Фармацевтика с большой дороги: какие лекарства защитят водителей от ̶г̶о̶л̶о̶в̶н̶о̶й̶ ̶б̶о̶л̶и̶ ШТРАФОВ

16.05.202410:25

Министерство здравоохранения России опубликовало 73-страничный перечень с лекарствами, которые нежелательно принимать перед тем, как сесть за руль. Этот список, полагают эксперты, пока носит рекомендательный характер, однако может быть использован в нормативных актах. При этом никакой перечень лекарств не решит главной проблемы на дороге — формального подхода со стороны сотрудников ГИБДД. 

Рулит фармацевтика 

Минздрав РФ представил перечень безрецептурных препаратов, после приема которых водителям за руль лучше не садиться. Включенные в список лекарства при этом не относятся к наркотическим или психотропным препаратам.

Полный перечень препаратов в своем телеграм-канале опубликовал автоюрист Александр Шумский. Как указано в сообщении, список занял 73 страницы. В нем содержатся популярные лекарства, содержащие седативные, психотропные вещества, наркотические анальгетики и этиловый спирт, которые ухудшают внимание.

В перечне такие популярные средства, как «Максиколд», «Стопгрипан», «Колдакт», «Терафлю», «Фервекс», «РиниКолд Макс», «Кетанов», «Спазмалгон», «Спазмалгин», «Тетралгин», «Триалгин», «Супрастин», «Кларитин» и т. д. «Есть таблетки, содержащие запрещенные вещества, но почему-то не перечисленные в этом списке. Для множества лекарств, продающихся по рецепту, тоже нужен отдельный список», — поясняет автоюрист.

Пока нет документа по рецептурным препаратам, после которых нельзя садиться за руль, сетует Александр Шумский. «Ответственность наступает за факт наличия препарата в организме, предупредил эксперт. «Неважно, в какой концентрации. А некоторые препараты выводятся неделями, хотя уже не оказывают на организм никакого влияния», — добавил он. 

Список стал доступен общественности после депутатского запроса Ярослава Нилова в Минздрав РФ. Перечень, заверили в ведомстве, носит лишь информационный характер, это не проект нормативно-правового акта. 

Без рецепта и без прав

Перечень лишь временно служит информацией для общего сведения. Одновременно с этим проводится определенная работа по ужесточению правоприменительной практики в отношении лекарственных препаратов, полагает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

«Фактически перечень следует воспринимать как первый этап большой административной работы, результатом которой будет порядок использования тех или иных препаратов и мер ответственности для водителей. Очень важно дождаться следующих шагов в регулировании этого вопроса», — отметил он. 

Использование определенных препаратов водителями действительно находится в состоянии правового вакуума, и дополнительная регламентация, добавил Беспалов, необходима.

В пример эксперт привел случаи лишения прав водителей после употребления корвалола и валокордина, произошедших до публикации списка. 

Знаковая упаковка

О составлении подобного перечня еще в июне 2022 года говорил начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Москве Александр Быков. Он не уточнял, идет ли речь только о рецептурных или безрецептурных препаратах. Список предполагалось подготовить вместе с Минздравом РФ. 

Для удобства водителей Быков предлагал также маркировать упаковки лекарств, ухудшающих внимание и реакцию, красным кругом с перечеркнутым автомобилем внутри. 

Однако маркировку президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области и представитель комитета по защите прав автовладельцев Кирилл Форманчук считает избыточной. Хватит инструкции к медпрепарату или данных от продавца, утверждает он.

«Маркировка не остановит тех, кто не читает инструкций. Если начать наносить дополнительные символы, то можно дойти до абсурда, например, нанести маркировку с перечеркнутым электросамокатом или башенным краном. Ведь много какую работу нельзя выполнять, будучи в состоянии опьянения. Также при покупке пачки лекарств можно выдавать несколько кодексов и законов. Или не продавать лекарства, если водитель не сдаст экзамен на знание закона», — аргументировал Форманчук.

Напротив, Николай Беспалов считает подобную маркировку лишь второстепенным, дополнительным элементом информирования. При этом только она проблему не решит. «Наряду с этим необходимо сформировать определенную культуру отношения врача с пациентом и пациента к употреблению конкретных медицинских продуктов», — считает эксперт.

Принимая списки и законы

В настоящее время, уточнил Кирилл Форманчук, изменений в законодательство вносить не требуется, так как оно носит обвинительный уклон. Даже в ситуации, когда не определен перечень лекарственных средств, запрещенных для употребления за рулем, нормы КоАП достаточно подробно трактуют запрет на управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения.

Кроме КоАП, существует и список наркотических и психотропных веществ, по которому водителя в судебном порядке штрафуют на 30 тыс. рублей и лишают водительского удостоверения.

В то же время Конституционный суд РФ поручил внести поправки в КоАП. В нем может появиться норма, согласно которой при обнаружении в биологических жидкостях водителя запрещенного медпрепарата полицейские вправе лишать того прав. Для этого Минздрав РФ и МВД РФ разработают проект постановления правительства со списком запрещенных лекарств. В него могут войти анестетики, снотворные и седативные, противоэпилептические препараты. Депутаты Госдумы могут рассмотреть законопроект в первом чтении до 24 мая. 

Принимая по науке 

Наряду с составлением списков требуется максимально детализировать возможности обжалования мер воздействий на водителей, если те употребляли лекарственные препараты. «Без максимальной детализации формирующийся инструмент превратится не в способ предупреждения аварийных ситуаций, а в карательную меру с сомнительными последствиями», — считает Николай Беспалов. 

Идеальным решением эксперт называет указание на упаковках лекарств сроков выведения следов веществ, за которые водителей могут оштрафовать или лишить водительских удостоверений. Но требуется серьезная работа с точки зрения правоприменения.

«Например, если человек несколько дней назад принимал корвалол, то следовые количества фенобарбитала в биологических жидкостях будут присутствовать. Но никакой клинической картины, которая бы влияла на возможность вождения, уже нет», — полагает эксперт. Если в отношении алкогольных напитков в целом эти вопросы решены, то идеальным было бы проведение по каждому препарату серьезной научной и юридической работы. 

«Опьянение бывает алкогольным, наркотическим и иным (в том числе лекарственным. — Прим. ред.). Состояние опьянения во многом носит индивидуальный характер. У некоторых людей содержание спирта в крови может вырасти из-за употребления кваса или определенных грибов. Водитель сам должен понимать, от чего у него возникает опьянение, и не садиться за руль», — отметил Кирилл Форманчук.

Приоритет — безопасность

Появление такого списка хоть и хорошая инициатива, по крайней мере, водитель будет понимать, стоит ли поменять препарат на более «безопасный», с другим действующим веществом, однако это не решит кардинально вопрос взаимодействия инспектора ГИБДД с водителем, полагает автомобильный эксперт Максим Пастушенко. 

«Обычно сотрудники полиции фиксируют факт употребления алкоголя или медицинского препарата накануне, в то время как в настоящее время человек может быть абсолютно трезв. Как у нас это часто бывает, водителя останавливают с утра понедельника и спрашивают: “А что вы делали вчера, пили или не пили?”» — отметил он. 

Важно, подытожил автоэксперт, чтобы у сотрудников ГИБДД была заинтересованность не в выявлении факта приема препаратов, введения санкций в отношении водителя и, может быть, в персональной выгоде, а лишь в обеспечении безопасности дорожного движения.