FOMA для неверующих

15.10.200100:00

Европейцы и американцы, сомневавшиеся в перспективах сотовой связи третьего поколения (3G), посрамлены: японская NTT DoCoMo запустила в эксплуатацию сеть 3G. Представители компании считают ввод в эксплуатацию этой сети революционным событием. Пессимисты же видят в проекте прежде всего сильную PR-составляющую.

 

К рывку японцев подтолкнули корейцы. Аналитики считают, что при помощи проекта FOMA (Freedom of mobile multimedia access. – «Ко» писал об этом в № 38 от 8 октября 2001 года) NTT DoCoMo старается обойти компанию SK Telecom Co., которая в июне на базе сети CDMA запустила в Южной Корее передачу данных на мобильные телефоны со скоростью до 153 Кбит/с. Ввод в коммерческую эксплуатацию сети FOMA прекрасно сработал в качестве PR-акции, подтвердив лидирующие позиции NTT DoCoMo на азиатском рынке. Одновременно этот проект оживил старые споры о том, готов ли рынок к 3G, и о том, что вообще понимать под мобильной связью третьего поколения.

 

Запад и Восток никогда не встретятся

В Европе и Японии 3G трактуют по-разному. «Можно говорить о разнице в ментальности европейцев и японцев. Для японца едва ли не самым предпочтительным способом передачи информации является изображение – вспомните хотя бы особую любовь японцев к фототехнике. Не случайно модели телефонов со встроенными видеокамерами или фотоаппаратами пришли именно из Азиатско-Тихоокеанского региона», – полагает Александр Леонидов из аналитического агентства «Сотовик». На японском рынке мобильной связи есть спрос на потоковое видео. Эта функция обеспечивает желающим доступ к привычным видеоновостям, дает им возможность черпать информацию из Интернета в режиме реального времени, а также проводить видеоконференции. Операторы стали предоставлять подобную услугу, как только появилась техническая возможность.

По мнению аналитика компании J'son & Partners Антона Погребинского, начало коммерческой эксплуатации сети 3G в Японии показало, что пользователи действительно ждали появления новой услуги. «В Японии очень развиты новые технологии. Например, мобильным Интернетом в Японии пользуются около 50% всех абонентов сотовой связи, тогда как в странах Европы и в Америке этот показатель редко превышает 5% – 10%, – поясняет Погребинский. По его мнению, в Японии рынок уже готов к услугам 3G, чего нельзя сказать о Европе. – Во многих европейских странах компании откладывают запуск сетей 3G, ссылаясь на неготовность рынка, а Sonera даже отказалась от лицензии на 3G в Норвегии».

Для европейцев сигналом к внедрению 3G послужит готовность пользователей совершать покупки посредством мобильного Интернета. Между тем опросы показывают, что лишь очень немногие абоненты сотовой связи (4%) готовы делать покупки таким способом. Естественно, в этих условиях европейские операторы осторожничают.

 

Мы вас подождем

Впрочем, осторожность отнюдь не является гарантией защиты от потерь.

Сотовые компании Европы вложили огромные деньги в лицензии 3G и теперь несут огромные убытки. По оценкам специалистов, средних размеров сотовый оператор, ввязавшийся в битву за технологии будущего, теряет в день до $500 тыс., поскольку вложенные средства пока фактически не приносят никакой прибыли. В таком подвешенном положении рынок, по мнению экспертов, может находиться еще полтора-два года, не более. Потом европейцам придется либо внедрять 3G, либо отказываться от иллюзий.

В США с внедрением 3G тоже не торопятся. Аналитики говорят, что США будут отставать от Японии в этом вопросе как минимум на год. Американские операторы заняли выжидательную позицию: развертывание сетей 3G стоит немалых денег, а недавний крах Интернет-компаний наглядно продемонстрировал, что многообещающие и прогрессивные начинания могут обернуться выбрасыванием денег на ветер. Наиболее емко позицию американской мобильной индустрии сформулировал представитель компании Verizon Wireless Джим Герас: «Пускай японцы сначала попробуют, а мы посмотрим, что из этого получится». Сама компания Verizon Wireless планирует запустить свою высокоскоростную сеть к концу 2001 года.

 

99 молчащих абонентов

Сколь бы широки ни были возможности FOMA по передаче видеоизображения, функции 3G ими не исчерпываются. Главное преимущество сетей третьего поколения – скорость передачи данных, которая и позволяет проводить видеоконференции в режиме реального времени или смотреть последний голливудский блокбастер на экране мобильного терминала во время путешествия в поезде.

Тем не менее пока нет однозначного ответа на главный вопрос: воплотятся ли все эти заманчивые перспективы в жизнь или они так и останутся красивой картинкой с рекламного постера NTT DoCoMo? Скорость, о которой говорят создатели сетей третьего поколения, действительно разительно отличается от того, что предлагали сети первого и второго поколения. Передача данных со скоростью 2 Мбайт/с – это огромный скачок вперед, ведь раньше максимальная скорость передачи информации составляла лишь 43,2 Кбайт/с. Однако новые скорости доступны не всегда. «О 2 Мбайт/c можно говорить лишь в том случае, когда в зоне действия базовой станции находится один пользователь. Если же в зоне действия станции находятся 100 человек, то пользователь сможет получить скорость 2 Мбайт/с, только если остальные 99 пользователей будут молчать», – поясняет Вахид Тарок из Массачуcетсского технологического института. Тарок, еще год назад работавший в лабораториях AT&T, и его коллега Ван Ян (вице-президент лаборатории по разработке беспроводных технологий Lucent Technologies) считают, что средняя скорость передачи данных в первых сетях 3G составит около 40 Кбайт/с.

Несмотря на мрачные пророчества скептиков, менеджеры NTT DoCoMo абсолютно уверены в том, что предложенный ими сервис будет востребован рынком. Компания намерена потратить на развитие сервисов FOMA около $8,4 млрд, надеясь повторить успех сервисов i-mode (так называемой связи поколения 2,5), подписчиками которых в Японии уже стали 27 млн человек. NTT DoCoMo планирует к марту 2002 года подписать на услуги 3G около 150 тыс. пользователей, а к 2004 году довести число подписчиков до 6 млн человек. После запуска сети в Токио планируется развивать 3G в Осаке, Киото и других крупных городах Японии.

 

Гадание на бобах

Планы японского оператора вызывают разную реакцию у инженеров и инвесторов. По мнению руководителя отдела стратегического маркетинга представительства Ericsson в России Михаила Подопрыгалова, начало коммерческой эксплуатации сети 3G в Японии показало, что технические трудности, связанные с развитием стандарта wCDMA, уже преодолены и технология является вполне зрелой и востребованной.

Инвесторы думают иначе. «Старт сети 3G компании DoCoMo не вызвал никакой особенной реакции со стороны инвесторов. Рынок предпочитает занимать выжидательную позицию, поскольку у инвесторов очень много сомнений относительно своевременности данного проекта», – утверждает Надежда Голубева, аналитик компании «Атон». Возможно, связь FOMA будет востребована корпоративными пользователями: бизнес всегда готов первым платить за технологические новшества. Однако, по мнению Голубевой, оценить конъюнктуру спроса сейчас очень сложно.

Бизнес-пользователи не единственные возможные потребители услуг связи третьего поколения. Александр Леонидов считает, что и потребительский сегмент встретит новинку весьма позитивно. Доход с частного абонента будет, конечно, меньшим, чем с бизнес-пользователя, зато потребительский сегмент гораздо шире бизнес-сегмента. Леонидов полагает, что информационные и развлекательные услуги 3G на базе терминалов с большим экраном могут оказаться весьма востребованными.

Одним словом, прогнозов много, но реальный «портрет» пользователя 3G пока никому не известен. А раз нет «портрета» – нет и трубок. По сообщению Reuters, NTT DoCoMo предлагает аппараты, разработанные Matsushita в партнерстве с IBM. Больше терминалы для 3G не производит никто. Михаил Подопрыгалов говорит, что европейским производителям пока не совсем понятно, какие сервисы окажутся востребованными, а именно от этого зависят технические характеристики терминалов: «Какое из приложений станет killer application (наиболее востребованным. – Прим. «Ко») – вот что в первую очередь интересует европейских производителей, когда речь заходит о 3G».

 

Вызов брошен

Несмотря на все споры, запуск сети 3G в Японии стал настоящим прорывом – как технологическим, так и с точки зрения психологии. «Сегодня даже скептики начинают менять свою точку зрения. Достаточно упомянуть о том, что NTT DoCoMo недавно сообщила о нехватке терминалов 3G в магазинах: спрос превысил ожидания даже самих представителей компании», – говорит Михаил Подопрыгалов.

Следующий шаг в направлении 3G могут сделать европейцы. Сегодня большая часть лицензий 3G в Европе уже распределена, суммарный объем рынка европейских лицензий 3G составляет $107 млрд.

В США лицензии 3G распределяются не столь активно – тем самым американцы уже сейчас «закладывают» отставание своего рынка сотовой связи от рынков Японии и Европы.

В России лицензии 3G, как известно, пока к продаже не предлагаются.

 

СПРАВКА

Стандарты для сетей связи третьего поколения определил Международный cоюз электросвязи ITU. Решения в рамках этих стандартов разрабатывают несколько компаний, в том числе и Lucent Technologies. По мнению аналитиков, Lucent лидирует в технологии CDMA, лежащей в основе двух ведущих стандартов 3G – UMTS и CDMA-2000. Руководитель подразделения мобильных сетей Lucent Technologies в России и СНГ Леонид Платонов говорит: «Мы участвовали в разработке и испытаниях оборудования для сети японского оператора DoCoMo и продолжаем эту работу с другими операторами. Наша задача – предложить операторам инфраструктуру сетей 3G, соответствующую стандартам ITU. Мы должны разработать среду, в которой оператор сможет реализовать самые современные услуги связи. В рамках этой задачи Lucent  активно работает в составе комиссий по стандартизации, сотрудничает с разработчиками приложений и ПО, производителями мобильных терминалов. Компания заявила об успешном беспроводном сеансе передачи данных с использованием технологии 3G UMTS и о коммерческой готовности ПО для беспроводных сетей 3G CDMA-2000. Иными словами, мы очень близки к решению проблемы».