Top.Mail.Ru
архив

Фильтруй выхлоп!

В России больше не будут продаваться «экологически грязные» автомобили. С 21 апреля на всей территории страны вводятся экологические нормы Евро-2. Теперь запрещено импортировать как новые, так и подержанные автомобили, не отвечающие стандартам, а, самое главное, все российские заводы обязаны прекратить выпуск таких машин. Ужесточение технических требований было предусмотрено концепцией развития российской автомобильной промышленности на среднесрочную перспективу, одобренной правительством РФ еще летом 2002 года. Однако до последнего времени введение Евро-2 откладывалось. Отечественные заводы были к этому еще не готовы.

Закон вступил в силу, но пока в нем еще остается лазейка, позволяющая автопроизводителям выпускать «грязные» машины до середины лета. Эта отсрочка дает последний шанс покупателям обзавестись простыми и пока еще доступными новыми автомобилями. К ним относятся микролитражки «Ока», классические модели «АвтоВАЗа» и УАЗа, «Газель» и другие коммерческие модели ГАЗа. Причем производители всеми силами стараются сейчас нарастить выпуск этих машин, чтобы заполнить ими склады, а потом не спеша распродать – спрос на дешевые модели будет всегда.

Собственно, подогнать под нормы Евро-2 можно практически любой автомобиль. Вопрос лишь в том, как это отразится на его цене. Производители в один голос уверяют, что адаптация карбюраторного двигателя под впрыск топлива, применение катализатора выхлопных газов и систем улавливания паров топлива увеличивают себестоимость на $500 – 600.

При покупке коммерческих моделей ГАЗа и УАЗа повышение цены воспринимается покупателями как еще один государственный налог. Альтернативы этим машинам практически нет – иностранные автомобили подобного класса существенно дороже. А вот подорожание простейших «Жигулей» и «Оки» грозит окончательно поставить крест на этих моделях. На «АвтоВАЗе» уверяют, что покупатели просто перестанут приобретать настолько поднявшиеся в цене «пятерки» и «семерки». Чтобы сохранить выпуск, заводу придется компенсировать часть затрат на Евро-2 за счет собственной прибыли, что снижает рентабельность производства.

Завод микролитражных автомобилей в Набережных Челнах, выпускающий автомобили «Ока», еще зимой объявил, что с 1 июля прекращает производство микролитражек – их заменят современными моделями Fiat. Серпуховский автозавод, специализирующийся на создании моделей для инвалидов, пока находится в подвешенном состоянии. Дело в том, что силовые агрегаты для «Оки» производит «АвтоВАЗ», но пока в Тольятти не проявляют особого интереса к доводке маленьких дешевых моторов под Евро-2, тем более что объем их выпуска резко сократится. Получается, что с 1 июля «Ока» окончательно прекратит свое существование. Если этот «социально значимый» автомобиль для инвалидов исчезнет из продажи, то службам соцобеспечения придется раскошелиться на более современные и дорогие машины. В случае если выпуск «Оки» продолжится, то после адаптации под Евро-2 она существенно подорожает. Но уже сейчас среди операторов автомобильного рынка ходят слухи, что для «Оки» будет сделано исключение, и «СеАЗ» сможет продолжить выпуск машин в том виде, в каком они производятся сейчас.

Следующий этап концепции развития автопрома, который планируется ввести в действие с 2010 года, подразумевает не только установку стандартов Евро-3, но и существенное ужесточение требований по пассивной безопасности – как при фронтальном, так и при боковом краш-тесте. Эти нормы уже обещают стать фатальными практически для всех отечественных машин, за исключением «десятого» семейства «АвтоВАЗа» и «Калины».

 

Еще по теме