ФАС разрешили рассматривать дела спамеров кулуарно
Спам-звонки — одна из самых раздражающих россиян вещей. За их полный запрет выступают почти 90% граждан, но бизнес продолжает рекламироваться без согласия абонентов. Глава проекта «Антиспам» Евгений Альтовский пытался доказать, что если ФАС будет рассматривать подобные нарушения закона о рекламе кулуарно, не привлекая к рассмотрению ни одну из сторон — ни заявителя, ни нарушителя, то добиться справедливости будет сложно. Конституционный суд поддержал позицию антимонопольного ведомства.
Заявители останутся за бортом
Проект «Антиспам» регулярно информирует ФАС о лицах, которые распространяют незапрошенную рекламу (или спам), и в большинстве случаев регулятор признает жалобы обоснованными. По результатам их рассмотрения возбуждаются дела о нарушении закона о рекламе. Однако ведомство часто отказывает заявителям в участии в подобных делах. Кроме того, ФАС оставляет за собой право рассматривать дела кулуарно, не привлекая к процессу ни одну из сторон.
В «Антиспаме» решение суда поддержать позицию ФАС считают необоснованным и подчеркивают, что в ряде случаев нарушители могут этим воспользоваться и уйти от наказания. В организации утверждают, что были инциденты, когда компании предъявляли поддельный договор с абонентом, пострадавшим от спам-рассылки. В документе якобы было согласие клиента получать рекламу.
Определение Конституционного суда обжалованию не подлежит, поэтому в споре с ФАС поставлена точка, считает Альтовский.
«Нарушитель сможет врать антимонопольному органу и предоставлять поддельные документы, а получатель спама никак не сможет уличить его во лжи. Решение по делу направляется только его участникам, в круг которых заявитель не допускается», — продолжает он.
По мнению юристов, подобное толкование положений нормативных актов противоречит общим правилам процессуального законодательства, согласно которым заявитель становится участником дела и приобретает все необходимые процессуальные права с момента принятия его заявления к производству.
«Как лицо, обратившееся в защиту своих нарушенных прав, заявитель, безусловно, должен иметь возможность защищать эти права эффективно. А эффективная защита прав невозможна без предоставления заявителю возможности знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, представлять доказательства, возражать против заявлений другой стороны», — говорит адвокат КА Pen & Paper Мария Князева.
Предоставление ФАС права решать в вопросе привлечения к участию в деле заявителя существенно снижает возможности защиты прав последнего, считает она. Его непривлечение как участника дела, если он имеет важные сведения для полного и всестороннего рассмотрения, крайне необоснованно. Заявитель априори обладает такой информацией, поскольку именно по его инициативе возбудили дело, отмечает Князева.
«Полагаю, что “закрытие” процесса рассмотрения жалоб от заявителя влечет за собой как риск злоупотреблений со стороны организаций — нарушителей закона о рекламе, так и более формальное рассмотрение жалоб со стороны ФАС. Участие в деле заявителя — необходимый элемент обеспечения прозрачности и законности разрешения спора. К сожалению, в данном процессе суд сделал выбор в пользу экономии издержек антимонопольного органа, а не в пользу защиты прав заявителей. Остается надеяться, что такой подход не получит дальнейшего распространения», — заключила она.
Борьба со спамом
В то же время в России продолжают активно бороться со спамерами: в апреле президент подписал закон о введении штрафов за спам-звонки. Это касается рассылки запрашиваемой рекламы по телефону, в СМС и по электронной почте. Штраф за нарушение закона для граждан составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для компаний — от 300 тысяч до миллиона рублей.
Законопроект был внесен в Госдуму еще в июле 2023 года. Его авторы подчеркивали, что распространение рекламы посредством телефонной связи должно осуществляться исключительно с согласия абонента. При этом согласие на получение рекламы и «информации справочного характера» — не одно и то же. К последнему относятся прогноз погоды, сведения о курсах обмена валют и другое.
Меры по борьбе со спамерами поддерживает большинство россиян, следует из опроса SuperJob. За запрет спам-звонков выступили 88% респондентов.
В апреле глава Минцифры Максут Шадаев рассказал, что министерство сейчас разрабатывает новый законопроект, запрещающий телефонные спам-обзвоны. Из-за них у абонентов выработалось недоверие к любым входящим звонкам, отметил он. Ведомство пока не решило, будет ли в документе прописана ответственность только за спам-звонки от роботов или же за все рекламные спам-обзвоны.
Инициативу Минцифры поддерживает и ФАС. В ведомстве указывали, что в 2023 году реклама по сетям связи без согласия абонента составила 31,4% от всех выявленных службой нарушений закона «О рекламе».
По мнению Шадаева, мобильные операторы сами должны отвечать за блокировку звонков от спамеров. В начале этого года «Коммерсант» писал, что телеком уже занялся разработкой собственных решений для борьбы со спам-обзвонами.