Forex-тур

13.10.201400:00

Работа на туристическом рынке в России похожа на валютные спекуляции Forex. «Имея буквально $100 в кармане, вы можете стать миллионером» – обещает реклама, которой пестрят билборды в центре Москвы и вагоны столичной подземки. Заработать на валютном рынке удается единицам, а десятки тысяч неподготовленных клиентов теряют деньги весьма быстро.

До последнего времени на профильном рынке фиксировалась настоящая «золотая лихорадка»: турпоток за рубеж рос на десятки процентов в год, и операторы ради увеличения доли рынка были готовы буквально на все, в том числе на продажу путевок себе в убыток. Как и на рынке Forex, для покрытия потерь они расходовали деньги все новых и новых туристов, приток которых не иссякал. Кроме того, под будущие продажи операторы брали кредиты, используя тем самым «кредитное плечо», опять точно так же, как при спекуляциях на валютном рынке.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в начале октября сравнил деятельность туроператоров с работой финансовых пирамид первой половины 1990-х. «Не надо строить пирамиды, не надо жить сегодня за счет будущих продаж», – поддержал главу правительства руководитель Минкультуры (курирует Ростуризм) Владимир Мединский. Его министерство после целой череды банкротств туроператоров анонсировало реформу выездного туризма. В частности, она предполагает увеличение отчислений в фонд «Турпомощь» и финансовых гарантий.

«Нет, это не пирамиды. Просто бизнес строился так, что клиенты, оплачивая свои туры, финансировали отдых других туристов, – не соглашается с позиционированием туроператоров как финансовых пирамид официальный представитель Ростуризма Ирина Щеголькова. – Никто не начинал свой бизнес для того, чтобы собрать деньги и сбежать. У некоторых ушедших компаний отели в той же Греции были проплачены до 2017 г.». «Туроператоры действительно строили пирамиды, но не в расчете «кинуть» клиентов, а в надежде на то, что сейчас случится чудо, и прольется золотой дождь», – добавляет официальный представитель Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.

Русофобские настроения

«Все обанкротившиеся и закрывшиеся туроператоры стали заложниками собственной политики ценообразования и ведения бизнеса, – поясняет заместитель генерального директора консалтинговой компании Heads Никита Куликов. – В целях достижения сверхприбылей многие операторы работали, что называется, с «кредитным плечом». Не желая тратить собственные денежные средства, они пользовались услугами аэропортов, авиаперевозчиков и отелей с отсрочкой платежа, тем самым туроператоры могли в определенные моменты фиксировать прибыль и даже зарабатывать, при этом фактически демпингуя и работая себе в убыток». Эксперт уверен, что по своей сути многие турагентства в России представляют собой подобие «МММ», где новые клиенты расплачиваются за долги старых. Такая ситуация могла существовать длительное время, но лишь при условии наличия непрерывного спроса на услуги тур­агентств. И соответственно как только на профильном рынке наметился устойчивый спад, образовался операционный разрыв между доходами и расходами таких турагентств. Все это очень напоминает деятельность известного в прошлом девелопера Сергея Полонского. Как рассказывал один из его менеджеров, экс-глава Mirax Group начинал продавать квартиры, как только «находил деньги на забор». «Кризис вызван в первую очередь низкой рентабельностью турбизнеса. Туроператоры в погоне за оборотными средствами устроили настоящую войну, выставляя демпинговые цены на направления – в частности, Греция. И уже не первый год такая ситуация», – подтверждает генеральный директор ООО «Центр путешествий» Татьяна Черникова. Но если на протяжении предыдущих лет непрерывного роста прямые убытки от демпинговой политики удавалось «прятать» за счет непрозрачной отчетности туроператоров и фактического субсидирования отдыха одних туристов другими, то, как только спрос пошел на спад, сработала мина замедленного действия, которую сами же туроператоры заложили под собственный бизнес. «Это закономерный результат четырехлетней конкурентной борьбы. В 2014 г. все совпало: и рост курса доллара, и политическая ситуация вокруг Украины, и экономические проблемы в стране, и запрет силовикам на выезд. Четыре года операторы рынка конкурировали только ценой и подрубали свою финансовую устойчивость», – констатирует исполнительный директор Ассоциации туристических операторов России Майя Ломидзе.

Тур в кредит

Весна текущего года ознаменовалась обвалом на туристическом рынке: компании закрывались одна за другой. «Еще в феврале 2014 г., когда началось резкое падение рубля и введение санкций против России, нужно было тому же самому «Лабиринту» притормозить свои программы (региональные, в частности) и выход на направление Испания. Причем выход был достаточно агрессивный: жесткий демпинг по направлению. И привлечение клиентов греческого сегмента, тоже по заведомо заниженным ценам», – вспоминает Татьяна Черникова. По сравнению с тем же «Пантеоном» (стабильный игрок на рынке Греции), у «Лабиринта» предложения были намного выгоднее, и менеджеры турагентств, видя разницу в цене, бронировали туры у «Лабиринта», не предупреждая клиентов о том, что разница в цене на 30–50% должна насторожить конечного потребителя. По мнению Татьяны Черниковой, так как «регулятором» в данном бизнесе выступает розница, то розницу в первую очередь должны были оградить от невылетов. И брать расписки с туристов о том, что они согласны на сниженную цену и знают о неблагонадежности туроператора. Пострадал в итоге кто? Тот, кто гнался за скидками от туроператора и агентства.

По статистическим данным, в первом полугодии выездной трафик снизился на 15%. Вполне вероятно, у отдельных операторов падение было выше в несколько раз, ввиду специализации на отдельных направлениях, просадка по которым сильнее. Но все-таки даже такое падение продаж при наличии достаточных ресурсов теоретически не должно приводить к фатальным кассовым разрывам. Финансовые институты на фоне роста страновых рисков в I квартале активно пересматривали лимиты и сокращали сотрудничество с потенциально подверженными угрозам заемщиками. В индустрии туризма, с ее потребностью в больших объемах средств, с ее короткими оборотами и, понятное дело, со сравнительно высокой эластичностью самого продукта (зарубежный отпуск ведь можно и отложить), вероятно, таких компаний оказалось немало. Сокращение ранее открытых кредитных линий определенно могло спровоцировать эффект домино и способствовать усугублению финансовой нестабильности на фоне операционных потерь.

Туристическая зачистка

В начале октября компания Tez Tour объявила о двукратном сокращении программ по отдельным направлениям. «Такое решение принято в связи со снижением платежеспособного спроса, падением рубля, волатильностью и общей нестабильностью на рынке, – пояснил «Ко» советник главы компании Николай Корзон. – Tez Tour оставила самое интересное, самое востребованное, самое популярное. Решение не приведет к дефициту на рынке и не увеличит стоимости услуг». На аналогичный шаг вынужден был пойти и другой крупный игрок: в начале октября о сокращении предложения для российских туристов на 30% сообщил мировой тур­оператор – британо-немецкая TUI Travel.

«Среди турагентств сейчас будет проходить свое­образная чистка, наподобие той, что идет в банковском секторе. И чем крупнее и сильнее будут игроки, тем маловероятнее, что их будут «топить» и банкротить», – полагает Никита Куликов. Хотя, по его мнению, в настоящее время под ударом находятся все туроператоры, предлагающие наиболее востребованные направления отдыха (Турция, Египет). Также в этом ряду пребывают и небольшие турагентства, занимающиеся перепродажей путевок своих более крупных коллег. «Масштабного обвала не будет. Уйдут те, кто находится на грани банкротства. Как туроператоры, так и агенты, жившие за счет оборотки и в августе–сентябре за счет падения спроса и активности получившие огромные кассовые разрывы», – прогнозирует Татьяна Черникова. «В условиях дальнейшей рублевой девальвации и наличия «тонких» мест в страховании турбизнеса туристическая отрасль продолжит следовать по пути укрупнения компаний», – соглашается старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Хотя как минимум 30% туроператоров может покинуть рынок уже до конца года.

Между тем некоторые туроператоры утверждают, что, в отличие от коллег, чувствуют себя не так плохо. «Несмотря на колебания курса валют и туристического спроса, количество туристов, отправленных компанией Anex Tour, возросло на 36% по сравнению с показателем 2013 г.», – рассказывает официальный представитель Anex Tour Елена Кокоева. Помогло компании то, что она развивает собственный парк самолетов и не привязана к официальным перевозчикам. В 2014 г. ее авиапарк расширился до 19 самолетов: Boing 767-300 – 2 борта, Boing 757-200 – 9 бортов, Boing 737-800 – 3 борта, Boing 737-500 – 1 борт и Airbus A321 – 4 борта. «Главным преимуществом собственных чартеров является невысокая стоимость перелета, которая входит в турпакет, а также возможность самостоятельно планировать полетную программу, независимо от других авиакомпаний и туроператоров», – поясняет Елена Кокоева.

Черное и белое

Как и в истории с банковским сектором, как только на туристическом рынке начались проблемы, сразу появились неофициальные «черно-белые» списки компаний, являющихся финансово устойчивыми, и тех, кто, с высокой долей вероятности, может покинуть рынок. «Зачастую это взаимоисключающие списки, где присутствуют одни и те же компании: и в «черном» списке, и в «белом», – подчеркивает Ирина Тюрина. Майя Ломидзе призналась, что видела не один десяток подобных перечней, но значительная их часть – это не более чем вброс. «Для того чтобы составить подобный список, должно быть понимание по платежам партнерам, по задолженностям. Ни у кого доступа к такой информации по определению нет», – уверена Майя Ломидзе.

Одновременно с «черно-белыми» списками на рынке начали циркулировать слухи о том, что тот или иной крупный оператор выставлен на продажу. В конце сентября появилась информация, что туроператор «Библио Глобус» якобы ведет переговоры о покупке Tez Tour и все это опять же связано с проблемами, возникшими на рынке. «Это бред. Никаких переговоров мы не ведем. Вытащили какие-то заявления турецкого бизнесмена двухмесячной давности. Непонятно, зачем это надо было сейчас делать», – приводит «Интерфакс» слова генерального директора Tez Tour Владимира Каганера. В «Библио Глобусе» запрос «Ко» проигнорировали. «Я доподлинно знаю, что такая сделка даже не обсуждалась», – заявила Майя Ломидзе. «Давайте рассуждать объективно. Сегодня продается все, главное – чтобы была хорошая цена. Была озвучена цена в $1 млрд. У кого есть сейчас такие деньги на покупку актива в туриндустрии? Милости просим», – иронизирует Николай Корзон. Первые слухи о том, что Tez Tour может быть продана, появились сразу после кризиса 2008 г. Тогда бизнесом оператора интересовалась TUI Travel. Речь шла о сумме примерно в $1 млрд. Но стороны договориться не сумели, и TUI Travel в 2009 г. совместно с S-Group приобрели двух менее крупных туроператоров – «Мос­трэвел» и VKO Group. Переговоры о продаже вновь активизировались в 2012 г., когда к туроператору стал присматриваться украинский олигарх Игорь Коломойский. В то время речь шла уже о сумме в промежутке от $500 млн до $1 млрд. Но и тогда сделка не состоялась по причинам, которые стороны до сих пор не разглашают. «Слухи ходят уже около двух лет, но я бы раньше времени не делал каких-либо прогнозов, так как, скорее всего, сделка никак не состоится из-за долгов туроператора, которые не публикуют в рейтингах,  – говорит Татьяна Черникова. – Было бы интересно в принципе посмотреть результаты аудиторских проверок компаний, и рейтинг не оборотов за год, а существующие долги. Если компания работает в убыток, то о каких перспективах может идти речь?»

После того как была опровергнута информация о продаже Tez Tour, президент «Натали турс» Владимир Воробьев предположил, что вскоре может состояться еще одна крупная сделка на рынке: «Мы наблюдаем такой четкий альянс между Coral и Anex». «Вопрос об объединении Anex Tour и Coral Travel считаю непрофессиональным и необоснованным, так как этот слух не подтвержден никакими официальными заявлениями», – подчеркивает Елена Кокоева.

Контроль за креслом

«В отрасли сейчас две фундаментальные проблемы. Первая заключается в отсутствии нормального законодательства и государственного контроля как за операторами, так и за агентствами. Лицензирование, сертификаты, фингарантии – назовите это как хотите, – рассуждает Ивор Вукелик, директор по маркетингу и продажам TUI Russia. – Смысл в том, чтобы начать жестко контролировать, кто и по каким критериям имеет право называться оператором или агентом». Для примера: получить лицензию авиаперевозчика в нашей стране невероятно сложно, для этого недостаточно просто иметь большие финансовые возможности. А тур­операторскую лицензию может заиметь практически каждый желающий. Вопрос лишь в страховом обеспечении. Но, как видно на примере ушедших с рынка компаний, застраховать свою ответственность можно и в никому не известных, а возможно, и «карманных» страховых компаниях. Так что это не является сложностью для работы в отрасли. Поэтому регулятор – Ростуризм – должен предпринять меры для кардинального усиления контроля за отраслью. Но, с другой стороны, где переизбыток контроля, там отсутствие реальной конкурентной борьбы.

Вторая проблема – переизбыток турпродуктов. Это проблема не сегодняшнего дня, ей уже лет десять. «На каждого реального туриста в России порой приходится до трех-четырех кресел, следствие этого – недогрузка у большинства игроков и очевидный демпинг. Раньше, когда туроператоры фиксировали ежегодный рост в 30–40%, на это можно было закрыть глаза», – продолжает Ивор Вукелик. Сегодня же ситуация кардинально изменилась. Туроператорам уже сейчас приходится жить в реальности и соотносить собственные финансовые возможности с потребностями рынка, который стагнирует. Так что новые банкротства еще впереди.