Форма без содержания

Как мы представляем себе рок визуально? Изломанная поза музыканта, энергичные движения, искаженное лицо и обязательно электрогитара наперевес - как настоящее воплощение изначального бунтарского духа рока. Между тем область применения электрогитары простирается от оркестра классической музыки до эстрадного проекта, а порой из электрогитары извлекаются такие звуки, что понять их источник, не видя инструмента, практически невозможно.


Многие электрогитары стали частью истории музыки, некоторые представляют собой настоящие арт-объекты или важные детали реквизита, бывает, они служат чуть ли не спортивными снарядами.

История электрогитары берет свое начало в 30-х годах прошлого века. Ее создание было следствием желания музыкантов, игравших джаз, увеличить громкость своих акустических инструментов. Первым решать эту проблему стал Джордж Бишамп. Взялся он за это дело, кстати сказать, чтобы только за что-нибудь взяться: хотел занять себя после увольнения из National String Instrument Company.

В основу звукоизвлечения был положен тот самый принцип, что и в граммофонных иглах, акустических динамиках и электрических генераторах. Первые разработки относятся к 1925 г., но окончательно убедиться в работоспособности инструмента удалось лишь к началу 1930-х. Любопытно, что в прототипе использовались некоторые детали от стиральной машины. Бишамп обратился к знакомому мастеру с прежнего места работы, и тот в домашних условиях ручными инструментами за несколько часов изготовил корпус, за сходство с предметом кухонной утвари названный Frying Pan (сковорода). Готовый прототип Бишамп представил Адольфу Рикенбекеру, владельцу фирмы, занимающейся выпуском металлических корпусов для резонаторов в музыкальных инструментах. При его финансовой поддержке в размере $12 000 в 1931 г. была основана компания Rickenbacker Instruments, которая немедленно начала выпускать "сковородки", набиравшие год от года все большую популярность и сделавшие фирму первым в истории промышленным производителем электрогитар.


"Испанская" форма

Изготовление электрогитары классической (или "испанской") формы приписывают Ллойду Лоару, инженеру фирмы - производителя музыкальных инструментов Gibson Mandolin-Guitar Mfg.Co, Ltd., основанной в 1880 г. Орвилом Гибсоном. На тот момент Gibson славилась на весь свет своими мандолинами. В 1933 г. Ллойд Лоар, трудясь в независимом отделении Gibson под названием Vivi Tone, разработал инструмент, форма которого во многом определила будущее электрогитары.

Первой серийно выпускаемой электрогитарой "испанской" формы стала произведенная в 1936 г. Gibson ES-150. Тогда же появились и первые электрические банджо и мандолины. ES-150 имела ряд весьма существенных недостатков, связанных с тем, что корпус ее был полым. Вибрации резонирующего корпуса попадали в выходной сигнал и усиливались, к тому же возникал неприятный свист вроде того, что слышен, когда микрофон подносят к динамику. Решение этих проблем нашел известный тогда джазовый гитарист и изобретатель Лес Пол, предложивший заменить полый корпус цельным. Результатом его изысканий стала изготовленная в 1946 г. гитара The Log, корпус которой представлял собой кусок сосны 4х4 дюйма с прилаженными к нему двумя звукоснимателями собственной конструкции. Для большей эстетичности к деревяшке приделали еще и две части корпуса от полой гитары. Поначалу все это было прохладно принято руководством компании, и лишь после появления в Gibson Тэда Маккарти, человека с редким чутьем и огромным опытом в музыкальной индустрии, работы над гитарой Леса Пола продолжились.

В 1952 г. инструмент под названием Les Paul поступил в продажу и с тех пор стал каноническим во многих жанрах музыки, особенно в джазе. На Les Paul играли легендарные The Beatles. Другой инициативой Маккарти был выпуск в 1958 г. электрических гитар необычной формы, призванных разрушить сложившийся к тому времени и в целом консервативный имидж Gibson. С моделями Explorer и Flying V цель была более чем достигнута: инструмент выглядел столь вычурно и агрессивно, что отпугивал покупателей, и продажи пришлось свернуть. Эти гитары стали по-настоящему популярны лишь к 1970-м, когда со сцены во всю мощь грянул тяжелый рок. До сих пор невозможно представить себе рок-фестиваль без появления на сцене гитариста, гордо терзающего струны на инструменте одной из этих моделей.

С гитарой же Les Paul в 1961 г. произошел любопытный случай. На потребу публике форма корпуса была изменена на один вырез. Подобная вольность настолько не понравилась создателю, что он потребовал убрать свое имя из названия и немедленно расторг все отношения с Gibson, возобновив их лишь в 1968 г. Гитара тем временем поступила в продажу под названием Gibson SG и снискала себе мировую славу, став штатным инструментом тысяч музыкантов и любимой гитарой Ангуса Янга из AC/DC и Тони Айомми из Black Sabbath.

В то же время Gibson не отказался полностью от производства полых электрогитар. В 1961 г. была выпущена модель ES-335 с полурезонирующим корпусом. Именно ее использовал в своих выступлениях B.B. King. Также отдельного упоминания заслуживает модель 1963 г. Gibson EDS-1275 (Doubleneck) с двумя грифами, названная впоследствии самой крутой гитарой в роке и используемая Джимми Пейджем и Слешем из Guns N'Roses.


Икона стиля

Еще один человек, сделавший себе имя и деньги на изготовлении электрогитар со сплошным корпусом, жил в Калифорнии и до поры до времени держал радиомастерскую. Его звали Лео Фендер, и в 1946 г. он основал Fender Electric Instrument Company (ныне Fender Musical Instruments Corporation), выпустившую впоследствии несколько моделей, ставших легендарными, в частности первую в мире электрическую бас-гитару. В 1949 г. Фендер сконструировал инструмент под названием Esquire, после некоторой доработки переименованный в Broadcaster. По техническим характеристикам он во многом превосходил гитару Леса Пола. Однако за излишне, по мнению джазовых музыкантов, "жесткий" звук и низкую надежность инструмент своего покупателя не нашел. Время этой гитары, в очередной раз переименованной уже в Telecaster (также известной, как Tele), придет лишь в середине 1950-х - начале 1960-х, когда она станет бешено популярной среди исполнителей кантри, блюза и рок-н-ролла. Эта гитара славилась простотой и модульностью конструкции, что существенно облегчало ремонт и допускало разнообразные доработки самими музыкантами. Еще это значительно удешевляло производство и позволяло использовать конвейерную сборку. Эта модель производится и сейчас, оставаясь основным рабочим инструментом многих гитаристов. В 1951 г. Фендер изготовил и первую в мире электрическую бас-гитару Fender Precision Bass, которая по сей день является для многих музыкантов и производителей эталоном бас-гитары. Вслед за этим, в 1960 г., последовал выпуск еще одной легенды музыки - гитары Fender Jazz Bass.

Самым большим достижением Лео Фендера в области создания электрогитар является Fender Stratocaster. Этот по-настоящему культовый инструмент появился в 1954 г. при содействии коллег Фендера - Джорджа Фуллертона и Фредди Тавареса. Гитара предназначалась в основном для соло-гитаристов, и звук ее украшает не одну сотню исторических записей. При проектировании инструмента особое внимание уделялось удобству игры на нем, что выразилось в особенностях формы корпуса. Для большей мощи звучания поставили три звукоснимателя плюс два регулятора тембра и один - громкости.

Название инструмента предполагало ассоциации с передовыми технологиями и стремлением к высотам - музыкальным, конечно. В год выпуска гитара стоила $249,5. Сейчас некоторые Stratocaster, произведенные в 1954-1958 гг., продаются более чем за $175 000.

Fender Stratocaster неоднократно модернизировалась, в том числе, и самими музыкантами, не раз менялись материалы, из которых делали инструмент, отмечено даже несколько примеров выпуска в продажу "пиратских" копий. В 1965 г. Stratocaster значительно потеряла в качестве, что было обусловлено продажей Fender компании CBS, наладившей массовый выпуск дешевых гитар. Однако благодаря таким профессионалам, как Джими Хендрикс, Эрик Клэптон, Дэвид Гилмор и Ричи Блэкмор, неизменно предпочитавшим Stratocaster, популярность инструмента всегда оставалась стабильно высокой среди широкого круга музыкантов.

В 1985 г. группа инвесторов выкупила Fender у CBS, что положительным образом сказалось на качестве и ассортименте. Был создан производственный штаб в городе Корона (Калифорния), куда вновь пригласили ушедших за время работы на CBS специалистов. Возобновилось сошедшее было на нет сотрудничество с профессиональными музыкантами "высшей лиги". Сейчас Fender Musical Instruments Corporation имеет несколько производств на территории Мексики и США и выпускает, в частности, восемь модификаций гитары Fender Stratocaster. Ведется работа и по индивидуальным заказам.

Уже более полувека, несмотря на изобретение синтезаторов и массовое вторжение в музыку цифровых технологий, электрогитара является неотъемлемой частью многих направлений музыки и одним из самых легких в освоении инструментов. Со времен появления канонических моделей она не претерпела каких-либо принципиальных изменений, а звукоизвлечение совершенствуется в основном за счет использования новых приемов игры и применения все более изощренных способов обработки звука. Многие талантливые личности заслужили славу и миллионные состояния, развлекая публику виртуозной игрой на ней. Часто именно гитарист рисует основную музыкальную картину произведения, является настоящим фронтменом коллектива и кумиром поклонниц. И все это делает электрогитару не только музыкальным, но и универсальным бизнес-инструментом, способным и в долгосрочной перспективе обеспечить своего обладателя.


Музыкальное сборище

Первые рок-фестивали начали проводиться на Западе в конце 1960-х и стали важными социально-культурными вехами. Наверное, одним из самых известных фестивалей можно назвать Вудсток (полное название - Вудстокская ярмарка музыки и искусств, или Woodstock Music-and-Art Fair), проходивший с 15 по 18 августа 1969 г. на одной из ферм в штате Нью-Йорк. Мероприятие посетили около 500 000 человек, и в историю оно вошло как символ окончания эры хиппи. Среди выступивших на фестивале были The Who, которые украсили свое выступление ставшим впоследствии классикой ломанием гитар, Jefferson Airplane, Дженис Джоплин, Creedence Clearwater Revival, Джими Хендрикс, Grateful Dead и другие столпы рока тех лет. Выступление Джими Хендрикса было признано посетителями величайшим в истории рок-музыки. В СССР один из первых рок-фестивалей прошел с 8 по 16 марта 1980 г. в Тбилиси. Этот фестиваль считается очень важным в истории отечественной рок-музыки. В организаторах числились Грузинская национальная филармония, Союз композиторов Грузии, ЦК комсомола Грузии и лично Эдуард Шеварднадзе, бывший тогда главой республики. По итогам фестиваля первое место присудили группам "Машина времени" (на фото 1981 г.) и "Магнетик бэнд" из Таллина. Среди участников были также "Автограф", "Земляне" и "Карнавал". Группу "Аквариум" дисквалифицировали за неподобающее поведение на сцене. Фирма звукозаписи "Мелодия" выпустила итоговую пластинку, а финское ТВ сняло 40-минутный документальный фильм "Советский рок". Среди современных фестивалей выделяются Rock am Ring в Германии, Rock In Rio, начинавшийся в Бразилии, но позже переехавший в Испанию и Португалию, Ozzfest - американское детище Оззи Осборна, не имеющее постоянной дислокации, и чикагский Lollapaluza, где музыкальные выступления перемежаются танцевальными и комедийными номерами.