Фирменный порядок
Питерский завод американской компании OTIS одновременно с началом производства новой модели лифта ввел программу качества АСЕ. За счет этой программы компания планирует выдержать конкуренцию с зарубежными производителями. Менеджмент предприятия озабочен и вопросами внутренней дисциплины.
СП номер один
OTIS - торговая марка лифтов, известная во всем мире. Что немудрено - первый безопасный лифт изобрел именно основатель компании Элайша Грейвс Отис. Правда, тогда он был вовсе не предпринимателем, а всего-навсего механиком на заводе, производящем матрасы. Он придумал не падающий даже при обрыве тросов лифт, устанавливая машинное оборудование в новом здании матрасной фабрики.
Позднее, став коммерсантом, Отис признавался, что в душе так и остался "паяльщиком и изобретателем". Тем не менее презентацию своего изобретения Элайша Отис провел очень грамотно. В 1854 году на международной выставке в Нью-Йорке Отис с кучей мешков и бочек поднялся на лифте на четвертый этаж "Кристал Пэлес" и приказал ассистентам обрубить веревки. При большом скоплении истеричных дам механик приземлился целым и невредимым, обеспечив рекламу своему изобретению. Он сразу же получил заказы и вместе с сыновьями основал компанию OTIS Elevator.
Лифты OTIS стали устанавливать по всему миру, в конце XIX века они появились и в России. В XX веке компания значительно расширила свой ассортимент за счет эскалаторов и многочисленных модификаций лифтов.
В 1976 году OTIS вошла в корпорацию UTC. Помимо OTIS в составе корпорации также компании Sicorsky (производитель вертолетов), Carrier (климатические системы), Pratt&Whitney (авиадвигатели и турбины) и Soundtrend (аэрокосмические системы). Годовой оборот UTC - порядка $24,1 млрд.
Новая "голова" дала компании новые возможности - как финансовые, так и управленческие. Поскольку большинство корпоративных заказов UTC поступает от военно-промышленного комплекса США, менеджмент компании уделяет особое внимание контролю качества. С переходом в состав UTC на лифтовом производстве все тоже стало строже.
Финансовые возможности материнской компании позволили OTIS Elevator развернуть бизнес с обширной географией: сегодня доля компании в мировом производстве лифтов составляет более 25%.
В 1990 году совместное предприятие с участием OTIS появилось и в России. В следующем же году началось строительство двух заводов. На базе Щербинского лифтостроительного завода под Москвой было налажено производство лебедок, а в Санкт-Петербурге построили новый завод, выпускающий непосредственно лифты.
"СП было зарегистрировано в городе под номером 001", - вспоминает Владимир Маров, генеральный директор "ОТИС-Санкт-Петербург". С российской стороны в СП вошли несколько организаций, в том числе "Ленстройкорпорация" и администрация города. Непосредственно компании OTIS, инвестировавшей в завод около $20 млн, принадлежало тогда 55% акций СП. Сейчас доля OTIS в совместном предприятии составляет 98%.
Помимо производства лифтов компания OTIS наладила в России, как и во всем мире, круглосуточное обслуживание уже установленных механизмов. Причем не только своих, но и чужих. Сегодня основной доход в России компании приносит именно обслуживание лифтов. Компания "Мос ОТИС", например, держит треть московского рынка обслуживания лифтового оборудования. Всего же по стране "Рус ОТИС" обслуживает порядка 74 270 лифтов. В Санкт-Петербурге OTIS стала первой компанией, разместившей свой логотип на сервисных машинах. "До прихода OTIS интегрированного лифтового бизнеса в России не было, - говорит Маров. - Сегодня мы занимаемся производством, монтажом, обслуживанием, модернизацией, проектированием и продажей". Услуги по проектированию, например, включают в себя технические консультации и анализ пассажиропотоков в будущем здании.
Для оптимизации работы в России компания OTIS занялась отстройкой своей структуры. В результате сложилась четкая иерархия. Штаб-квартире "ОТИС Россия" подчиняются 4 компании: ЗАО "Мос ОТИС" - все операции по Москве; ЗАО "ОТИС Санкт-Петербург" - завод и операции по Северо-Западному региону; ЗАО "Рус ОТИС" - монтаж и обслуживание по всей России; ЗАО "Щербинка ОТИС" - компонентный завод. Вся территория страны поделена на шесть операционных зон, в которых действуют 34 филиала. Общий оборот OTIS в России, по словам Марова, составляет $40 млн.
Два года назад произошла реструктуризация в курирующей территорию бывшего СССР компании OTIS Europe. Она разделилась на несколько европейских отделений, а штаб-квартира переехала из Парижа в Берлин. Отстройка оптимальных для данной рыночной ситуации структур - одна из черт стратегии компании.
ОТК по-западному
В России основными конкурентами лифтов OTIS оказались финские лифты KONE, которые устанавливались во многих учреждениях в рамках еще советских министерских контрактов, а также отечественные лифты Карачаровского завода и белорусские лифты, произведенные в Могилеве.
В конкурентной борьбе OTIS сделала ставку на широту модельного ряда и на качество продукции. Сейчас компания продает в России и пассажирские, и грузовые, и больничные, и электрические, и гидравлические лифты зарубежного производства. Расширение ряда моделей, выпускаемых в России, позволило значительно увеличить продажи. Так, например, испытания последней модели - пассажирского лифта "Европа-2000" с гидравлическим приводом - закончились подписанием крупного контракта на поставку 33 лифтов. По своим характеристикам произведенный в России гидравлический лифт весьма конкурентоспособен: по сравнению с электромеханическими лифтами он почти бесшумен, грузоподъемность у него больше, а цена ниже, чем у импортных аналогов.
Качество лифтов, производимых в Санкт-Петербурге, тщательно контролируется. Все комплектующие поступают с других заводов компании. Например, двери делает завод OTIS на Украине, электронику для всех предприятий компании производят на берлинском заводе, а устройства безопасности попадают в Питер из Испании.
Для проверки качества производимых лифтов на заводе есть специальные испытательные установки, где воспроизводятся нормальные рабочие условия для всех систем.
Однако OTIS этим не ограничивается. Начиная с прошлого года во всех без исключения отделениях компании внедряется программа качества ACE. Дошла очередь и до питерского завода.
Головной офис доволен результатами. До этого "OTIS Россия" уже отмечали за меры по охране труда. Американский центр деловой этики даже проводил на базе завода в Санкт-Петербурге семинар.
Программа качества коснулась всех. В ее основе - производство по технологии и стандартам OTIS. Второй пункт программы - импортный станочный парк, комплектующие и материалы согласно стандартам OTIS. Монтаж и обслуживание по технологии OTIS - еще один пункт программы. Все механики российского OTIS, независимо от того в каком городе они работают, носят фирменную форму и ездят на фирменных автомобилях, снабженных рацией.
Повышению качества обслуживания своих и чужих лифтов способствует еще один пункт программы - сбор информации по объектам монтажа и эксплуатации. У каждого филиала OTIS есть база данных по всем установленным лифтам компании. Кстати, в последнее время у питерского завода стали появляться и частные заказчики. Недавно жильцы дома на Невском проспекте скинулись, чтобы заменить старый лифт на OTIS. Был и заказ на установку лифта в трехэтажную квартиру. Как ни странно, частники берут и грузовые лифты за $15 тыс.
В соответствии с внедряемой программой качества на предприятиях OTIS теперь исключено использование труда неаттестованных сторонних рабочих. Весь персонал проходит обучение - как комплексное, так и специализированное. Топ-менеджеры постоянно участвуют в семинарах и тренингах, проводимых головной компанией по всему миру.
Российская специфика внедрения программы качества проявляется на самом заводе. Каждый отдел завел нечто вроде доски почета, на которой отслеживается рейтинг сотрудников по множеству показателей. Тут же вывешены должностные обязанности каждого из работников, их фотографии. Некоторое сходство с системой соцсоревнования никого не смущает. По словам Марова, результат от внедрения программы налицо: на заводе чистота и порядок, нет опозданий, да и энтузиазма у сотрудников прибавилось.