Финский Gallup не получает писем из России

Финская компания Suomen Gallup Oy также оказалась втянутой в конфликт с использованием названия Gallup на территории России. Исполнительный директор Suomen Gallup Oy Лейла Лотти, недавно занявшая пост президента компании Gallup International, ответила "РК" на несколько вопросов, касающихся деятельности финского Gallup в нашей стране.

"РК": В ряде недавних публикаций в качестве одного из главных "злоумышленников", эксплуатирующих название Gallup, была названа компания Suomen Gallup Oy. Расскажите о ее деятельности и отношениях с Gallup Internatonal.

Лейла Лотти: Основатель нашей компании Арттури Раула познакомился с доктором Джорджем Гэллапом в 40-х годах. В то время доктор Гэллап уже основал свой институт в США и был заинтересован в развитии исследовательских компаний в Европе. Финляндия и Швеция были одними из первых европейских партнеров Gallup Internatonal. В то время наш институт назывался Suomalainen Gallup-instituutti Osakeyhtio. Для официальной регистрации торговой марки мы получили письменное согласие доктора Гэллапа в 1965 году. А в 1991 году мы зарегистрировали торговый знак Gallup в бывшем Советском Союзе - сразу после того, как начали бизнес в вашей стране.

С самого начала мы строили свой бизнес в Финляндии через создание узкоспециализированных структур, работающих в самых разных направлениях исследований, таких, как Finnpanel (совместно с A.C.Nielsen), измеряющая телевизионную аудиторию в Финляндии, Suomen Gallup Media, проводящая исследования других СМИ, Marketing Radar и т.д. Все эти компании объединены в настоящее время в холдинг Marketing Development Center (MDC), куда входит более 30 исследовательских компаний. Наш годовой оборот составляет более $40 млн.

"РК": Каковы были причины возникновения интереса Suomen Gallup Oy к России?

Л. Л.: Я бы начала не с России, а с СССР - еще в те времена мы проводили маркетинговые исследования советского рынка для финских компаний. В 1990 году мы создали совместное предприятие с Всероссийским институтом конъюнктуры и спроса (ВНИИКС), которое называлось "Маркетинговый информационный центр". Это было первое СП в новой для вашей страны сфере деятельности - маркетинговые исследования. Действительно, ни опытных специалистов, ни готовых технологий, ни финансов для проведения исследований не было. Мы все создавали с нуля вместе с директором МИЦ Наталией Черкасовой. Дальше пошли по тому же пути, что и в Финляндии, инвестируя средства в новые технологии и создавая специализированные структуры в отдельных областях исследований. Так появилась компания Gallup St. Petersburg как локальная структура, развивающая исследовательский бизнес в особенно близком нам Северо-Западном регионе, а в 1995 году - компания Gallup Media, которая проводит исследования в области СМИ. Кстати, такие же компании были созданы и в странах Балтии, которые всегда были экономически близки Финляндии.

"РК": Каковы причины конфликта между Suomen Gallup Oy и американской Gallup Organization?

Л. Л.: Ассоциация Gallup International была создана в 1947 году группой исследовательских компаний. Suomen Gallup - один из учредителей ассоциации. Председателем был избран Джордж Гэллап. Идея создать международную группу исследовательских фирм, носящих одно имя, была реализована, и во многих странах появились компании с этим именем. Доктор Гэллап давал разрешение на использование имени без условий и ограничений (теперь ежегодный взнос для членов Gallup International составляет 1650 фунтов стерлингов. - Прим. "РК").

После смерти Джорджа Гэллапа в 1984 году владельцами контрольного пакета акций в американском Gallup стали люди, не имеющие отношения к исследовательскому бизнесу. С этого момента начался конфликт между ассоциацией и американской компанией. В 1992 году американцы покинули ассоциацию Gallup International и начали использовать имя The Gallup Organization и создавать свою собственную исследовательскую сеть.

В настоящее время в Gallup International входят исследовательские компании из 50 стран. В основном это компании, специализирующиеся на маркетинговых исследованиях, и, кстати, не все они носят имя Gallup. Многие компании являются лидерами в своих странах - как, например, Taylor Nelson Sofres в Англии, Gallup Denmark в Дании, Norsk Gallup Institute в Норвегии и т. д. Общий годовой оборот компаний, входящих в Gallup International, превышает $500 млн. В 1993 году в Gallup International была принята исследовательская компания от России - ТОО "РОМИР".

"РК": Похоже, мы подобрались к собственно конфликту, связанному с правомерностью использования торговой марки Gallup в России.

Л. Л.: Прежде всего хочу выразить удивление - даже не столько грубой и оскорбительной формой публикаций по поводу этого конфликта, а по самому факту его возникновения. Как я уже говорила, наша компания была образована в 1945 году при поддержке Джорджа Гэллапа. Мы использовали марку Gallup в названии нашей компании с самого начала нашей деятельности с его письменного согласия. Зарегистрировали торговый знак сначала в СССР, а затем в России и действуем строго в соответствии с законами стран, в которых работаем, а что касается патентного права, то оно в России практически ничем не отличается от других европейских стран.

Все дело в том, что товарный знак Gallup не имеет единого, общего владельца, как, например, Coca-Cola. В свое время Джордж Гэллап хотел, чтобы разработанные им методы исследований использовались как можно шире, и именно для этого использовалась марка Gallup. Собственно, ассоциация Gallup International и была основана с этой целью. Нужно заметить, что даже в Соединенных Штатах кроме Gallup Organization существует исследовательская компания, использующая ту же марку, - Gallup&Robinson.

Я уже слышала, что в России вопросы конкурентной борьбы решаются по-иному. Мы в Хельсинки рассматриваем происходящее как конкурентную борьбу против Gallup Media. Дело в том, что начиная с 1996 года мы инвестировали очень большие деньги в создание телевизионной панели в России: закупили, протестировали и будем использовать в России новейшее оборудование для измерения телевизионной аудитории, которое производится в Финляндии. Ни одна из известных западных компаний не решилась на самостоятельные инвестиции, а мы рискнули, потому что верили в российский рынок и в профессионализм наших российских менеджеров. Теперь, чтобы остановить Gallup Media, используются некорректные методы, и я могу только сожалеть об этом. Нам это непонятно, так не работают на рынке.

Что касается упомянутого вами письма наследника Джорджа Гэллапа в нашу финскую компанию, то могу сказать, не комментируя юридическую сторону этого письма, что нам известно: это письмо действительно ходит в России, но мы в Финляндии его не получали. Вот так.

"РК": Намерены ли вы предпринимать какие-то шаги в связи с развернутой против Gallup Media кампанией?

Л. Л.: Ни в коем случае. Мы будем наращивать свою активность и даже инвестиции. Профессионализм нашей российской компании не подвергается сомнению. Ведущие менеджеры Gallup Media Владимир Гродский, Руслан Тагиев, Владимир Щипков хорошо известны в Европе, и, поверьте, многие международные исследовательские компании были бы рады иметь у себя специалистов такого уровня. Кроме того, мы считаем, что сделали удачные вложения, и сейчас было бы неправильно останавливаться.