FanID пробьет брешь в бюджетах российских клубов
Со стартом нового сезона РПЛ ко всем проблемам российского футбола прибавляется еще одна — активная часть фанатов бойкотирует посещение игр из-за введения электронного паспорта болельщика (FanID). Матчи «Спартака», ЦСКА, «Динамо», «Зенита» и не только лишатся красочных перформансов и громогласного сопровождения. Сами клубы потеряют аудиторию, которая приносила деньги от продажи абонементов и билетов на встречи. Опрошенные журналом «Компания» эксперты предрекают командам убытки, но уточняют, что ситуация ударит в первую очередь по имиджу коллективов.
Что такое FanID и как он работает
В полном объеме система FanID заработала еще на Кубке конфедераций, предшествовавшем чемпионату мира 2018 года в России. Массовое знакомство любителей футбола с оформлением паспорта болельщика произошло уже на самом мундиале. Обладатель FanID мог попасть на матч без дополнительных проверок. Также удостоверением можно было воспользоваться как проездным билетом в общественном транспорте в день игры и даже для поездки на игру в другой город России.
Инициатива о внедрении «системы идентификации зрителей» закрепляет в законе понятие «персонифицированная карта на посещение спортивных соревнований». Законопроект был внесен в Госдуму летом 2021 года. Как говорилось в пояснительной записке, внедрение FanID необходимо для «обеспечения безопасности государства, общественной безопасности и порядка».
В декабре законопроект приняли в третьем чтении. Президент Владимир Путин подписал поправку, которая вступила в силу 1 июня 2022 года.
Нововведение активными болельщиками было принято в штыки. Почти сразу об отказе от оформления удостоверения заявили представители фанатских сообществ почти всех клубов РПЛ. К ним присоединились и некоторые болельщики команд из дивизионов пониже. Например, бойкот поддержали фанаты столичного «Торпедо», по итогам прошлого сезона вышедшего в Высшую лигу российского футбола.
Наиболее радикальным образом повели себя «спартаковцы». Они, в отличие от остальных болельщиков, решивших дождаться вступления закона в силу, покинули трибуны еще зимой.
«Ни один закон, ни один документ и ни один чиновник не может лишить болельщика его священного права: быть рядом со своим клубом, быть частью его истории, считать стадион и сектор своим домом, открыто выражать свои эмоции и мнение!» — заявляла «Фратрия».
К настоящему моменту к бойкоту всех матчей присоединились фанаты ЦСКА, «Динамо», «Торпедо», «Ростова», «Зенита» и некоторые другие. В частности, члены «армейского» движения заявили, что не собираются посещать игры не только РПЛ, но и других турниров, на которых будет введена система FanID.
Фанат как источник дохода
В России ситуация с доходами от дней проведения матчей не похожа на то, что наблюдается в Европе. В «допандемийном» сезоне 2018/2019 соответствующая выручка клубов РПЛ составила всего 6,9% от общей суммы доходов (52 миллиона евро), по информации международной консалтинговой компании Deloitte. Из 16 берущихся в расчет европейских первенств отечественная «премьерка» тут уступила десяти.
На Западе болельщики — основные спонсоры клубов, поэтому к их мнению прислушиваются, отмечал еще зимой в разговоре с «Компанией» бывший президент ФК «Москва» и экс-гендиректор ФК «Ростов» Юрий Белоус. В качестве примера он приводил проект Суперлиги. В нее собирались войти крупнейшие футбольные клубы мира. Создание Суперлиги возмутило болельщиков: они посчитали, что менее именитым коллективам был бы закрыт вход на международную арену, а в основе идеи лежит чистая коммерция. После критики проект был приостановлен.
Ежегодно клубы РПЛ раскрывают свои основные финансовые показатели. По данным за 2021 год видно, что доходы от продажи билетов, абонементов и коммерции в дни матчей не идут в сравнение с деньгами от спонсорских контрактов, которые обеспечивают основной приток средств.
Так, «Зенит» с дней игр в прошлом году заработал 1,075 миллиарда рублей. Партнерские контракты со спонсорами принесли ему 12,6 миллиарда. Коммерческие доходы «Спартака» составили 6,68 миллиарда. А с матчей в совокупности «красно-белые» получили 1,057 миллиарда.
К настоящему моменту фактические потери в посещаемости можно рассмотреть на примере московского «Спартака», фанаты которого, как говорилось выше, раньше всех покинули трибуны. В сезоне 2021/2022 средняя посещаемость домашних игр клуба была чуть выше семи тысяч человек. Хотя еще несколько лет назад «народная команда» была лидером по этому показателю.
Среда еще не осознает всего масштаба грядущего бедствия, говорит коммерческий директор «Спартака» Рустам Махмутов. Он подчеркнул, что проблему с фанатами придется решать всем коллективам.
«Как мотивировать болельщика, чтобы он сходил в МФЦ или покопался в “Госуслугах”? Я не знаю. У людей появится много барьеров, из-за чего желание ходить на футбол отпадет. Мне кажется, мы еще не осознаем всего масштаба бедствия, которое нас ждет», — сказал Махмутов в беседе с журналистами «Ведомостей».
Одним из самых громких и ярких событий в конце прошедшего сезона стал финал Кубка России, в котором сошлись «Спартак» и «Динамо». Активная часть «динамовцев» была на трибунах, так как система FanID на тот момент еще не вступила в силу. «Красно-белая» торсида, в свою очередь, решила не делать исключения и не пришла на игру.
При этом стадион «Лужники» был поровну окрашен в цвета обоих коллективов. Более того, финал в этом году установил рекорд посещаемости. Решающий матч, который выиграл «Спартак» со счетом 2:1, вживую посмотрели 69 306 человек. Может показаться, что эти цифры говорят о том, что идея бойкота провалилась, а обычные болельщики и дальше будут заполнять арены. Однако в данном случае стоит помнить об эксклюзивности финальной вывески и принципиальности противостояния, что и делает решающую встречу на Кубок и поставленные рекорды скорее исключениями из правил.
Много ли потеряют клубы
Разумеется, клубы ожидают финансовых убытков из-за бойкота фанатов, сказал «Компании» президент московского «Торпедо» Денис Маслов.
«Знаете, это даже странный вопрос. Предположим, что билет стоит 100 рублей. Два болельщика покупают по билету. Сколько клуб получает? Правильно, 200 рублей. А если они не приходят на стадион, то команда теряет эти деньги», — подчеркнул он.
Маслов отметил, что «Лужники», на которых «Торпедо» будет играть в следующем сезоне, вмещают более 80 тысяч человек. Очевидно, что те, кто решит не ходить на игры, могли бы легко уместиться на трибунах. Но с учетом бойкота эти места будут пустовать.
При этом пока нельзя сказать, насколько потери будут болезненны с экономической точки зрения, потому как бюджеты команд в РФ не настолько завязаны на сборах от посещаемости, считает шеф-редактор «Футбольного курьера» Виктор Шпитальник.
«Это, конечно, статья доходов, но не вторая и не третья по объему. Особенно если мы говорим о клубах, которые содержатся за счет бюджетных средств в регионах. Поэтому вряд ли потери будут существенными или критичными. Однако имиджевый удар и потери в плане антуражности во время матчей будут заметными, потому что те, кто покидают трибуны, именно они создают внутри чаши стадионов атмосферу и дают “хозяевам” возможность почувствовать поддержку», — заметил Шпитальник.
Он добавил, что некоторые региональные клубы сборами со дня матча в лучшем случае перекрывают оплату обслуживания стадионов, то есть уборку, охрану и так далее. Шпитальник также напомнил о пандемийных временах, когда встречи проходили вообще без болельщиков. «Мы все это видели и понимали, что этот футбол был не совсем футболом», — заключил журналист.
Тот факт, что российские клубы мало зависят от денег с билетов, в беседе с «Компанией» подтвердил Юрий Белоус.
«Во-первых, даже при бойкоте фан-сектора надо помнить, что это не самые дорогие билеты. Во-вторых, у нас вообще билеты по стоимости уступают Италии или Португалии. Я уж не говорю про Англию. Но болельщики все равно являются важной частью футбола. В той же Испании при возникновении “проплешин” на трибунах команды лишаются определенной доли от телевизионных прав, потому как страдает картинка. Кроме того, болельщиков не зря называют “12-м игроком”, их перформансы — важная часть игры», — заметил он.
Футбольный функционер сказал, что бойкот станет большой проблемой, и не столько финансовой. Хотя для “Спартака” и “Зенита” с их огромными армиями фанатов речь пойдет о серьезных суммах. Но для остальных клубов, подытожил эксперт, потери будут имиджевыми.
Возникшая ситуация отразится на продаже билетов, утверждает глава комиссии Ассоциации юристов по спортивному праву Сергей Алексеев. Организаторы будут терять деньги из-за болельщиков, которые отказались от похода на стадион из-за введения FanID. По его словам, потери будут связаны не только с билетами, но и с тем, что меньше людей посетят стадионный общепит и приобретут на арене атрибутику.
«Кроме того, чем меньше фанатов ходят на стадион, тем ниже интерес спонсоров и рекламодателей. Соответственно, отрицательная сторона нововведения может сказаться на бюджете организаторов. Однако еще не на всех стадионах механизм вводится», — отметил Алексеев.
Глава ассоциации также рассказал о понятии «спонтанный болельщик». Это люди, которые решают сходить на спортивное событие конкретно в день его проведения. Они исходят из того, на какую арену проще попасть. Такие зрители, заметил Алексеев, будут менять свои планы и заполнять те стадионы, для прохода на которые паспорт болельщика не нужен.
С начала нового сезона РПЛ, игры которого стартуют 15 июля, система FanID заработает на стадионах в пяти городах России. Это Сочи, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург и Самара. С декабря паспорт болельщика будет нужен для посещения и остальных арен страны.
Процесс выдачи FanID начался 4 июля. В этот же день в соцсетях многие пользователи сообщили о проблемах с получением паспорта болельщика и сбоях в работе портала «Госуслуги». На это событие в свойственной ему манере отреагировал журналист, блогер и бывший комментатор Василий Уткин. Он предположил, что система «подумала, да и присоединилась к бойкоту со стороны активных болельщиков “Спартака”, Динамо”, ЦСКА, “Торпедо” и “Зенита”».