Федералы нашли управу на Москву

09.04.200100:00
В БОРЬБУ между федеральным центром и столичными властями оказались вовлечены районные администрации города. На днях Верховный суд вынес решение, согласно которому московский закон «О районной управе» признан не соответствующим федеральному законодательству о местном самоуправлении. Незаконным высшая судебная инстанция сочла совмещение функций органов государственной власти и местного самоуправления, которое в Москве сложилось исторически и распространялось на все уровни городской администрации – от мэрии до муниципальных районов. Чисто технически между государственной властью и самоуправлением всего два различия. Одно вообще-то номинальное: глава органа самоуправления должен избираться населением, в то время как до настоящего времени его кандидатура просто утверждалась на заседании советников управы. Другое отличие – экономическое – куда интереснее. Собственно, вокруг него и развернулась серьезная подковерная борьба. Органы местного самоуправления по закону имеют бюджет района. Для московских управ средством к существованию служили внебюджетные фонды, из которых они финансировали местные программы (установку скамеек, урн, ремонт лифтов, установку домофонов в подъездах, возведение заборов во дворах и т. д.). Затем внебюджетные фонды были отменены, и средства управ стали формально называться бюджетными. Средний годовой бюджет московской управы составляет 5 – 10 млн руб. и формируется за счет сдачи в аренду нежилых помещений (исключение составляют районы Центрального округа, где ставки аренды очень высоки и потому бюджет больше примерно на порядок). Причем серьезный ущерб управам нанесло упразднение с введением налога с продаж торгового сбора, который давал им до трети доходов. Более того, городские власти даже собирались часть управ ликвидировать, укрупнив районы, потому что контролировать 127 муниципальных районов столицы практически невозможно. Все это, однако, не означает, что местные администрации совсем уж бедные. В их компетенции находится решение массы вопросов вроде устройства магазинов или парковок. Вокруг районных властей кормится масса мелких, а иногда и средней руки бизнесменов. Например, одна приличная парковка дает около $1000 в месяц. Имея хорошие отношения с районом (надо немножко делиться), можно устроить на его территории 10 – 15 таких площадок. Другое самостоятельное направление местного бизнеса – взимание сбора за легализацию ракушек. И хотя в последнее время законность этой деятельности стала подвергаться сомнению, деньги с населения берут по-прежнему. Однако это местное коммерческое брожение – ничто по сравнению с тем, какие перспективы открываются перед управами с получением статуса органов самоуправления. Фактически это означает полное делегирование полномочий управам и соответственно перераспределение финансовых потоков, которые в настоящее время контролируют городская администрация и префектуры: это и земельные отношения, и содержание жилого фонда, и бюджетные средства, связанные с образованием и здравоохранением, и много еще чего. По оценкам пожелавших остаться неназванными представителей самих управ, в результате это может увеличить их бюджеты в 20 – 30 раз. При таком развитии событий наибольший урон понесут сегодняшние властные структуры, то есть префектуры, которые в настоящее время сохраняют контроль над городской экономикой (в частности, именно префектуры выделяют участки под строительство). Чтобы не обидеть влиятельных префектов, московское правительство недавно предложило компромиссную схему развития событий. На городском уровне разработана концепция развития местного самоуправления, которая предусматривает выборность глав управ. А бюджет согласно новой концепции предлагается ограничить средствами, которые раньше были внебюджетным фондом. Удастся или нет Москве найти компромисс с федеральным центром – выяснится в ближайшее время. Возможно, немаловажную роль сыграет позиция Москвы в вопросе передачи центральной части города (фактически речь идет о всей территории в пределах Садового кольца) в федеральное ведение, чему Москва пока противостоит.