Ферзевый эндшпиль
«Трансаэро» оказалась не нужной не только «Аэрофлоту», но и группе S7.
Но после двухмесячных переговоров объясняться друг с другом совладельцы компаний предпочли через своих жен. Сначала супруга Владислава Филева Наталья, совладелица S7, заявила, что ее муж не будет покупать контрольный пакет акций «Трансаэро», поскольку основной владелец, Александр Плешаков, не сумел собрать 51% акций. На следующий день в Twitter бывшего генерального директора «Трансаэро» Ольги Плешаковой появилось заявление ее супруга, где он обвиняет Филева в незаконности отказа от сделки.
Наталья Филева аргументирует отказ тем, что Плешаковы не смогли консолидировать контрольный пакет акций, а кроме того, значительная часть их бумаг находится в залоге у ВТБ и других банков. По данным списка аффилированных лиц «Трансаэро», на конец сентября Плешакову принадлежало 46,55% акций. В своем ответе совладелец «Трансаэро» утверждает, что сделка действительна в течение 60 дней с момента подписания документа, и выход из нее в одностороннем порядке является нарушением договоренностей. Кроме того, говорит Александр Плешаков, Филевым было хорошо известно о залоге бумаг. Источник в «Трансаэро» утверждает, что Плешаков может даже подать в суд на Филева за срыв договоренностей.
Почему Филев пошел на попятную, объяснить довольно просто. 26 октября у «Трансаэро» отозвали сертификат эксплуатанта, «Аэрофлот» забрал 56 самых интересных ее маршрутов. Распределение остальных направлений состоится во второй половине ноября. Самолеты «Трансаэро» вернули себе лизингодатели. Плюс огромные долги, которые оцениваются в 260 млрд руб. От «Трансаэро» уже практически ничего не осталось. Разве что бренд, который в последний год окружен скандалами и негативной информацией. Это с одной стороны. С другой – накануне объявления об отказе от сделки Владислав Филев встречался с генеральным директором «Аэрофлота» Виталием Савельевым. О чем они говорили, держится в секрете, но, возможно, глава «Аэрофлота» привел свои аргументы, почему Филеву не стоит ввязываться в спасение «Трансаэро». И главы компаний договорились о ненападении (раньше «Аэрофлот» и S7 обвиняли друг друга в демпинге и недобросовестной конкуреции). «Аэрофлоту» спасение «Трансаэро» точно не нужно. Авиационному рынку, в общем, тоже: с уходом около 100 самолетов сокращается профицит провозных мощностей, уменьшается демпинг, и компании смогут так или иначе зарабатывать в условиях резко снизившегося спроса на авиаперевозки. Решение Филева о покупке было вызвано желанием не допустить монополии «Аэрофлота», образующейся на рынке с уходом перевозчика №2, которым совсем недавно была «Трансаэро».
Насколько в истории с «Трансаэро» поставлена точка, до конца не ясно. Участники процесса продолжают обмениваться заявлениями, обвинениями и претензиями. Возможно, Владислав Филев ведет более сложную игру, чем это кажется на первый взгляд. В 2001 г. он собирался объединиться с «Внуковскими авиалиниями». И даже вошел в управляющие органы этой авиакомпании. Сделка в результате также была сорвана, компания обанкрочена, а самые лакомые активы «Внучки» достались Филеву.
Последнее заявление S7 свидетельствует, что партия не закончена, и сделка еще может состояться. Главное условие – наличие у Плешакова 51% акций «Трансаэро», не обремененных залогами. А здесь все упирается в позицию главы ВТБ Андрея Костина, поддерживающего «Аэрофлот».
История с «Трансаэро» получает еще одно неожиданное развитие. Межгосударственный авиационный комитет (МАК), возглавляемый матерью Александра Плешакова Татьяной Анодиной, в минувший четверг объявил о запрете использования в России самолетов Boeing 737. По официальной версии МАК, сделано это в связи необходимостью «срочных доработок для обеспечения отказобезопасности системы управления рулем» после катастрофы Boeing 737 в ноябре 2013 г. авиакомпании «Татарстан» в Казани. Глава Росавиации Александр Нерадько уже заявил, что запретить полеты могут только федеральные органы власти, и они такого решения не принимали. Участники рынка считают, что решение МАК это месть со стороны Плешаковых. «Трансаэро» была одним из крупнейшим эксплуатантов Boeing-737 (46 самолетов). У UTair 50 таких машин, у «Аэрофлота» – 12. Но принадлежащий «Аэрофлоту» лоукостер «Победа» полностью укомплектован Boeing 737-800: у него 12 таких самолетов.