ФАС идет на маркетплейсы
Глава ФАС Максим Шаскольский на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике заявил, что «в ближайшие дни» антимонопольный контроль будет выведен из-под действия постановления правительства РФ № 448, регулирующего проверки IT-компаний. После этого ФАС получит право проверять агрегаторы и маркетплейсы. «Компания» выяснила, как представители рынка относятся к регуляторным инициативам.
«Наши полномочия были немного ограничены»
«Последнее время очень подробно обсуждаем как раз вопрос агрегаторов. У нас достаточно глубокая экспертиза в этом вопросе есть... Здесь наши полномочия были немного ограничены из-за 448-го постановления. Мы с коллегами провели работу, пришли к мнению, что пора антимонопольный контроль из этого постановления вывести, это будет в ближайшие дни буквально сделано, поэтому те нарушения, которые пока еще остаются со стороны компаний-монополистов в этой сфере, мы сможем успешно устранить», — цитировал «Интерфакс» заявление главы антимонопольного ведомства.
Как отметил Максим Шаскольский, несмотря на ограничения на проверки, антимонопольное ведомство «в режиме обсуждения и убеждения» уже добилось от маркетплейсов и агрегаторов «ряда результатов».
«Ряд замечаний они устранили, но, конечно, там, где для них принципиальные вещи, они упирались. И речь не только про маркетплейсы. У нас "Яндекс такси" тоже, например, в реестре, мы их тоже не можем проверять, а теперь сможем. И там жалоб очень много, компания действительно доминирующее положение занимает», — сказал глава ФАС.
Постановление правительства РФ № 448 было принято в 2022 году и устанавливает мораторий на плановые проверки российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, до конца 2024 года. В январе ФАС России признала Wildberries и Ozon компаниями, занимающими доминирующее положение на рынке электронной торговли.
О необходимости выведения маркетплейсов из-под действия постановления № 448 в ФАС заявляют не в первый раз. О целесообразности «дополнительного государственного регулирования сегмента электронной торговли» говорят и в Минпромторге.
В прошлом году регулирующее отрасль законодательство было дополнено так называемым пятым антимонопольным пакетом, разработанным ФАС. Закон устанавливает критерии доминирующего положения для агрегаторов онлайн-торговли и направлен на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ.
«Наблюдаем рост регуляторных инициатив»
Как отмечает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, после принятия пятого антимонопольного пакета у ФАС имеются все необходимые механизмы для проверки компаний в сфере IT, однако в действующем правовом режиме антимонопольная служба их еще не применяла.
«Важно посмотреть, как будут реализованы новые инструменты антимонопольного контроля после снятия моратория, и убедиться в их эффективности, и только после этого принимать взвешенные решения о необходимости дополнительного контроля, в частности для маркетплейсов. Большинство запретов, которые могут беспокоить продавцов или других партнеров площадок, уже предусмотрены законодательством в различных составах нарушений. Например, запрещена дискриминация, навязывание услуг, необоснованное ценообразование и т. д.», — напоминают в АКИТ.
В пресс-службе Ozon, в свою очередь, заявили, что компания соблюдает требования антимонопольного законодательства, поэтому отмена моратория на проверки бизнеса «не окажет негативного влияния на нашу деятельность». При этом в маркетплейсе уточняют, что в последние месяцы наблюдается рост числа инициатив, направленных на жесткое регулирование ecom-отрасли.
«Последствия такого подхода ощутят на себе все участники рынка: не только платформы, но и сотни тысяч предпринимателей и миллионы покупателей. Рынок утратит свойственную ему гибкость, что отразится на темпах роста. Проверка бизнеса, в свою очередь, может стать балансирующим фактором, который сможет выявлять проблемные точки конкретных игроков рынка, но позволит избежать чрезмерного регулирования отрасли», — отмечают в компании.
«Операторы не хотят ссориться с регулятором»
«То, что те или иные регуляторы будут добиваться отмены моратория на проверки, было очевидно: они лишились инструментов контроля за теми сферами, которые традиционно опекали. Разговоры о важности отмены моратория инициировали структуры МЧС, ФАС, Роспотребнадзора. Используются различные информационные поводы, в том числе и якобы большая проблема с маркетплейсом», — комментирует председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
Как отмечают в КонфОП, доля онлайн-торговли составляет около 12% всего розничного товарооборота, а на долю крупнейших онлайн-продавцов — Wildberries и Ozon — суммарно приходится меньше 10% розничного товарооборота.
«Возможно, у регулятора есть претензии к неким практикам взаимоотношения маркетплейсов и поставщиков услуг либо поставщиков товаров. В этой сфере были и будут конфликты. Например, до сих пор не завершена история с пожаром в Ленинградской области: некоторые поставщики не получили назад деньги за сгоревшие товары. Такие сюжеты можно разбирать через штрафы и текущие каналы взаимодействия, поскольку крупнейшие операторы не хотят ссориться с регулятором», — отмечает Дмитрий Янин. По его оценке, в случае с маркетплейсами усиление антимонопольного регулирования не отразится на качестве обслуживания физических лиц, поскольку даже нынешние монополисты рынка онлайн-торговли традиционно выстраивали свою деятельность в парадигме «потребитель — король».
При этом Янин подчеркивает, что заметно пристальное внимание достаточно влиятельных структур к деятельности компаний, которым пока еще очень далеко до Amazon. Но даже в случае с Amazon европейский регулятор, видя проблему, предпочитает не дробить доли рынка, а совершенствовать бизнес-практики и законодательно запрещать определенные трюки. Поскольку два крупнейших маркетплейса уязвимы и являются лакомыми активами, многие подозревают, что за всеми этими историями с долями рынка, с этой пристальной внимательностью стоит желание передела собственности. «Возможно, одна из компаний станет предметом внимания менее успешного государственного конкурента, который захочет нарастить свою долю экстенсивным путем», — полагает председатель правления КонфОП.
Схватка гигантов может сказаться на большом числе малых и микропредприятий, которые работают на этих площадках.