Top.Mail.Ru
$ 58.13
 108.40
£ 72.70
¥ 45.22
 59.88
Нефть WTI 111.08
GOLD 1850.57
РТС 1253.69
DJIA 31880.24
NASDAQ 11535.28
BTC/USD 29189.00
технологии и наука

Формула Бауманки

Фото: Bauman Racing Team Фото: Bauman Racing Team

Студенты Бауманки в перерывах между парами строят беспилотный гоночный болид для соревнований Formula Student. По правилам международного турнира они должны построить автомобиль за год. Молодых инженеров заметили в «Яндексе» — теперь они помогают IT-компании развивать облачные технологии. 

Formula Student — международное соревнование среди студентов технических вузов. Впервые его стали проводить в конце 1980-х при поддержке Ассоциации автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers, SAE). Сейчас соревнование проводится под началом спортивного директора «Формулы-1» Росса Брауна. 

Каждый год более 1000 университетских команд со всего мира проектируют собственный автомобиль и соревнуются в гонках на трассах Германии, Австрии, Венгрии, Италии и других стран. Студенты из РФ впервые приняли участие в соревнованиях в 2006 году. Сегодня в гонках участвуют более десяти российских команд. 

В их числе — Bauman Racing Team. Ее основали в 2012 году студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана при поддержке одного из преподавателей вуза. Как создавалась команда и каких успехов она достигла, рассказывает ее капитан Павел Карасев.

Первые гонки

Свою первую машину команда Бауманки строила для соревнований в Италии, которые проводились в 2013 году. «Ребята тогда выступили не совсем гладко, но одну из дисциплин отъездили хорошо. Результат в ней был даже успешней, чем у команды МАМИ, хотя она более опытна», — говорит капитан Bauman Racing Team Павел Карасев. 

Сам он пришел в команду в 2016 году, а через год попал на свое первое соревнование в Чехии. «Мы тогда показали пятую по счету машину — БРТ-5. Обычно на мировых состязаниях мы где-то в середине списка, а 2018 год стал для нас лучшим по результатам. Это были гонки в Андорре, где удалось взять первое и второе места по двум дисциплинам», — вспоминает Павел. 

Состав Bauman Racing Team обновляется ежегодно: часть студентов выпускается, а на их место в команду приходят новые кадры. В 2019 году Карасев, как самый опытный в команде, возглавил проект и набирал в команду начинающих инженеров. Они проектируют автомобили в студенческой лаборатории. 

«Она открыта с 10:00 до 23:00. Здесь происходит изготовление несложных деталей и сборка автомобиля. У нас нет фиксированного времени, которое мы требуем от ребят проводить в лаборатории, но есть минимум — 20 часов в неделю. Ребята постарше, руководители отделов, проводят в лаборатории больше времени. У студентов младших курсов такой возможности нет из-за учебы. Кто-то после пар остается, а кто-то работает в выходные дни», — отмечает Карасев. 

Кстати, поблажек в учебе у студентов нет, продолжает он. Зато есть возможность совмещать исследовательскую работу с практической. Например, можно разрабатывать какой-то алгоритм или узел автомобиля и писать по этой теме курсовую работу. 

Сейчас над проектом работают около 70–80 человек. В основной состав, решающий сложные задачи, входят 30–35 человек. Девушки в команде тоже есть, хотя их значительно меньше, как и во всей Бауманке, говорит Карасев. В основном они заняты в отделах, связанных с организационной работой, PR, фото- и видеоконтентом.

Bauman Racing TeamФото: Bauman Racing Team

Чтобы участвовать в Formula Student, необходимо пройти предварительный отбор и подать заявку. «Сейчас в мире больше тысячи студенческих команд, которые хотят участвовать в гонках. Их надо как-то отсеять, поэтому проводятся предварительные испытания. Они состоят из инженерных задач. Команды проходят "квизы", на которых им необходимо доказать свои теоретические знания, касающиеся постройки автомобиля и знания регламента соревнований», — объясняет Павел. 

Этапы Formula Student проходят в разных странах мира и отличаются по сложности, отмечает капитан Bauman Racing Team. Например, в 2019-м студенты Бауманки попали на один из самых престижных этапов соревнований, которые проводились в Чехии. 

Соревнования среди молодых инженеров отличаются в том числе по сумме вступительного взноса. «Точные цифры назвать не могу, так как финансовыми вопросами занимается университет, а не сама команда. На международные турниры, которые длятся около месяца, отправляется около 30 человек. Одна поездка на гоночный этап стоит порядка 1–1,5 млн рублей (расходы на трансфер, проживание и питание). А взносы могут составлять около трети этой суммы. Закупкой компонентов в основном занимается университет, но часть из них предоставляют партнеры проекта», — говорит Карасев.

Постройка беспилотника

С момента основания команда Бауманки строит по автомобилю в год. Исключением стал 2020-й: с марта по сентябрь лаборатория вуза пустовала из-за пандемии. На сегодняшний день студенты показали уже семь машин и в прошлом году перешли в новый класс соревнований — Formula Student Driverless. «Теперь мы проектируем беспилотный болид с электрической силовой установкой. Поэтому постройка автомобиля сильно усложнилась», — говорит Карасев. 

Болид с системой автоматического управления (включающей систему компьютерного зрения) должен уметь ездить по трассе, ориентируясь по цветным конусам. Машина оценивает их расположение и строит маршрут внутри них, благодаря чему может совершать маневры. На мировых турнирах болиду нужно максимально быстро проехать по неизвестной ему заранее траектории. 

«Наша машина не предназначена для езды на дорогах общего пользования. При этом в ней много алгоритмических модулей — аналогичных тем, которые позволяют работать большим беспилотным авто. По сути, часть решаемых нами задач схожа с теми, что решают ребята из "Яндекса" или "Сбера", которые сейчас разрабатывают собственные беспилотные технологии», — говорит Карасев. 

В 2020 году студенты Бауманки начали сотрудничать с Yandex.Cloud. IT-компания предоставила команде ресурсы, позволяющие обучать нейросети. «Систему компьютерного зрения в нашем автомобиле необходимо переобучать время от времени. Компьютеры в студенческой лаборатории для этого не предназначены. На них это все будет происходить долго либо вообще может нанести вред компьютерам. Поэтому мы это делаем на вычислительных серверах "Яндекса"», — объясняет Павел. 

По словам Карасева, облачные вычисления пока только начинают развиваться, но в дальнейшем будут популярны у компаний, так как позволят им экономить. «Компаниям невыгодно иметь у себя серверные стойки — они занимают много места и создают шум, при котором невозможно работать. Это дорогое оборудование, которое нуждается в обслуживании. При этом вычисления можно проводить удаленно, например на серверах "Яндекса". Вы платите только за время использования, а о вопросах обслуживания можете не думать», — отмечает он. 

В Yandex.Cloud рассказали «Компании», что Bauman Racing Team использует облачный сервис для анализа данных Yandex DataSphere. Студенты получили доступ к вычислительным ресурсам платформы, смогли подобрать наиболее подходящие архитектуры, а также найти и исправить ошибки в наборах данных. Это позволило ускорить обучение нейросетей в 30 раз в сравнении с обучением на лабораторном компьютере, отметили в компании. 

«Мы инвестируем время и ресурсы в такие проекты, потому что студенты — это та аудитория, которая может находить новые сценарии использования наших IT-продуктов. К тому же в популяризации и вовлечении в масштабные проекты таких ML-инструментов, как DataSphere, мы видим коммерческий интерес. Сервисы для ML-разработки все чаще востребованы в решении типичных задач как образования, так и бизнеса», — сообщил Евгений Михайленко, руководитель по работе с образовательным сектором Yandex.Cloud

На платформе Yandex.Cloud сейчас работает в том числе команда студентов Тамбовского университета. Она создают программный комплекс диагностики заболеваний сельскохозяйственных культур на основе анализа фотографий листьев. Также с помощью сервисов «Яндекса» студенты Южного федерального университета проводят Natural Language Processing и занимаются другими разработками в области Data Science. 

Bauman Racing TeamФото: Bauman Racing Team

О планах на будущее

Сегодня крупные компании вкладывают все больше усилий и средств в развитие беспилотников, потому что это перспективное направление, говорит Карасев. Он отмечает, что тренд прослеживается во всем мире, а вузы начинают обращать на это внимание, так как хотят выпускать уже подготовленные к современной индустрии кадры. Ребята еще на студенческой скамье получают практические навыки, которые они могут применять уже на первом рабочем месте, продолжает Павел. 

«И наш вуз тоже был заинтересован в том, чтобы растить современные кадры, которые будут востребованы на рынке труда. Среди российских университетов с точки зрения трудоустройства выпускников Бауманка занимает одну из лидирующих позиций благодаря в том числе таким проектам, как Formula Student», — добавляет он. 

В этом году Павел завершит учебу в Бауманке и передаст руководство командой Formula Student новому поколению. «Мне хотелось бы и дальше развиваться в отрасли беспилотников. Пока не знаю, смогу ли я работать в большой компании, где человек — маленький болтик в общей системе. У нас здесь так не принято: все ребята участвуют в решении больших задач и каждый может серьезно повлиять на общую концепцию. Не знаю, смогу ли я привыкнуть к другому», — говорит Карасев.

Еще по теме