Финтех-холдинг + банк-лидер: как альянс Т-Банка и Росбанка расширил империю Потанина
13 сентября советы директоров Т-Банка и Росбанка рассмотрят вопрос об интеграции. В качестве основной формулы объединения предусмотрено превращение Росбанка в филиал Т-Банка. Окончательное решение примут акционеры финансовых организаций — компания МКПАО «ТКС Холдинг» и владельцы акций Росбанка, находящихся в свободном обращении. Процесс объединения должен завершиться в I квартале 2025 года.
Слияние предусматривает дальнейшее использование брендов-лидеров: Росбанк — для работы с крупными и средними корпоративными клиентами, а его бизнес-направление L'Hermitage — для клиентов сегмента private banking. Сохранят свою силу все обязательства и требования по прежде заключенным Росбанком договорам.
Вхождение Росбанка в качестве филиала сделает Т-Банк пятым в стране по средствам населения (2,7 трлн рублей) и четвертым — по размеру кредитного портфеля физлиц (свыше 2 трлн рублей). При этом капитал Т-Банка превысит 500 миллиардов рублей. Результатом этой интеграции, помимо появления нового банка-лидера, уже стало создание крупнейшего в стране финтех-холдинга, включающего банковский и страховой бизнес, а также цифровую платформу.
В самом «ТКС Холдинге» ранее отмечали, что в результате сделки можно будет перераспределить часть капитала из некоторых сегментов бизнеса Росбанка в высокомаржинальные направления Т-Банка.
Ближайшим шагом в рамках сделки станет ее одобрение акционерами участников, потом начнется техническая работа по переводу клиентов, синхронизации ИТ-систем, оптимизации управления и т.п.
«Присоединение Росбанка в формате филиала, по-видимому, является наиболее эффективным способом сделать это, — полагает аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов. — В частности, по оценке руководства "ТКС Холдинга", потенциальный объем свободного и перераспределяемого внутри группы капитала в ближайшей перспективе может достичь порядка 50 миллиардов рублей».
Эксперт полагает, что в результате слияния бренд Росбанка уйдет с рынка в массовом сегменте, но сохранится в сегменте privat banking, где у Росбанка сильные позиции.
Кроме того, интеграция в таком формате должна будет поспособствовать «бесшовному» переводу клиентской базы из Росбанка в Т-Банк, а также оптимизации операционных расходов, в том числе на ИТ. Эксперт отмечает, что нацеленный на масштабирование и диверсификацию, банковская группа сможет стать более сильным «противовесом» уже привычным лидерам сектора.
Партнер компании «Интерцессия» Эмиль Юсупов полагает, что цель менеджмента — оперативно объединить капиталы двух банков для дальнейшего развития объединенной структуры. Плюс оптимизация: одна лицензия (банковская лицензия несет с собой ряд требований к капиталу и т.д.) и одна техническая платформа. Российский финансовый сектор сталкивается с в настоящий момент с проблемами импортозамещения, и делать это в рамках одной платформы (в данном случае Т-Банка) значительно дешевле.
Юсупов считает, что Росбанк станет филиалом ТКС, но сохранит свой бренд для крупных клиентов. Как отмечает эксперт, Т-Банк воспринимается больше как розничный банк, крупный корпоративный бизнес у них не так сильно развит по сравнению с Росбанком. Что касается Росбанка, то наоборот крупный и средний бизнес — это основной фокус их бизнеса.
«Т-Банк давно на рынке и крупные корпораты по тем или иным причинам к ним сознательно не шли, предпочитая тот же Росбанк. И для этих клиентов важен привычный им бренд, привычная команда и уровень обслуживания, — говорит Юсупов. — Сейчас на рынке высокая конкуренция, поэтому важно сохранить крупных корпоративных клиентов, сделав для них незаметными и комфортными все изменения внутри своего финансового партнера».
Такая формула интеграции банковских игроков непривычна для российского финансового рынка, отмечает Юсупов. «Это в какой-то степени уникальный кейс. Да, это не первый случай, когда крупный банк поглощает другого крупного игрока. Но, как правило, подобные кейсы подразумевали процедуру санации (последний пример — интеграция Банка «Открытие» в ВТБ). Росбанк — это здоровый банк, по капиталу равнозначный с Т-Банком. Поэтому этот случай уже выбивается из привычного положения вещей. Плюс скорость объединения — технически, это 1 квартал 25 года. Как правило такие процессы занимают годы и при менее масштабных кейсах M&A».
Инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета при правительстве РФ Сергей Суверов считает, что выбранная формула интеграции активов говорит о том, что группа будет сочетать консервативный корпоративный профиль Росбанка с энергией и активным маркетингом T-Банка, уверено наращивающего розничную сеть.
«Для Т-Банка приход крупных корпоративных клиентов из Росбанка — явление новое, и сейчас многое зависит от того, насколько грамотно Т-Банк выстроит коммуникацию с ними. Можно сказать, что именно на этом кейсе будет формироваться репутация Т-Банка как высококлассного корпоративного банка. У Росбанка такая репутация была», — отмечает Сергей Суверов.
Интеграцию двух банков в единую группу еще в марте поддержал владелец «Интерроса» Владимир Потанин. «Создание объединенной структуры с точки зрения ее продуктовой линейки, удобства пользования, а также роста стоимости и финансовой устойчивости полностью отвечает интересам клиентов, акционеров и регулятора», — говорил Потанин.