли, какие-то на время заняли выжидательную позицию, - вспоминает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. - Мы же продолжали активно работать и по итогам 2009 г. заняли 34% рынка". В 2010 г. рынок постепенно начал восстанавливаться после кризиса и по итогам 2011 г. вырос, по разным данным, на 76-82%. Поменялась и расстановка сил: из сегмента ушел "Еврокоммерц", группа "ВТБ" купила команду "Траста", стал активно проявлять себя Альфа-банк. "Сегодня именно эти игроки - ВТБ и Альфа-банк - являются нашими основными конкурентами", - констатирует Виктор Носов.


Два юриста - три мнения

Основной вопрос, по которому мнения опрошенных "Ко" участников рынка разделились на диаметрально противоположные: стоит ли создавать самостоятельную факторинговую компанию или имеет смысл работать в структуре банка? "Безусловно, возглавляя факторинговое подразделение банка, я скажу так: рациональнее развивать бизнес внутри банка. Думаю, найдутся коллеги, которые с этим мнением поспорят, и это их право", - рассуждает Виктор Носов. Он напоминмет, что есть такая точная наука - статистика. По данным АФК (Ассоциации факторинговых компаний), по итогам 2011 г. суммарный оборот банков-факторов составил 70% всего объема рынка факторинга, факторинговых компаний, соответственно 30%. Кроме того, в пятерке лидеров рынка по итогам 2011 г. четыре банка и одна компания. "Цифры говорят за себя", - подводит итог эксперт. "Для фактора дороже содержать отдельную факторинговую компанию, чем подразделение в банке. Факторинговой компании нужно создавать свою огромную инфраструктуру, связанную с управлением дебиторской задолженностью, с подержанием отдельного баланса, с работой отдельной бухгалтерии и финансовых аналитиков, с работой с кредиторами, с работой, связанной с поддержанием фондирования факторинговой компании", - поддерживает коллегу генеральный директор факторинговой компании "Лайф" Александр Карелин. Все это стоит денег, это инфраструктура, требующая ежемесячных издержек.

Находясь в банке, можно экономить на этих затратах, но что считать излишними расходами, а что инвестициями и расходами, необходимыми для дифференциации, расходами на поддержание клиентского предложения? "На этот вопрос прямого ответа нет. Каждый из путей имеет свои преимущества. В любом случае, как показывает практика, фактору гораздо легче, когда он либо в составе банка, либо является дочерней структурой крупной кредитной организации", - дипломатично отвечает на вопрос Геннадий Золкин. Но представители независимых факторинговых компаний продолжают отстаивать преимущества своей организационно-штатной структуры. "На сегодня ответ однозначен - факторинговая компания. Центральный банк приравнивает факторинг к кредиту и навязывает чуждый настоящему факторингу подход к рискам и резервам. Поэтому, если вы хотите иметь качественный, правильный факторинг, нужно создавать специализированную компанию", - твердо заявляет Владимир Емельянов. Зампред правления Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу не так категоричен в своих оценках: "Все зависит от того, какова стратегия собственника, какие есть ожидания. Здесь варианты разные: факторинг может быть нужен универсальному банку как дополнительный продукт для удержания существующих клиентов, в другом случае мы можем видеть желание развивать факторинг именно как отдельный бизнес-проект".


Что первично: банк или фактор?

В чем преимущества самостоятельности и, напротив, ее недостатки? Может быть, проще и дешевле для бизнеса находиться "под крылом" крупной кредитной организации? В этом вопросе мнения экспертов также разошлись. "Преимущества банковского факторинга, как в математике начальных классов - скорость, время, расстояние. Скорость и время - это отсутствие дополнительного звена", - поясняет Виктор Носов. Банк напрямую финансирует своих клиентов, а факторинговая компания, в свою очередь, прибегает к помощи банка для осуществления расчетов. В итоге теряется время и при финансировании, и при зачислении средств от дебитора, и при выплате остатков клиенту. А время, как говорится, деньги. Это как осуществлять закупки товара не у производителя или первого в цепочке оптовика, а у второго или третьего, что и дольше, и дороже.

Расстояние - это региональная сеть. Обычно в банках она более развита. Клиенты Промсвязьбанка активно пользуются этим в расширении каналов сбыта, в развитии бизнеса в удаленных регионах. Еще одно преимущество - цена. Как правило, банки имеют доступ к более выгодным пассивам, как следствие, есть возможность более гибко подходить к установлению цены на продукт и предлагать клиенту доступные и конкурентоспособные ставки. Однако в условиях сегодняшнего рынка с этой задачей одинаково успешно справляются и банки, и факторинговые компании. "Наш главный козырь - это опыт. Об этом преимуществе наши клиенты знают - со многими мы росли и развивали бизнес вместе", - заключает Виктор Носов. "Универсальный банк обладает возможностью получения фондирования из различных источников, его деятельность более понятна и прозрачна для традиционных инвесторов. В России к тому же банки, в отличие от факторинговых компаний, регулируются Центральным банком, что дает дополнительные гарантии инвесторам", - соглашается Корнелиу Робу.

С другой стороны, регулятор предъявляет к факторинговым операциям те же требования, что и к кредитным, такое делает более затруднительным предоставление услуг факторинга с банковской платформы. Особенно это касается факторинга без регресса.

Кроме того, типичный банк в первую очередь оценивает риски клиента, а не качество его дебиторской задолженности, что серьезно ограничивает возможности компаний в получении достаточных объемов финансирования. Ну и, наконец, зачастую в банках возникает губительная конкуренция (как правило, за лимиты кредитования) между факторинговыми и кредитными продуктами. "Преимущество небанковских факторинговых компаний заключается в более глубокой специализации, более четком позиционировании на рынке и отсутствии регулирования со стороны государства. НФК в этом случае имеет уникальную структуру бизнес-модели, состоящую из специализированного факторингового банка "НФК" и компании "НФК-Премиум". Это позволяет предлагать решения, способные полностью удовлетворить потребности клиентов в безрегрессном факторинге, предполагающем покупку дебиторской задолженности у поставщика в момент отгрузки им товара своим покупателям", - заключает Корнелиу Робу.

По словам Геннадия Золкина, вне банка факторинговая компания имеет гораздо бОльшую свободу, поскольку она не подчиняется какому-либо регулирующему органу. Сейчас факторинговая деятельность отдельных компаний вне банков не регулируется вообще никем и никак, хотя основные их услуги - финансовые. Это, безусловно, несет в себе определенные риски. Однако, поскольку доля факторинга в экономике РФ чрезвычайно мала (менее 2% ВВП), а доля факторинга, предоставляемого небанковскими структурами, еще меньше, в текущей ситуации подобные риски не могут называться системными, и ими можно в целом пренебречь. Но задуматься об этом имеет смысл.

Самое главное преимущество у фактора в составе банка - диверсифицированный и надежный источник фондирования. При этом у коммерческих универсальных банков всегда, помимо факторинга, есть огромное количество других услуг, сервисов, кредитных продуктов. Корпоративным клиентам, если нет ограничений в лимитах риска, может быть удобнее все получить в одном месте.


"Демпинг - "наше все"

После кризиса в сегменте факторинга изменилось многое, но только не подход к демпингу. "Демпинг - это "наше все" российского рынка факторинга. Первоначально некоторый оздоровительный эффект от кризиса был, но потом факторы пошли по пути наименьшего сопротивления - ценовой конкуренции", - подтверждает Корнелиу Робу. "До кризиса такого откровенного демпинга не было. Наверное, его вообще не было. Факторинг стоил тогда процентов двадцать годовых, плюс-минус 2-3%. Сегодня - 10% с таким же отклонением в обе стороны. Факторинг сравнялся по цене с кредитом, и это ненормально! Надеюсь, что долго так продолжаться не будет. Как мы знаем, цель любой коммерческой организации - получение прибыли, поэтому я думаю, что акционеров любой компании со временем перестанет устраивать то, что там, где можно зарабатывать, идет демпинг", - высказывает свою точку зрения Виктор Носов.

"К сожалению, и сейчас многие факторы, особенно банки, откровенно демпингуют, предлагая факторинг по заведомо низким ставкам, сравнимым с кредитными. Очевидно, что подобные предложения представляют собой, по сути, лишь кредитование под залог дебиторской задолженности, но никак не полноценную факторинговую услугу. Заставить уйти с рынка такие компании сможет либо ухудшение ситуации с ликвидностью и рост стоимости денег на банковском рынке, либо увеличивающаяся конкуренция со стороны факторов с качественным набором услуг и сервисов для клиентов", - резюмирует Владимир Емельянов.


Виктор Носов, вице-президент, директор департамента факторинговых операций ОАО "Промсвязьбанк":

"Когда Промсвязьбанк начал работать на рынке факторинга, сильных игроков, да и игроков вообще, было очень мало. Не уверен, что в те времена, а именно 10 лет назад, можно было декларировать какие-то преимущества: факторинг был новым и неизвестным продуктом, а сам факт его предоставления - преимуществом для банка. Мы вовремя это осознали и отделом, состоящим из нескольких человек, приступили к освоению рынка.

Наверное, преимуществом для нас было то, что мы могли предлагать продукт существующим банковским клиентам, а новым клиентам наряду с неизвестным факторингом продавали такие необходимые любому предприятию банковские продукты, как РКО, кредитование, гарантии и т.д.

То есть плюсом была наша универсальность, которая есть и сегодня, а также энтузиазм и огромное желание формировать российский рынок факторинга.

В качестве еще одного исторически сложившегося преимущества необходимо отметить широкую филиальную сеть Промсвязьбанка, что положительно сказывается на удовлетворенности клиентов, бизнес которых расположен в различных регионах России.

Таким образом, Промсвязьбанк накопил колоссальный опыт и технические наработки, позволяющие предлагать уникальные условия факторингового обслуживания, с учетом изменяющихся тенденций как в микро-, так и макроэкономике.

В настоящее время все внутренние бизнес-процессы банка, риск-менеджмент, продуктовый ряд и IT-обеспечение направлены на оказание факторинговых услуг на уровне World-Factors, обеспечивая тем самым комплексное удовлетворение потребностей значительного круга клиентов".


Александр Карелин, генеральный директор факторинговой компании "Лайф":

"Основной мотив создания отдельной факторинговой компании на базе Пробизнесбанка - лучше решать задачи клиентов. Свое предназначение, мы видим в том, чтобы помогать клиентам малого и среднего бизнеса расти, набирать обороты и безопасно увеличивать отгрузки с отсрочкой платежа. Эту задачу весьма сложно решать банку, поскольку он постоянно находится под гнетом формальных ограничений, в том числе, инструкций ЦБ.

Для того чтобы иметь возможность гибко и индивидуально решать задачи клиентов малого бизнеса, мы приняли стратегическое решение - развивать факторинговый бизнес на базе отдельной факторинговой компании.

Так родился новый небанковский факторинг для малого и среднего бизнеса, который получил имя Лайф-Факторинг. Его важным преимуществом стало отдельное небанковское позиционирование финансового решения для бизнеса. Таким образом, мы вывели на рынок первый факторинговый бренд, который специализируется на малом бизнесе. За последние пять лет ему удалось зарекомендовать себя как уникальный финансовый инструмент развития продаж с отсрочкой платежа, абсолютно не похожий на банковские кредиты. Он несет в себе уникальные конкурентные преимущества как для поставщиков, так и для их покупателей, открывая перед ними неограниченные возможности роста и развития бизнеса".