Форменная реформа
Дестабилизация банковского сектора летом 2004 года лишний раз показала необходимость проведения реформ для создания более сильной и «дисциплинированной» банковской системы. Если Россия не проявит должного упорства и не проведет давно откладываемую банковскую реформу, страна может остаться без финансовой инфраструктуры, необходимой для диверсификации и укрепления экономической базы, а также достижения поставленных задач развития.
Введение системы страхования вкладов, переход на Международные стандарты финансовой отчетности, а также многочисленные инициативы регулирующих органов, касающиеся качества капитала банков, создадут на рынке дополнительную неопределенность в будущем году.
Для продвижения реформ Центробанку необходимо проявить больше жесткости и политической воли, ему также требуются государственная поддержка, понимание и дисциплина со стороны участников рынка. Российскому банковскому сектору, несомненно, пошло бы на пользу устранение рискованной и вредной практики, в частности использования дочерних банков их владельцами для финансирования собственных инвестиций в промышленность, увеличения капитала кредитных организаций за счет заемных средств или повсеместно наблюдаемой высокой концентрации активов на небольшом числе заемщиков, вкладчиков и эмитентов ценных бумаг.
Вечное эхо кризиса
Для многих банков начало 2005 года всё еще будет периодом восстановления после дестабилизации минувшим летом. Многие российские кредитные организации пока испытывают трудности с привлечением вкладов клиентов, особенно физических лиц. Межбанковский рынок также еще фрагментирован, и его нынешние обороты отстают от показателей первого квартала 2004 года. С учетом ухудшения условий заимствований на мировом и внутреннем рынках эти проблемы могут в краткосрочной перспективе ограничивать возможности расширения бизнеса многих банков. Однако вряд ли это нарушит в целом положительную динамику развития банковского сектора, поскольку макроэкономические условия вполне благоприятны, а доходы населения растут. К тому же ожидается, что российские кредитные организации инициативно и творчески подойдут к выпуску новых продуктов и услуг, дабы увеличить приток клиентских средств с рынка.
Знаковым событием следующего года станет завершение публикации списка банков, допущенных в систему страхования вкладов, что может стать причиной новых всплесков нервозности на рынке. На сегодняшний день около 300 банков уже были приняты в систему страхования вкладов. Тем не менее критерии отбора сформулированы недостаточно четко, что обеспечивает Центробанку большую возможность маневра в процессе отбора. Поэтому опубликованные принципы отбора не позволяют более или менее обоснованно определить, сколько банков смогут принять участие в системе. К 27 июня 2004 года (крайний срок для подачи заявки на участие в системе страхования) 1140 из 1184 банков, имеющих лицензию на банковское обслуживание физических лиц, заявили о своем желании участвовать в системе.
Другим важным фактором, который во многом будет определять деятельность банков в будущем году, – обязательное составление отчетности по международным стандартам (МСФО). Однако сроки полного и окончательного перехода на МСФО определить пока сложно. Процесс перехода на международные стандарты, скорее всего, затянется и вызовет немало споров, но в конечном итоге он, возможно, радикально повлияет на всю банковскую практику и структуру отрасли, особенно если одновременно будут усилены требования регулирующих органов, в частности в отношении надзора и раскрытия информации.
Не исключено, что в течение этого периода «теневого» использования МСФО Центробанк будет индивидуально работать с некоторыми банками для обсуждения проблем, возникающих в связи с внедрением МСФО, и устранения шероховатостей в процессе перехода на новые стандарты отчетности. В соответствии с опубликованными правилами публичное раскрытие трансформированной финансовой отчетности по МСФО, равно как и результатов надзорного анализа деятельности банков, проведенного на их основе, не обязательно до завершения процесса окончательного перехода на МСФО как единый стандарт отчетности.
Многие крупные российские банки, осуществляющие или планирующие осуществлять значительные объемы операций за пределами России, уже составляют периодическую отчетность по МСФО – это их собственная инициатива. На сегодняшний день примерно 200 из 1300 российских банков, на долю которых приходится более 70% совокупных активов национальной банковской системы, составляют отчетность по МСФО или USGAAP. Но даже в этих банках РСБУ в подавляющем большинстве случаев является основой для принятия управленческих решений. Общее понимание международных стандартов очень низкое, лишь некоторые специалисты финансовых отделов банков, работающие с международными аудиторами, знакомы с МСФО. Это приводит к путанице в информации и финансовых показателях – например, характеризующих концентрацию бизнеса на отдельных контрагентах и объемы операций со связанными сторонами.
РСБУ существенно отличаются от МСФО. Это потребует внесения серьезных изменений в процессы подготовки отчетности, составления бюджета, а также принятия управленческих решений и практического управления. В результате перехода на МСФО могут существенно измениться отчетные показатели активов, собственного капитала и прибыли российских банков. Это событие затронет практически все элементы финансовых показателей банков. Однако степень влияния на разные банки будет неодинакова. Например, внедрение системы учета, основанной на методе начисления, в большей степени отразится на российских банках с относительно «длинными» по срочности активами. Российские банки также различаются по степени использования сомнительных финансовых схем («круговое» увеличение капитала за счет предоставления банковских ссуд акционерам) – соответственно, размеры необходимых корректировок будут различными.
Методы выживания
В 2005 году продолжится процесс консолидации и укрупнения российской банковской системы. В условиях обостряющейся конкуренции повышается значение такого фактора, как принадлежность того или иного банка к определенной «весовой категории». Снижение рентабельности банковского бизнеса, стремление набрать достаточную «критическую массу», рационализация бизнеса финансово-промышленных групп в сочетании с новыми законодательными инициативами – все это создает предпосылки для ускорения процесса консолидации в среднесрочной перспективе. До сих пор общемировая тенденция консолидации банковского бизнеса почти не коснулась России, но ожидается, что ее проявление будет все более заметным. Согласие на объединение с другими кредитными организациями потребует определенных волевых усилий и со стороны акционеров и менеджеров банков, привыкших чувствовать себя комфортно в составе ФПГ.
Едва ли следует ожидать, что доля Сбербанка значительно уменьшится в среднесрочной перспективе. Если не брать в расчет Сбербанк, то окажется, что структура банковского сектора сильно фрагментирована. На долю 200 из 1274 банков страны (включая Сбербанк) приходится почти 90% совокупных активов банковской системы, в том числе около 45% — на долю пяти крупнейших банков. В стране нет ни одного частного банка, доля которого в совокупном объеме выданных ссуд или привлеченных вкладов превышала бы 4%. Это означает, что эффект экономии на масштабе и диверсификация рисков – главные мотивы, побуждающие банки всего мира к консолидации, – в частном банковском секторе России остаются нереализованными. С точки зрения кредитного риска небольшой размер российских банков обусловливает высокую концентрацию их кредитного портфеля и ресурсной базы. Как правило, российские банки не имеют возможности кредитовать крупные промышленные компании страны в силу недостаточного размера капитала и совокупных активов.
В то время как между Сбербанком и остальными банками страны сохраняется огромная пропасть, будет продолжать усиливаться конкуренция между несколькими десятками равных по силам кредитных организаций. Их развитие за счет органического роста создает базу для дальнейшей активной консолидации сектора. После нескольких лет ускоренного развития в банковской системе выделилось несколько лидеров. Пользуясь завоеванной репутацией и преимуществами в области привлечения средств, они продолжают укреплять свои рыночные позиции, оттесняя менее крупных участников рынка. В ситуации, когда конкуренция усиливается, а клиенты придают все большее значение качеству обслуживания и надежности, структура банковского сектора перестраивается: в ней повышается доля крупнейших банков. Масштаб бизнеса все больше расценивается как необходимое условие достижения «критической массы» и обеспечения долговременной рентабельности.
В последние четыре года российский банковский сектор бурно растет на волне устойчивого экономического подъема. В 2003 г. совокупный объем выданных ссуд в реальном выражении вырос на 60% (самый высокий рост за последние четыре года) и достиг $88 млрд, а объем привлеченных депозитов увеличился на 47,5%, составив $102 млрд. Однако этот рост сопряжен с определенным риском. Сохранение тенденции экспансивного роста повышает опасность давления на финансовую систему в случае спада деловой активности. Быстрый рост активов, как правило, приводит к тому, что менеджеры банков, «зачарованные» перспективами роста в благоприятных экономических условиях (даже если они созданы циклическим повышением конъюнктуры в топливно-энергетическом секторе), теряют бдительность и недооценивают существующие риски.
Хотя повторение исключительно динамичного роста бизнеса банков, наблюдавшегося в 2003 г., в ближайшее время маловероятно, но темпы роста все же останутся высокими, о чем позволяют судить результаты первого полугодия 2004 г. Общий кредитный портфель банков увеличился на 17% — до $103 млрд, а общий объем депозитов вырос на 18% — до $120 млрд. Несмотря на некоторую стагнацию кредитной деятельности и сокращение портфеля ценных бумаг летом 2004 г., осенью, как и ожидалось, темпы роста увеличились, во многом за счет экспансии крупнейших российских банков. В 2003 г. ВВП России вырос на 7,3%, а в 2004 г. и 2005 г. его прирост составит, по оценкам Standard & Poor’s, 6,8% и 5,8% соответственно, что позволит банковскому сектору сохранить хорошую динамику развития. В настоящее время экономика России стремительно растет благодаря значительной прибыли от экспорта продукции топливно-энергетического комплекса и металлургии, обеспечивающей (по крайней мере, в совокупности) достаточную ликвидность как для государственного, так и для частного секторов.