Top.Mail.Ru
архив

Фондовая вертикаль

«Российская торговая система» (РТС), крупнейшая отечественная фондовая биржа, осталась без президента. Глава РТС Иван Тырышкин на днях подал в отставку. Исполнять обязанности президента назначен первый вице-президент биржи Владислав Стрельцов.

Такова развязка конфликта между РТС и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), разгоравшегося в течение последнего месяца.

Формальным поводом для недовольства со стороны ФКЦБ послужило невыполнение РТС постановления об организации торгов на фондовом рынке. Согласно этому документу с 1 июля все совершаемые сделки надо было разделять в биржевом отчете на «адресные» (продавец и покупатель акций заранее договорились о сделке, но при этом используют биржевую систему расчетов) и «безадресные» (когда предложение о купле-продаже акций обращено ко всем участникам рынка).

С точки зрения ФКЦБ только «безадресные» сделки могут считаться рыночными. Только они должны указываться в биржевом обороте, и только на их основе могут быть рассчитаны цены акций и биржевые индексы. Если же включать в оборот «адресные» сделки, совершенные брокерами по договорным – и, скорее всего, «нерыночным» – ценам, то тем самым можно повлиять на расчет как рыночной цены акций, так и биржевых индексов, а иными словами, «манипулировать» ценами.

В ФКЦБ совершенно уверены, что больше половины всех сделок на РТС «адресные», и в то же время руководство биржи оценивает относительный объем таких сделок всего лишь в несколько процентов.

С чисто формальной точки зрения комиссия ближе к истине. Ведь РТС – единственная в России площадка, на которой проводятся так называемые классические торги, технология которых была скопирована у американской NASDAQ в середине 1990-х годов и не очень типична для современной биржи, в том числе и для ММВБ.

На «классических» торгах продавец и покупатель не скрыты в биржевом компьютере за «анонимной» заявкой на покупку-продажу акций, а «видят» друг друга – брокер обозначает себя в заявках. По словам вице-президента РТС Александра Диаковского, гибкая «классическая» технология основана на знании брокерами друг друга и особенно удобна для работы с крупными пакетами акций (никто заранее не депонирует активов, расчет проводится оперативно).

По словам Диаковского, на «классическом» рынке не существует методики выделения «адресных» сделок, но все подозрительные сделки, совершенные по нестандартным ценам, отслеживаются. А глава юридического департамента инвестиционной компании «Атон» Екатерина Казаченко считает, что, когда происходит фиксация сделки на «классическом» рынке, она формально выглядит как «адресная», но из-за того, что первоначальная заявка была обращена ко всем участникам рынка, должна тем не менее считаться «безадресной», то есть «рыночной», и войти в заявляемый объем биржевых торгов.

Как бы там ни было, отечественный фондовый рынок мирился с существованием РТС в том виде, как она есть. Более того, по словам одного из инвестиционных банкиров, приведение данной площадки к стандартам, по которым работает, например, ММВБ, делало бы существование РТС бессмысленным. Хотя при этом собеседник «Ко» подтвердил, что при осуществлении крупных внебиржевых сделок РТС нередко использовалась брокерами для «создания» рыночной цены.

Тем не менее именно индексы и котировки РТС из года в год служат ориентиром как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Поэтому действия ФКЦБ, пригрозившей РТС лишением лицензии, а Ивану Тырышкину чуть ли не уголовной ответственностью, представлялись чересчур жесткими. Тем более что в отличие от американского российский фондовый рынок еще не настолько окреп, чтобы из-за гипотетического «манипулирования» ценами лишать его крупнейшей и едва ли не самой авторитетной площадки.

Впрочем, на минувшей неделе выяснилось, что компромисс достижим даже при сохранении нынешних принципов работы РТС. Нужно только сместить Тырышкина.

Причины столь острой нелюбви ФКЦБ к президенту РТС, по словам одного из собеседников «Ко», объясняются тем, что главу ФКЦБ Игоря Костикова «попросили решить вопрос с Тырышкиным на очень высоком уровне».

Можно только гадать, чем президент РТС не устроил высокопоставленных «просителей». По мнению президента Московской международной валютной ассоциации Алексея Мамонтова, «наверху начались разборки по поводу фондового рынка». Некоторые наблюдатели припоминают, что глава президентской администрации Александр Волошин в прошлом работал в инвестиционной компании и наверняка представляет себе, во что может превратиться РТС с началом пенсионной реформы, после того как на фондовый рынок пойдут средства негосударственных пенсионных фондов.

В любом случае с устранением Тырышкина отечественный фондовый рынок получает свою «вертикаль власти». И уже ближайшее будущее покажет, станет она становым хребтом или осиновым колом.

Еще по теме