Феномен «Титаника»: как из трагедии сделали прибыльный бренд
В ночь на 15 апреля 1912 года у берегов Ньюфаундленда произошло крушение, казалось, непотопляемого «Титаника», унесшее более 1,5 тысячи жизней. С тех пор прошло уже более 100 лет, однако затонувший лайнер до сих пор остается благодатной почвой для циничных инициатив. Способов заработать на «Титанике» много — от продажи «сувениров» с корабля и организации туров к нему на подводных лодках до создания кинокартин и художественных произведений по теме. Как из трагедии сделали прибыльный бренд, рассказывает «Компания».
Чудо инженерии
В начале XX века пассажиров через Атлантику перевозили преимущественно две транспортные компании — «Уайт Стар Лайн» и «Кунард Лайн». Обе фактически принадлежали Британскому адмиралтейству и практически не отличались друг от друга: суда одного класса, равная скорость переправы, одинаковая стоимость билетов.
Все изменилось в 1907 году, когда «Кунард» спустила на воду сразу два лайнера, опередивших время, — «Мавританию» и «Лузитанию». Корабли не отличались высоким сервисом, однако могли похвастаться скоростью: теперь путешествие в Новый Свет вместо двух недель занимало всего пять дней.
В ответ на это «Уайт Стар Лайн» решила построить два собственных принципиально новых парохода, которым не было бы равных по величине и уровню обслуживания. Так появились проекты «Олимпик» и «Титаник».
Номер 401
Документация для строительства «Титаника» была утверждена 29 июля 1908 года, в тот же день лайнеру присвоили номер 401. Через год, в марте 1909-го, в сухом доке белфастской верфи состоялась закладка киля. Главным подрядчиком стала лондонская фирма Scott & Middleton, в работы также вовлекались местные компании.
До сих пор неизвестно, во сколько точно обошелся «Титаник». Официально на его создание было потрачено порядка 7,3 миллиона долларов — 198 миллионов в пересчете на сегодняшний день (при этом аналогичный корабль в наши дни обошелся бы в 423 миллина долларов).
10 апреля 1912 года «Титаник» отправился в свое первое и последнее плавание. Путешествие началось в Саутгемптоне, Англия. Перед отплытием в Нью-Йорк корабль успел совершить еще две остановки — во Франции и Ирландии. В общей сложности на борту лайнера находилось 885 членов экипажа и 1343 пассажира.
Билеты на корабль были недешевыми. Стоимость проживания в первом классе в номере-салоне составляла 4350 долларов, в первом классе — 450 долларов, во втором — 60 долларов, в третьем — от 15 до 40 долларов.
До выхода «Титаника» из английского порта сообщалось, что на борту корабля в первом рейсе будут находиться 10 миллионеров, а в его сейфах — золото, драгоценности и уникальные культурно-исторические объекты на сотни миллионов долларов.
Крушение непотопляемого, как тогда казалось, парохода произошло в ночь на 15 апреля 1912 года из-за столкновения с айсбергом в водах Северной Атлантики.
Денежный удар
Гибель «Титаника» застала врасплох гигантов мирового страхового бизнеса. По разным данным, участие в страховании корабля принимали от 70 до 100 страховых компаний, а общая сумма страховок достигала 5 миллионов долларов. Основной удар принял на себя британский рынок страхования Lloyd’s of London и крупнейший немецкий страховщик Allianz.
В течение 30 дней после катастрофы «Уайт Стар Лайн» получила выплату в 3 464 111 долларов, что на сегодняшний день составляет свыше 90 миллионов долларов. Деньги также заплатили семьям погибших, которые были застрахованы. Рекорд по размеру выплаты принадлежит семье управляющего аграрного холдинга — 175 тысяч долларов (сейчас это около 4,6 миллиона долларов).
Страховки также были оформлены на ряд объектов, которые перевозили на корабле. Так, например, на борту «Титаника» находился роскошный автомобиль Renault 1912 года выпуска, модель Type CB Coupe de Ville, принадлежавший Уильяму Картеру из Пенсильвании, США. Сумма страховки — 5 тысяч долларов. Некоторые семьи по сей день продолжают получать деньги по страховым выплатам.
Сокровища с глубины
Обломки «Титаника» обнаружили только в 1985-м, через 73 года после крушения. Сделала это смешанная франко-американская команда исследователей, которой руководил охотник за подводными сокровищами профессор океанологии Роберт Баллард.
Вокруг лайнера снова поднялся ажиотаж, а связанные с ним предметы начали разлетаться на аукционах за десятки тысяч долларов. Среди них:
Хьюмидор капитана — 25 тысяч фунтов.
Капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит не мог представить свою жизнь без сигар. Владеющая лайнером «Уайт Стар Лайн» сделала ему подарок в виде ящика под сигары из орехового дерева. Хьюмидор пролежал в доме ливерпульской пенсионерки 20 лет, пока его пожилая владелица не обратилась к оценщику с просьбой посмотреть другие предметы в доме.
Часы стюарда — 94 тысячи фунтов.
Эдмунд Стоун был одним из стюардов первого класса на «Титанике». Его часы остановились ровно в момент начала погружения судна на дно — в 2:16.
Скрипка музыканта судового оркестра — 900 тысяч фунтов.
Самый дорогой лот. На ней Уоллес Хартли играл в последний раз на палубе погружающегося на дно «Титаника». На доказательство подлинности инструмента ушло 7 лет.
Всего, по официальным данным, с «Титаника» удалось поднять чуть более 5,5 тысячи предметов. Сюда вошли не только личные вещи пассажиров (драгоценные ювелирные изделия, предметы искусства, фарфор, золото, деньги и другое), но и останки частей корабля.
Увлекательный аттракцион
В конце прошлого века появилось новое развлечение для состоятельных граждан — глубоководные туры. Одним из самых популярных маршрутов стало погружение к обломкам «Титаника».
В 1998 году компания Deep Ocean Expeditions начала организовывать туры к знаменитому лайнеру. Тогда стоимость одного билета составляла 32 тысячи долларов. Турфирма прекратила свои экскурсии в 2012 году из-за желания «развиваться в другом направлении». Всего Deep Ocean Expeditions побывала на «Титанике» 1987 раз.
В 2017-м продажу билетов на тур к затонувшему «Титанику» запустило агентство Blue Marble Private. Пассажирам предлагали опуститься на дно на борту подлодки из титана и углеволокна. Путешествие стоило 105 129 долларов с человека. Планировалось несколько таких туров, билеты на первый рейс были полностью распроданы после анонса. Погружение было запланировано на 2018 год, однако запуск программы пришлось отложить до 2019-го из-за погоды и стихийных катаклизмов. Новостей о погружении Blue Marble Private к «Титанику» не последовало.
Третьей компанией, проводившей экспедиции на дно Атлантики, стала OceanGate. Агентство предлагало восьмидневное путешествие к лайнеру с погружением на восемь часов за 250 тысяч долларов. Для этого был сконструирован глубоководный аппарат «Титан». Батискаф успешно прошел проверочное погружение на четыре километра в 2018 году.
«Титан» начал спуск к месту крушения «Титаника» в 15:00 по московскому времени 18 июня 2023 года. На борту находились пять человек: пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд и его сын Сулейман, британский миллиардер и исследователь Хэмиш Хардинг, французский пилот подводного плавания Поль-Генри Нарголе и исполнительный директор и основатель OceanGate Expeditions Стоктон Раш. Спустя 1 час 45 минут после начала погружения связь с экипажем прервалась. Первоначально предполагалось, что аппарат зацепился за обломки затонувшего лайнера или был подавлен ими. К сожалению, батискаф повторил печальную судьбу «Титаника» — спустя несколько дней, 22 июня, были найдены его обломки. Причиной гибели аппарата стал подводный взрыв. Эксперты считают, что имплозия могла произойти из-за ошибки в конструкции, в результате чего корпус батискафа просто схлопнулся из-за высоких нагрузок.
История, достойная «Оскара»
Трагедия «Титаника» легла в основу сюжета многих фильмов самых разных жанров: от мультипликационных и короткометражных пародий до документальных и фильмов-катастроф. Кинокартина «Титаник» Жана Негулеско 1953 года была удостоена премии «Оскар» за сценарий, а вышедший в 1997-м «Титаник» Джеймса Кэмерона получил 11 «Оскаров».
При затратах в 200 миллионов долларов фильм Кэмерона принес в три раза больше только в США. С первоначальной кассой в 1,84 миллиарда долларов картина была абсолютным мировым лидером по сборам, пока ее рекорд в 2009 году не побил «Аватар». Всего о гибели лайнера было снято 11 фильмов и два сериала.
Песня канадской певицы Селин Дион My Heart Will Go On — главный саундтрек фильма — стала одной из самых популярных за всю историю и самой продаваемой в мире в 1998 году.
В 2023-м компании продолжают «хайповать» за счет «Титаника». Так, после гибели экипажа «Титана» на прошлой неделе стриминговый сервис Netflix решил вернуть фильм Кэмерона на площадку. Это вызвало шквал негодования. Пользователи в соцсетях обвинили площадку в попытке получить дополнительную аудиторию на фоне гибели батискафа.
Сколько еще смогут заработать компании, продавая историю крушения лайнера, неизвестно. Интерес к «Титанику» возрастает по мере того, как остатки судна разрушаются на морском дне. По прогнозам, к 2030 году корабль съедят бактерии. Однако, вероятно, после этого найдется новый способ получить прибыль от трагедии затонувшего в Атлантике великана.