Фальшивки: главное - не оказаться крайним

26.10.199900:00

Вы вчера продали машину или квартиру? "Деревянными" брать, естественно, отказались. Только "зеленью". В таком случае будьте готовы к тому, что эти доллары могут оказаться фальшивыми.

В первую очередь от фальшивок конечно же страдают банки. Им приходится закупать более совершенное - а следовательно, более дорогостоящее -оборудование. Ведь многие фальшивые банкноты сделаны весьма качественно. Порой они не распознаются даже с помощью ультрафиолетовой лампы, которой просвечивают купюры в большинстве российских обменных пунктов: требуется более сложная аппаратура. Между тем, по словам, например, представителей Собинбанка, являющегося одним из крупных операторов на рынке наличной валюты, такая аппаратура есть лишь у очень немногих российских банков. Необходимость закупать новое оборудование автоматически увеличивает банковские издержки при осуществлении операций с "наличкой".

Можно, правда, не покупать новую аппаратуру, а просто "накрутить" кассиров, чтобы они проявляли особую бдительность. Но и тут есть нюансы. Как объяснил Владимир Финогенов, начальник управления ЦБ, занимающегося экспертизой дензнаков, "подозрительная банкнота должна быть задержана и отправлена на экспертизу, которая проводится в учреждениях ЦБ, или передана в органы внутренних дел. Клиенту в этом случае выдаются на руки два документа: справка о том, что у него изъят такой-то денежный знак и экземпляр справки, оформляемой обычно при совершении валютно-обменных операций". Экспертизу же подозрительной банкноты учреждение ЦБ, по словам Финогенова, должно произвести в течение пяти дней. После этого, если купюра оказалась подлинной, она возвращается владельцу вместе с актом экспертизы. Возмещения же каких-либо моральных потерь действующим законодательством не предусмотрено. Однако при нынешнем плавающем курсе через пять дней владельцу купюры (или купюр) может оказаться невыгодно ее (или их) менять. И, "наколовшись" таким образом, он впредь едва ли прибегнет к услугам банка, где работают столь неоправданно дотошные кассиры.

А как быть с небольшими фирмами или розничными торговцами, которые часто берут доллары? Особенно в тех случаях, когда цена товара такова, что рублевых купюр слишком много и их долго пересчитывать. Скажем, сейчас начинается сезон покупки зимней одежды. Не только на вьетнамских рынках, но и на вполне цивилизованных ярмарках (вроде Петровско-Разумовской) продавцы дубленок спокойно берут доллары.

Или, скажем, Интернет-провайдеры. Не далее как на прошлой неделе автор этих строк расплачивался со своим провайдером наличными долларами прямо в офисе компании. А что поделаешь? До кризиса у этой фирмы был счет в СБС-Агро. Теперь она обслуживается в малоприметном банке, который еще надо найти, а Сбербанк за перевод берет проценты. Не хочется повторять печальный опыт августа минувшего года и ставить свой доступ к Интернету в зависимость от финансового положения банка, который обслуживает провайдера.

Наконец, нельзя забывать, что далеко не всем чиновникам в благодарность за услуги открывают счета в швейцарских банках. Существует ведь табель о рангах. Кому счет, а кому и просто конверт. А содержимое конверта тоже может быть отпечатано не в Чикаго, а где-нибудь в Бейруте. Не станет же горе-мздоимец оповещать всех, что ему дали фальшивую взятку, но исправить ситуацию постарается. Вот, скажем, полтора года назад помощник одного из депутатов Госдумы притащил в Автобанк пачку фальшивых долларов. В банке его завернули. Но где гарантия, что какой-нибудь мелкий "банчок" не простит помощнику депутата такую шалость, пытаясь таким образом заручиться поддержкой влиятельного лица? Понятно, что себе в убыток банк работать при этом не станет и при первом же удобном случае пустит фальшивую наличность в оборот.

После всего сказанного вывод прозвучит парадоксально, однако Россия может извлечь из масштабного вброса фальшивок некоторую выгоду. Ведь благодаря этой акции может произойти то, о чем уже давно мечтают наши власти: существенное снижение наличного обращения доллара на территории РФ. Если люди будут бояться фальшивок, они поостерегутся столь же интенсивно, как и раньше, покупать доллары и расплачиваться ими. Глядишь, и рубль тогда почувствует себя лучше.