Фокус с приставкой С-Mах
Новый продукт европейского отделения Ford – компактный минивэн Focus C-Max вызывает особый интерес поклонников марки, а также сегодняшних владельцев «фордов». Этот автомобиль показывает, какими качествами будут обладать популярные «фордовские» модели (в том числе и Focus) следующего поколения. На ездовой презентации C-Max в Австрии побывал обозреватель «Ко» Игорь Комаров.
Премьера Ford Focus С-Mах состоялась в марте этого года на автосалоне в Женеве. Надо сказать, что статическая демонстрация автомобиля не вызвала у журналистов (если вспомнить отчеты автоизданий о выставке) особых эмоций. С-Max воспринимался как запоздалая попытка «фордовцев» отвоевать у конкурентов кусок крайне популярного сегмента многофункциональных автомобилей (у нас в стране их называют микро- или компактвэнами). И дело не только в том, что отношение к копиям, даже самым совершенным, несколько иное, нежели к оригиналу – родоначальникам этого класса Renault Scenic и Opel Zafira. Главное, что сверкающий в лучах софитов С-Maх не выделялся из ряда конкурентов какой-либо «фишкой»…
Но не стоит судить автомобиль по фотографиям и исключительно визуальным впечатлениям. Цельный и правдивый образ любой машины складывается только тогда, когда «намотаешь» на ее одометр некоторое количество километров. Сколько? Для разных машин по-разному. Ford Focus С-Mах (таково полное название модели) открылся мне после двух-трех связок поворотов. Сразу проявилась главная особенность автомобиля: C-Max, несмотря на свою принадлежность к классу вэнов (пусть и микро), управляется как породистый хэтчбек «гольф-класса». Острому, со спортивными нотками, вождению не мешает ни высокая крыша, ни вертикальная посадка водителя. Больше того: C-Max держит дорогу на прямой и в поворотах гораздо увереннее обычного Focus. Странно, что микровэн управляется лучше, чем седан или хэтчбек? Ничего удивительного. Ведь обычный Focus (тот, который делают, в частности, на заводе во Всеволожске) и Focus C-Max объединяет только имя.
Впрочем, «фордовцы» не акцентируют внимания на том, что C-Max – это представитель нового поколения «фокусов». Видимо, маркетологи сочли, что время для громкого дебюта нового Focus еще не пришло. Тем не менее в личных беседах представители европейского отделения Ford не скрывали, что в основу автомобиля положена новая платформа, разработанная для Focus II.
Что в имени твоем
Российский брэнд-менеджер Focus Артем Гусаров на презентации автомобиля утверждал, что главными качествами, которых инженеры и дизайнеры добивались при разработке C-Max, были «сохранение стиля Focus и новое качество вождения». В эти слова человеку, знакомому с особенностями компоновки и манерами поведения компактвэнов, трудно поверить. Действительно, конкуренты C-Max – Renault Scenic, Opel Zafira, Сitroen Xsara Picasso мало похожи на своих прародителей – моделей, на базе которых они создавались (Megane, Astra и Xsara соответственно). Это касается и внешности, и интерьера, и в особенности ездовых качеств. До С-Mах все автомобили этого класса отличались или экстравагантным, или практичным, но никак не стремительным дизайном. Главной особенностью эргономики водительского места всех моделей являются «автобусная» посадка водителя и пассажиров и близкая к горизонтальной постановка руля. Данное обстоятельство заставляет водителей, любящих активный стиль вождения, обходить эти машины стороной, даже несмотря на их бесспорную практичность и удобство.
С-Mах разработан фактически с чистого листа и потому лишен компромиссов (если не считать «задушенного» в угоду экологам бензинового мотора, но об этом ниже). За рулем нового Focus чувствуешь себя точно так же, как за рулем хэтчбека или седана. Даже чуть-чуть удобнее.
В дизайне экстерьера старого и нового Focus общим остался только стиль, все детали приняли иную форму. Общее впечатление от внешности новинки таково: несмотря на высокую крышу, машина не смотрится ни «гулливером», ни «колоссом на глиняных ногах». Автомобиль трудно назвать вэном даже с приставкой микро-. Скорее C-Max напоминает хэтчбеки с высокой крышей, к которым относятся, например, такие популярные модели, как Peugeot 307 или Mitsubishi Space Star.
В интерьере C-Max от стиля «нью эйдж», которым, в частности, прославился Focus, не осталось и следа. Дизайнеры Ford придали приборной панели и щитку приборов нового автомобиля строгие прямые формы без лишних фривольностей и изгибов. Качество материалов интерьера и тщательность подгонки панелей обивки в разы превосходит исполнение внутреннего пространства нынешнего Focus. В этом отношении C-Max встал на одну ступеньку с более дорогими автомобилями, например со своим извечным конкурентом – VW. Солидность интерьера подчеркивает четырехспицевый обшитый кожей руль, который C-Max позаимствовал у более престижной модели Mondeo.
Мне довелось тестировать Focus из Всеволожска во время его российской премьеры в Сочи. Горный серпантин позволил оценить отличную управляемость автомобиля: Focus остро атаковал повороты и четко прописывал траекторию. Однако если под колесами оказывался плохой асфальт, то поведение автомобиля в быстрых виражах и при движении на большой скорости по прямой становилось неуверенным: появлялась неприятная продольная и поперечная раскачка. C-Max этого недостатка лишен. 400-километровая трасса тестовых заездов была проложена по извилистым дорогам в предгорьях австрийских Альп, где асфальт не всегда был идеальным, что позволило в реальных условиях оценить преимущества управления автомобилем.
Благодаря увеличенной колесной базе, более широкой (на 40 мм) по сравнению с обычным Focus колее, увеличенному ходу амортизаторов и жесткости пружин автомобиль входил в повороты словно по рельсам. Этим качеством сегодня обладают многие «породистые» хэтчбеки, но никогда прежде такой характер управляемости не был присущ представителям утилитарного класса микровэнов (за исключением, пожалуй, Opel Zafira, над доводкой ходовых качеств которого работали инженеры Porsche). Цепкий, но при этом весьма комфортный режим работы подвески подчеркивали ярко выраженные валики боковой поддержки в сиденьях водителя и пассажира: они не давали вываливаться из кресла на крутых поворотах. Кстати, жесткость кузова нового С-Mах увеличена на 20%, что также самым благоприятным образом сказывается на точности и комфорте управления автомобилем.
Правда, общее впечатление от динамики смазывается слишком спокойным двигателем. На российский рынок будут поставляться только бензиновые версии C-Max с моторами объемом 1,6 л, 1,8 л и 2 л. На презентации в Австрии был представлен единственный бензиновый мотор объемом 1,8 л. Этот двигатель соответствует жестким экологическим нормам Euro 4, но никак не отвечает запросам активного водителя. К большому сожалению, в Россию не будут поставляться С-Mах c дизельными моторами (объяснения «фордовцев» традиционны: низкое качество российской солярки). Эти двигатели были созданы в сотрудничестве с признанными гуру дизелестроения из концерна Peugeot/Citroen и по тяговой динамике заметно превосходят бензиновые моторы.
Пока предлагается только вариант с 5-ступенчатой механической коробкой передач (автомобили с дизельным мотором комплектуются 6-ступенчатой коробкой). В следующем году на рынке появится C-Max с автоматической коробкой (вариатором).
В автосалонах российских дилеров Focus C-Max появится в октябре – ноябре. На сегодня известны только ориентировочные цены. Самый доступный C-Max с мотором 1,6 л будет стоить около 15 500 евро. Цены на 2-литровую модификацию будут начинаться от 19 000 евро. Успокаивает, что это предложение в классе микровэнов – самое привлекательное.